Патент ссср 399152

 

О П """" Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

399l52

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

Ы 9АТЕНТУ

Завиcèìûé от патента Хю—

М. 1хл. F 16h 25 22

Заявлено 27.V1.1969 (Ж 1344022 25-28) Приоритет 28Х1.1968, ¹ 8839/68, Швеция

Госудеротеенный комитет

6аевте Мнннстрое ССВР

Ilo делам изобретений и открытий

УЛК 621.231.223 (088.8) Опубликовано 27.!Х.1973. Бюллется ¹ 38

Дата опубликования описания 27.11.1974

Автор изобретения

Иностранец

Свен Вальтер Нильссон (Швеция) И ностранная фирма

«Актиеболагет Свенска Куллагерфабрикен» (Швеция) Заявитель

ШАРИКОВЫЙ ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ

17 удаления промежуточного кольца механизма регулировки зазора между винтом и гайкой, а также повышения технологичности конструкции в предлагаемом механизме на торцах гайки и корпуса выполнены радиально расположенные шпоночные канавки, а зубчатые венцы гайки и корпуса выполнены на отдельных кольцах, снабженных шпонками, расположенными радиально на их торцах и взаимодействую10 щими со шпоночными канавками.

С целью обеспечения равномерности распределения усилий, передаваемых между корпусом и гайками, в предлагаемом механизме шпонки и канавки для соединения кольца и

15 корпуса расположены под углом к шпонкам н канавкам для соединения другого кольца с гайкой.

На фиг. 1 изображен шариковый винтовой хтеха низм. вертикальный разрез; на фиг, 2—

2о разрез по А — А на фиг. 1.

Известны шариковые винтовые механизмы, содержащие виконт, две гайки, расположенные в корпусе с возможно стью атасиального перемещения относительно него, и, по .крайней мере, один механизм регулировки зазора:между винтом и гайкой, состоящий из .промежуточного кольца с двумя зубчатыми, венцами с различньтм числом зубьев на внутренней и наружной цилиотдрических поверхностях, взаимодейстаующими соответствеоано с зубчатыми венцами, выполненными на гайке и корпусе. ,В известном механизме необходимо, чтобы все элементы устройства были концентричны друг другу, иначе механизм будет подвергаться неравнохтерны м нагрузкам. Следовательно требуется, чтобы зубчатый венец гайки был концентричен винтовой дорожке под шарик, а также наружной цилиндрической поверхности гайки и внутренней поверхности корпуса.

Два зубчатых венца промежуточного кольца должны быть точно концентричны друг другу и также зубчатым венцам гайдуки и корпуса соответственно. Кроме того, зубчатая часть корпуса должна быть концентрич ной с внутрен ней поверхностью корпуса. Изготовление этих элементов с такой высокой точностью затруд нительно даже на современных прецизионных станках.

С целью упрощения процесса регулировки величины зазора за счет обеспечения легкого

Шариковый винтовой механизм состоит из винта 1 со спиральной канавкой 2, который посредством ряда шариков 3 взаимодействует с гайкой частью механизма, образуемой двумя гайками 4 и 5, установленными в корпусе б. На концах корпуса б имеются выточки 7 с радиально направленным заплечиком 8, образующим дно выточки. Между выточками 7 расположена средняя часть 9, имеющая меньший

399152 диаметр, чсм Iàcòí корпуса, снабженные выточкой.

Каждая гайка -1 и 5 с11абжена окружным флаццсм 10, которьш плотно входит внутрь соответствующей выточки 7 в корпусе 6 и имеет дли11у, несколько мсньшу!o длины выточки 7.

Основной уча:ток гаек 4 и 5 имеет д. 1аметр меньший, е I средняя часть 9 корпуса 6.

В полость между флa!.öåì 10 и заплечиком 8 выточки может быть установлена прокладка (HB cpTc?Kc Ic 1IoKa3B HB) . ITo6bI ооеспечить прав.,1!Hос взаимное расположение корпуса 6 и каждой гайки 1 и 5 в радиальном и осевом направлениях, наружный конец каждой гайки

4 11 5 плотно пр11жат к п1айое ll посредством болтов 12.

Кроме того, выполне11ная,съемной шайба 11 плотно прижата и корпусу 6 посредством радиально направленных шпонок 18, которые с небольшим осевым зазором взаимодействуют с соответствующими канавками 14 в корпусе 6.

Прилагаемая нагрузка передается от корпуса б к гайкам 4 и 5 только посредством фланцев 10, которые расположены с наружной сТороны рециркуляцио1нных канавок для шариков 8.

