Способ снижения сопротивления воды движению судна
390999
О П И С А Н Й Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 19.IV.1971 (№ 1650145/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 25.ЧП.1973, Бюллетень № 31
Дата опубликования описания IО.XII.1973
M. Кл. В 63Ь 1/38
Гасударственный камитет
Совета Министрав СССР па делам иэааретений и аткрытий
УДК 629.12:532.58 (088.8) Авторы изобретения
И. Г. Горячко и В. И. Шуметов
Заявитель
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ
ДВИЖЕНИЮ СУДНА
Изобретение относится к способам снижения сопротивления окружающей среды движению тела, в частности судна.
Известны способы снижения сопротивления воды движению судна за счет создания слоя малого сопротивления между судном и водой.
Цель изобретения — повышение эффективности судна на высоких скоростях, при которых на поверхности тела образуются кавитационные каверны, а также исключение кавитационных повреждений поверхности тела (судна) и повышение устойчивости его движения на заданной траектории.
Это достигается нагреванием тела в последовательно расположенных по его длине зонах до образования вокруг них паровых каверн, смыкающихся с кавитационными.
Кроме того, с целью экономии тепловой энергии, тело нагревают в зонах, расположенных вблизи границ захлопывания смыкающихся каверн, с последующим снижением мощности источников тепла до пределов, обеспечивающих устойчивость общей паровой каверны.
Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом.
Тело 1 с размещенными в нем (на нем) источниками тепла 2, 8 и 4 находится в окружающей среде W, претерпевающей фазовые превращения первого рода.
5 А — естественная кавитационная каверна;
Б, В и à — паровые каверны от источников тепла;
Z — общая паровая каверна.
10 В качестве источников тепла могут быть применены высокотемпературные источники (плазменные, индукционные высокочастотные, импульсные электрические, ядерные реакторы.
При движении с некоторой скоростью тела
1 в окружающей среде W от носовой оконечности последнего возникает каверна А, которая смыкается с паровыми кавернами Б, В
20 и Г, образующимися от действия критических тепловых потоков, излучаемых источниками тепла 2, 8 и 4, расположенными для экономии тепловой энергии вблизи границ смыкающихся каверн. Так как в каверне А дав25 ление значительно меньше, чем в кавернах
Б, В и Г, то происходит автоматический поддув этой каверны паром, в результате чего граница ее захлопывания перемещается по длине тела 1 по зонам нагрева вплоть до его
30 кормового среза. При достижении но длине
390999
Предмет изобретения
Составитель М. Хесин
Техред T. Курилко
Корректоры; А. Николаева и Л. Корогод
Редактор Н. Козлова
Заказ 3257/2 Изд. № 828 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 тела 1 устойчивой общей паровой каверны Z для экономии тепловой энергии мощность источников тепла снижают до пределов, обеспечивающих ее устойчивость при движении тела 1. Соприкасаясь с холодными массами 5 окружающей среды W, пар в каверне Z конденсируется со скоростью, зависящей от степени его перегрева и параметров (давления и температуры) окружающей среды W, Однако, за время, необходимое для его конденса- 10 ции, тело 1 не успевает выйти за пределы каверны Z, благодаря большой скорости собственного хода.
В результате все тело 1 оказывается в окружении подогреваемой общей паровой ка- 15 верны Z, что способствует снижению сопротивления окружающей среды его движению, исключению кавитационных повреждений поверхности и повышает устойчивость движения на заданной траектории в результате сведе- 20 ния к нулю неравномерных гидродинамических нагрузок.
1. Способ снижения сопротивления воды движению судна путем создания слоя малого сопротивления между судном и водой, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности на высоких скоростях, при которых на поверхности тела образуются кавитационные каверны, исключения кавитационных повреждений поверхности тела и повышения устойчивости его движения на заданной траектории, тело нагревают в последовательно расположенных по его длине зонах до образования вокруг них паровых каверн, смыкающихся с кавитационными.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью экономии тепловой энергии, тело нагревают в зонах, расположенных вблизи границ захлопывания смыкающихся каверн, с последующим снижением мощности источников тепла до пределов, обеспечивающих устойчивость общей паровой каверны.

