Патент ссср 403605
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
403605
Союз Советски1а
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 17.Х.1969 (№ 1368986/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.Х.1973. Бюллетень № 43
Дата опубликования описания 28.III.1974
М. Кл. В 6311 1/34
В 60f 3/00
Государственный камнтет
Совета Мнннстрав СССР па делам изобретений и открытий
УДК 629.1.032(088.8) Авторы изобретения
В. П. Рогожин, Л. С. Самохвалов и Л. Я. Лиокумович
Горьковский автомобильный завод
Заявитель
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОЖУХ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ
НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ
Изобретение относится к плавающим машинам и касается гидродинамического кожуха плавающей машины на гусеничном ходу.
Известен гидродинамический кожух плавающей машины на гусеничном ходу, смонтированный на крь|ле машины в районе ведущего колеса, содер>кащий крыльчатку и направляющее кольцо с водометным патрубком.
Целью изобретения является повышение эффективности работы крыльчатки путем увеличения ее числа оборотов.
Для этого ведущее колесо и крыльчатка смонтированы на входящих один в другой валах, связанных с ведущим валом бортовой передачи машины двумя парами цилиндрических шестерен с различным передаточным числом.
На фиг. 1 изображена гусеничная машина с предлагаемыми гидродинамическими кожухами, в плане; на фиг. 2 — ведущее колесо и гидродинамичсский кожух, вид сбоку; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2.
На машину устанавливаются два гидродинамических кожуха — левый и правый. Каждый кожух образуется крылом машины 1, передним брызговиком 2, передним навесным щитком 3 и боковым навесным щитком 4. Боковой щиток гидр один амического кожуха выполнен с центрально расположенным отверстием для подхода воды к лопастям крыльчатки. К боковому щитку 4 соосио центральному отвсрстию приварено направляющсс кольцо 5, к которому в нижней части псрпсндикулярно его вертикальной оси приварен
5 водомстный патрубок 6. Кольцо 5, имеющсс в нижней части вырез, вместе с водометным патрубком образует канал для выхода водяного потока. В кольце 5 вращастся миого10пастная крыльчатка 7, представляющая об10 текатель 8 с приваренным фланцсм 9 и лопатками 10, которая крепится тремя болтами
11 к фланцу 12 приводного вала 13. Флаиец
12 зафиксирован на валу 13 шлицами и закреплен на нем гайкой 14.
Приводной вал крыльчатки проходит во внутренней полости приводного вала 15 ведущего колеса 16 и смонтирован иа роликовом
17 и двух шариковых 18 подшип11иках, а чс20 рез шестерни 19 и 20 соединен с ведущим валом 21 оортовой передачи. Иа приводной вал 15 ведущего колеса, смонтированный в картере бортовой передачи íа двуx роликовых конических подшипниках 22 и 23, наса25 жено с нар жной cTOpoHI>I Bcpl Illc0 ко,1ссо, закрепленное гайкой 24, а с другой — шестерня 25, соединенная с зубьями, нарезанными иа ведущем валу 21 бортовой передачи. Это обеспечивает раздельное вращение ведущего
30 колеса и крыльчатки с различными оборота403605 ми от одного ведущего вала бортовой передачи.
Для максимальной скорости машины (порядка 50 км/чяс) ведущее колесо должно иметь 150 — 250 ou/мин. Для эффективной раооты крыльчатки при движении машины ня плаву она должна иметь 800 — 1000 00/мин.
Это достигается выбором передаточных чисел для ведущего колеся и крыльчятки.
ДcT;lли крыльчатки и гидродинямичсского
B bt H O t» C 0 b1 Il I T 3 II О В t< 0 É стовой стали. Боковой и передний щитки гидродинамичсского кожуха съемные. Они крепятся к крылу 1 и брызговику 2 машины с помощью болтов-барашек 26, скобы 27, петли
28 и пяльца 29.
При нахождении машины на плаву и включенной трансмиссии крутящий момент, поступающий на ведущий BBë 21 бортовой п pc33 чи, распределяется по двум няпрявлсниям— один через шестерню 25 и вал 15 ня ведущее колеco гусспичного движителя, а другой через шсстсрни 20 и 19 и вял 13 — на крыльчатку, Таким образом, создаются две положитсльныс силы тяги, приводящие машину в движение: первая от работы гусеничного дви>китсля, я вторая от работы крыльчатки и взаимодействия сс с направляющим кольцом гидродинамичсского щитка. Вращающаяся крыльчатка 7 засасывает воду через центральное отвсрстис в боковой канал 4 гидродинамичсского кожуха, которая, попадая в полость вращения крыльчатки, разгоняется до окружной скорости и отбрасывается центробежной силой к кольцу 5. В зоне вращения создается повышсннос давлсние, которос выбрасывает воду в водометный патрубок 6.
Вода, выброшенная назад по отношению к направлению движения машины, создает реактивную силу тяги, толкающую машину вперед. При тормо>кении одной из гусениц, 10 а следовательно, и остановки ведущего колеса и крыльчатки, реактивная составля|ощая другого борта заставляет поворачивать машину.
На фиг. 3 стрелкой Б обозначен вход воды, 15 стрелкой  — выход, а стрелкой à — направление движения машины.
Предмет изобретения
20 Гидродинамический кожух плавающей машины на гусеничном ходу, смонтированный на крыле машины в районе ведущего колеса, содержащий крыльчатку и направляющее кольцо с водометным патрубком, отличаю25 бийся тем, что, с целью повышения эффективности работы крыльчатки путем увеличения ее числа оборотов, ведущее колесо и крыльчатка смонтированы на входящих один в другой валах, связанныХ с ведущим валом
30 бортовой передачи машины двумя парами цилиндрических шестерен с различным передаточным числом.
А — A
17
ГФ
17
1Ф
21
Составитель М. Хесин
Редактор 3. Твердохлебова Техред Л. Богданова Корректоры: В. Петрова и Е. Давыдкина
Заказ 624/11 Изд. № 151 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



