Привод вездеходной плавающей машины
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 25.Ч.1970 (№ 1445115i27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 28 Ч111.1973. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 7.1.1974
М Кч В 60f 3 00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оа делам изобретений и открытий
УДК 629.12-8(088.8) Авторы изобретения
Н. И. Александров, П. В. Белов, А. В. Пыжиков, А. С. )Манюков и Е. И. Кузнецова
Заявитель
1Г
ПРИВОД ВЕЗДЕХОДНОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности,к созданию вездеходных транспортных машин. Известны вездеходные плавающие маши ны, пр|иводы которых содержат двигатель, установленную за ним коробку передач, связанную посредcTвом дифференциала с сухопутным и,водным движителя ми. Такие приводы хара ктеризуются тем, что винтовой и гусеничный движител и имеют между собой жесткую кинематическую связь, в результате чего, .мощность, используемая винтовым движителем, зависит только от выбран ной передачи и .не изменяется в зависимости от нагрузки,на гусеницах.
В виду того, что .винтовой движитель и меет очень жест кую характеристику по оборотам, вы|бранная передача может быть,,кап правило, одна.
Для успешного, выхода Màш инbI на берег гусеницы должны,развивать большие тяговые у1силия, а для реализаци1и этих усилий грунтом необходимо большое прижимающее усилие водометов,;причем, чем больше усилие на гусеницах, тем больше должен быть упор водометов.
Обычно для совместной работы движителей используется самая низкая, передача коробки передач, обеспечивающая достаточный упор при работе виконта и достаточную тягу |на гусеницах, обеспечивающую выход на берег.
Для работы толыко винтового движителя, когда он потребляет всю мощность двигателя, используется, пониженная передача; примыкающая к этой низшей. Эти же передачи используются на суше как основные тяговые и ра бочие; та ким образом, загрузка передач коробки передач плавающей машины очень нера в номерна, что приводит о; .неравномерному износу шестерен.
10 Кроме того, при выходе винта из воды и вращении на воздухе отсутствует смазка и охлаждение его дейдву1дного подши пни ка, что может, привести,к аварии. Поэтому водитель должен постоянно следить за моментом вы15 хада винта из,воды и при необходимости включать и вьлключать его.
Предлагаемый привод отличается тем, что
KopQ5K3 передач вездехо дной плавающей машины соединена с солнечной шестерней диф20 ференциала, сухопупный движитель связан с вадилом дифференциала, а коронная шестерня дифференциала соединена с водным движителем.
Та кое выполнение при вода обеспечивает
25 оптимальную совместную работу сухопутного и водного движителей, так KBiK |происходит распределение мощности по двикителям в,соответствии,с возникающими в них нагрузками. Благодаря тому, что дифференциал под30 держивает упор, водомета в соответствии с
55 нагрузкой íà гусен и цах, при совместной работе водного и .сухопутного QIBiH?K ителей п р|и малых,скоростях движения ма шины, когда мало сопротивление движению и движители не за гружают двигатель, водитель может подобрать одну из .повышенных передач, позволяющую двигаться с по вышен ной с коростью.
Это дает возможность более ра вномер но использовать, различные передачи,короб ки передач, для работы на воде ис пользовать передачи, .редко используемые |на суше, а при совместной работе движителей выбирать необходи мую передачу, исходя из у1слсвий дв|ижен ия. К положнтельным качествам предлагаемого lllðHIB0!äà относится и то, что lllpiH снятии,на грузии с сднопо из движителей, машина останавл и вается. Так, напри мер, если винт водного движителя выйдет из:воды, то с гусени ц cgxolIIQTHolro движителя будет снят момент, а когда маши на вс плыла и гусеницы не ка саются грунта, момент на греб|нсм валу водно го движителя станет незначителыны м, про пор ционалыным моменту, необходимому для проскальзывания гусениц вхолостую. B обоих случаях машкина рез ко снизит скоро "ть или остановится, что позвол ит вс дителю вовремя BbIIKJIIOHHTb один из движителей и,пред0TIBpa THTb возмоиные аварии.
iHa чертеже изображена кинемат ическая схема при вода вездеходной плавающей машины.
Д внгатель 1 соединен с корс б кой пересдач
2, связанной с солнечной шестерней 3 дифференциала. Коронная шестерня 4 дифференциала .по средством шестерен 5 и 6 соединена с валом 7 винта 8 и посредствс м шестерен 9 и 10 — с валом 11 виконта 12 водного движителя.
Водило 18 дифференциала соединено гусеницами 14 и 15 cyxollyTIkloro,д|впжителя и снаб,жено то,рмозсм 16.
П ри ра боте на пер вой и вго рой,пересдач корсб ки пересдач IIzrsl совместного выключения водного и сухо путного д ви>кителей служит муфта 17. Коронная шестерня 4 снабжена тормозом 18, При д вижении на суше тор|моз 18 водометно|го движителя затянут, а тор моз 16 отпуще н, водитель работает с переключением передач, ка к обычно. При работе на воде только на водно м движителе тор мсз 16 сухопутного дневи?кителя затянут, а тормоз 18 огпущен, и водитель работает на одной из высших передач.
При выходе граитора на берег водитель раз го няется на воде с помощью вод ного двнжителя, который реализует наибольшую мощ5
40 ность двигателя за счет затормаживания BOдила. Когда гусеницы сухо путных,движителей коснутся грунта, водитель затягивает тормоз
18 и отпускает тормоз Iá. При этом, на гуссницах разви вается момент в соответствии .с заце плен ием их с .грунтом, и машина выходит на берег.
В случае совместной работы движителей, когда берег крутой, гусени цы не могут полностью зацепиться за,грунт, а водный движитель iHe может вытолкнуть машкину на берог, отпускают тормоза 18» 16. Движители работают совместно. Когда на гусеницах нет на грузки, то винты 8 и 12, совместно, потребляют незначительную часть мощности двигател,я.
По мере сцепления сухопутного д ви>кителя с грунтом будет увеличиваться загрузка водного движителя и машина будет плавно псдни матыся на берег. Когда винт выйдет из воды, водитель затянет тормоз 18, и вся мощность двигателя будет реализоваться сухопутным двп>кителем без разры ва мощности в трансмиссии. Если водитель забудет затянуть тормоз 18, то ма шина остановится, так ка к без на грузки на,водном движителе гусени|цы будут BblilloJIIHIITb роль тормоза 16. Остановка машины при работающем двигателе служит водителю сигналом о выключении водного движителя.
IBp» движении машины с совмесpHo paoотающиии движитслями по горизонталь|ному участиу, водитель в зависимости QT условий дневи>кения может вы|бирать .передачу коробки передач, обеспечивающую согласование скорости машины, получаемой от,водного движителя, со скор остью,сухопутного дви>кнтеля.
iB удобных для подъема местах возможно пользоватыся муфтой 17,для совместного включения .движителей íà первой H,второй передачах коробки передач.
Предмет .изобретения
Привод вездеходной плавающей ма шины, содержащий двигатель, установленную за ним коробку передач, связанную посредством дифференциала с сухопутным и водным движителя пи, отличающийся терм, что, с целью обес псчения оптимальной совмесгной работы сухо путного и водног0 движителя, короб ка передач соединена с солнечной шестерней д ифференциала, сухопугный движитель связан с водилом дифференциала, а коронная шестерня дифференциала соединена с води ы м,движ и тел е м.
1и
Составитель В. Левицкий
Техрсд А. Камышникова
Корректор В. Жолудева
Редактор А. Морозова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3521!6 Изд. № 969 Тира>к 632 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5