Описываемая конструкция обеспечивает практически бесступенчатое регулирование величины зазора между винтом и гайкой с помощью механизма регули ровки, состоящего из наружного кольца 15, плотно пригнанного к корпусу 6, причем внутренняя цилиндрическая поверх1ность его снаб?кена зубьями 16. Крепление кольцa осу щест вляют посредством радиально установленных шпонок 13 На участке, направленном внутрь поверх1носги кольца 15.

Внутри наружного кольца 15 установлено кольцо 17, которое также снабжено радиально направленными шпонками 18. Шпонки 18 с небольшим осевым зазором взаимодействуют с соответствующими шпоночными кана|вками 19 з гайке 4, ïo обеспечивает жесткое крепление. На наружной цилиндриче1ской поверхности кольца 17 расположены зубья 20, число которых несколько меньше числа зубьев 16 кольца 15. Между кольцами 15 и 17 установлено промежуточ ное кольцо 21 с зу.бьями по внутренней и наружной цилиндрическим Новерхностям, взаимодействующим соот ветсгвецно с зубьями 20 и 16 колец 17 и 15. Кольца 15, 17 и 21 предохраняются от o!ceIIoro смещения посредством шайбы 22, установленной .с наружной стороны этих колец и жестко прикреплен1ной к гайке 4 посредством болтов 12.

Чтобы обеспечить регулирова1ние, внутреннее кольцо 17 снабжено двумя центрирующими выступами 23, которые плогно входят в соответствующие огверстия в гайке 4.

Для обеспечения общей, равномерности распределения усилий, передаваемых между корпусом 6 и гайками 4 и 5 посредством колец 15, 5

25 зо

:I5

17 и 21, шпонки и кана1вки в корпуее б и наружном кольце 15 расположены в плоскости, которая смещена под углом относительно плоскости расположения шпонок и канавок:в,raIIке 4 и кольце 17 (предпочтительно на 90 ).

Диаметральный шаг (модуль) зубьев .16 и

20 в трех кольцах 15, 17 и 21 предпочтительно одинаков,:и гак как окружности контакта этих зубьев различны, то зубья одного кольца не всегда находятся против зубьев промежуточного кольца.

При соответствующей установке гайки 4 относите IblHo виконта 1 может быть оп1ределено правильное их расположение, которое обеспечивает необходимое регули1рование. ПосредстB0м выбора величины диаметров окружности контакта зубьев и диаметрального шага (модуля) резьбы на ви1нте 1 достигают бесступенчатое рег1улирование.

Регулирова ние зазо ра между винтом и гайкой осуществляется следующим образом.

После вывинчивания болтов 12.шайба 22 может быть снята, причем открывается доступ к кольцам 15,,17 и 21. Ка1ждое кольцо 15 и 17 соогветственно,снабже1но индексной пометкой 24, что дает возможность легко проверить правильность регулирования placположепия шариков. Регулирование производят удалением промежуточного кольца 21 и, если необходимо, »аружного кольца 15, псле чего поворачивают гайку 4 относительно корпуса 6 и винта l.

Предмет изобретения

1. Шариковый винтовой механизм, содержа1ций винт, две гайки, расположенные в корпусе с возможностью аксиального перемещения относительно него, и, по крайней мере, оди н механ11зм регулировки зазора между винтом ., гайкой,,состоящий из промежуточного кольца с двумя зубчатыми венцами с различным числом зубьев на внут|ренней и наружной цилиндрических поверхностях, взаимодействующими соответстве нно с зубчатыми венцами, выполненными иа гайке и корпусе, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса регулировки величины зазора и повышения технологи 1HîcTи конструкции, на торцах гайки и корпуса выполнены радиально расположенные шпоиоч ные канавки, а зубчатые венцы гайки н корпуса выполнены на отдельных кольцах, снабженных шпонками, расположенными радиалы1о Ha Hx торцах и взаимодействующими со шпоночпыми канавка,ми.

2. Меха низм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения равномерности распределения усилий, передаваемых .Ме?кд\ корпусом и гайками, шпонки и канавки для соединения кольца и корпуса расположены под углом к шпонкам и канавкам для соедн11енпя другого кольца с гайкой.

ЗЧ9152

77 л

27

1дВ ! 11 — з 7Я

Составитель Г. Смирнова

Техред Т. Курилко

Редактор В. Новоселова

Заказ 7076

Корректор О. Тюрина

Изд. ¹ 1959 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Об . типография Костромского управления издательств, полиграфии и книжной торговли

Патент ссср 399152 Патент ссср 399152 Патент ссср 399152 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в винтовых передачах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное, что особенно используется в транспортном и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах, эксплуатируемых в затрудненных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к электромеханическим приводам и предназначено для использования в устройствах, где рабочее звено, например поворотная радиолокационная антенна, совершает секторное качание
Наверх