Патент ссср 412423
412423
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз СоветскиХ
Социалистимеских
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.Х1.1971 (№ 1715856f25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 25.1.1974. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 25.IV.1974
М. Кл. F 1616 3/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий
УДК 621.646(088.8) Авторы изобретения
В. П. Селиванов, Б. И. Лагутин и Б. В. Борц
Заявитель
ЗАТВОР
Изобретение относится к запорной арматуре и может найти применение в вакуумной технике, в частности, в химической, нефтяной и других отраслях промышленности.
Известны конструкции затворов, в которых используется кривошипный механизм. Однако в таком устройстве механизм задвижек не имеет элементов компенсации износа или усадки уплотнительной прокладки, а так же механизма поддержания требуемого постояннаго усилия между клапаном и седлом затвора, необходимого для герметизации проходного отверстия.
Цель изобретения — создание затвора, имеющего механизм поддержания требуемого постоянного усилия между тарелью и седлом, необходимого для герметичного перекрытия проходного отверстия в случае износа, усадки или частичной потери физико-механических свойств уплотнителя.
Это достигается тем, что палец кривошипа закреплен на штоке, который телескопически установлен в плече кривошипа и подпружинен тарированной пружиной, установленной в этом отверстии, а шток снабжен штифтом, входящим в продольный паз, выполненный в плече кривошипа.
На фиг. 1 изображен предложенный затвор, общий вид; на фиг. 2 — то же, в аксонометрии с вырезом одной четверти; на фиг. 3— то же, вид в плане (без крышки); на фиг. 4— разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез по Б — Б на фиг. 1.
Корпус 1 затвора в виде прямоугольника выполнен сварным по линии разъема 2 и состоит из двух частей: крышки 3 и крышки 4 со втулкой 5.
В крышках 3 и 4 соосно выполнено прямоточное отверстие 6, причем в крышке 4 со
10 стороны внутренней полости затвора концентрично прямоточ ному отверстию выполнена канавка 7, с уложенным в нее уплотнителем 8.
Во втулке 5, приваренной к крышке 4, установлен вращающийся на двух подшипниках
15 9 вал 10 кривошипа, зафиксированный во втулке от осевых смещений с помощью стопорного кольца 11 и штифта 12.
Участок вращающегося вала 10 кривоши20 па за пределами шарикоподшипников 9 герметично уплотнен от окружающей среды с помощью фторопластовой манжеты 13, металлических пружинящих демпферов 14, клиновой шайбы 15 и нажимной гайки 16.
25 На наружном выходящем за пределы втулки 5 участке вращающегося вала 10 кривошипа установлена рукоятка 17, управляемая затвором с клавиши о-штифтовым фиксирующим устройством положения «затвор открыт»
30 и положения «затвор закрыт».
4!2423
Плечо 18 кривошипа, монолитно связанное с вращающимся валом 10, имеет прямоугольное сечение. В торцовой части вдоль оси плеча выполнено глухое цилиндрическое отверстие 19 с вложенной в него тарированной пружиной сжатия 20.
Сжимая в отверстии 19 пружину 20, в него вставлен цилиндрический шток 21, на свободном конце которого жестко закреплен палец
22 кривошипа. Во избежание прокручивания вокруг оси и выпадение штока 21 из отверстия 19 он проштифтован штифтом 23, концы которого входят в продольные пазы 24, выполненные в плече 18 кривошипа. На пальце
22 кривошипа установлены два шарикоподшипника 25, вставленные в кулисный паз 26 каретки 27 затвора. Каретка 27 установлена во внутренней полости затвора с помощью шарикоподшипников. Четыре шарикоподшипника 28 ориентируют каретку по боковым стенкам корпуса, остальные четыре шарикоподшипника 29 по полости крышки 3.
В центральной части каретки 27 в пазу 30 с помощью винтов 31 установлена направляющая 32.
На бортах 33 и 34 паза 30 нарезана рейка
35 реечной передачи. Взаимодействуя с рейкой 35 на каретке установлен ролик 36 в форме катушки, боковые диски которой выполнены в виде шестерен.
Ролик 36, входя в зацепление с рейками бортов 33 и 34, обхватывает с двух сторон направляющую 32 и клиновую направляющую
37, закрепленную с помощью винтов 38 на тарели 39 затвора, препятствуя таким образом сдвижению тарели 39 в боковом направлении. Ориентация тарели 39 на плоскости крышки 4 осуществляется с помощью четырех роликов 40 закрепленных на тарели 39 винтами 41 на упругих кронштейнах 42, с помощью которых тарель приподнимается от уплотнителя в процессе открывания затвора.
На тарели 39 со стороны уплотняющей поверхности выполнен кольцевой зуб 43, входящий в канавку 7.
Тарель 39 удерживается от выпадения в процессе открытия затвора с помощью установленного на каретке 27 штифта 44.
Работает затвор следующим образом.
Из положения «затвор закрыт» с помощью рукоятки 7 вращают вал 10 кривошипа. Вме5
1О
35 сте с валом приходит во вращение плечо 18 со штоком 21 и пальцем 22 с шарикоподшипниками 25. Перемещая по кулисному пазу 26 каретку 27, палец 22 с шарикоподшипниками
25 увлекает каретку 27 влево. Ролик 36, скатываясь от клиновой направляющей 37, освобождает тарель 39 от усилий герметизации. В это время упругие кронштейны 42, распрямляясь, опускает тарель 39, выводя зуб 43 из канавки 7.
В это же время под действием пружины 20 шток 21 приходит в движение и в процессе дальнейшего проворачивания вала 10 кривошипа выходит из отверстия 19 плеча 18 кривошипа до упора штифта 23 в стенку пазов
24. При провороте вала кривошипа на 180 затвор полностью открывается.
Закрывается затвор в следующей последовательности.
С помощью рукоятки 7 вращают вал 10.
Каретку 27 вместе с тарелью перемещают к проходному отверстию до соприкасания тарели со стенкой корпуса затвора. После этого продолжают вращение вала 10 кривошипа.
Происходит накатывание ролика 36 на клиновой направляющей 37, в результате чего тарель 39 перемещается к седлу затвора.
В процессе прогрева затвора, усадки или срабатывания уплотнителя компенсация его будет происходить за счет запаса хода штока
21 в отверстии плеча 18 и кинематической энергии пружины 20, удерживающей тарель под постоянным усилием, которое требуется для герметизации клапана на седле затвора, т. е. зуба 43 на уплотнителе 8.
Предмет изобретения
Затвор с запорной тарелью и механизмом ее перемещения в полости корпуса в виде каретки, кинем атически связанной с кривошипом и механизмом запирания тарели, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью поддержания требуемого постоянного усилия между тарелью и седлом, необходимого для герметичного перекрытия проходного отверстия, палец кривошипа закреплен на штоке, который телескопически установлен в плече кривошипа и подпружинен тарированной пружиной, установленной в этом отверстии, а шток снабжен штифтом, входящим в продольный паз, выполненный в плече кривошипа.
412423
2Б
4uz 5
Корректор Л. Орлова
Редактор А. Бер
Заказ 1019/17 Изд. ¹ 428 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Т. Журавлева
Техред T. Ускова



