Способ уравновешивания роторов
.t г, 1
E. л: у:.. о
О П И С А Н И Е 386300
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 11 VII.1969 (№ 1349648/25-28) М. Кл. G Olm 1/24 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.Ч1.1973. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 20.IX.1973
Комитет по делам иаобретеиий H открытий ори Совете ваинистров
СССР
УДК 620.1.05:531.24 (088.8) Автор изобретения
Заявитель
А. И. Максименко
Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Срджоникидзе
СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к способам уравновешивания роторов.
Известен способ уравновешивания роторов, заключающийся в том, что на балансировочном станке определяют величину и угловую координату неуравновешенности ротора как жесткого тела н устанавливают на ротор балансирующие грузы.
Однако известным способом трудно получить высокое качество уравновешенности роторов, работающих на скорости, при которой проявляется их гибкость.
По предлагаемому способу по найденным значениям величины и угловой координаты неуравновешенности одним из известных способов определяют величины и направления смещения главной центральной оси инерции ротора по отношению к оси вращения в плоскостях центров масс отдельных участков ротора и устанавливают в этих плоскостях балансирующие грузы, компенсирующие эти смешения.
Это повышает качество уравновешенности роторов, работающих на скорости, при которой проявляется их гибкость.
На фиг. 1 изображена схема, взаимного положения оси вращения и главной центральной оси инерции ротора, где
Р— плоскость главного вектора;
М вЂ” плоскость главного момента;
0 — 0 — ось вращения;
0 — 0> — главная центральная ось инерции
5 ротора;
Otp — От и Отлт — Отлт — проекции 0 — 0i на плоскости P и М; ч угол между 0 — О и Отлт — Отлт, ео; — смещение центра i-той массы ротора
10 от оси вращения;
eo, — смещение центра i-той массы ротора от главной центральной оси .инерции ротора; еоо,т — расстояние между осями 0 — О и
О,— О, в плоскости, проходящей через центр
i — и массы перпендикулярно оси 0-0; ео,; — смещение центра i-той массы ротора от главной центральной оси инерции при совпадении ее с осью вращения;
c — центр i-той массы ротора;
jJ — угол междуео,t и ео, .
На фиг. 2 изображена векторная диаграмма, поясняющая предлагаемый способ, где
Rz u Rn — векторы уравновешивающих сил
25 в плоскостях приведения 1 и II;
P и М вЂ” координатные оси, являющиеся следами плоскостей P и М на плоскость, перпендикулярную оси вращения; е 1 ... е о смещения центров масс ротора от
30 нейтрального положения:
I е,щ и ep — проекции векторов er —, е2 на координатные оси.
Теоретическая основа предлагаемого способа вытекает из анализа уравнений уравновешенного ротора.
П о;+%+Rrr =О, ПИог + Мг + Мп — 0, где Роь Мо oi = -"Моо,i + -Мо, где Ро, и Мо, — центробежная сила,,вызванная смещением центра i-й массы от оси
О,— О и момент ее относительно центра массы ротора;
Роо;. и M оо,i — центробежная сила, вызванная смещением оси 01 — О от оси Π— О и момент относительно центра массы ротора.
Действительно, из фиг. 1 видно, что
eoi = eoo,i + ео,i, (3) — суммы центробежных сил и их моментов относительно центра массы ротора;
Rr, Rrr и М, Msi — уравновешивающие силы н плоскостях приведения 1 и 11 и их моменты относительно центра массы ротора.
Достаточно просто доказывается, что Pgi XPgg,;+ >Pg,г, (2) 3863ОО
Если плоскость приведения 1 на расстоянии b, а плоскость приведения II на расстоянии а от центра масс ротора, то
Мг — — Rr.b, Мп= — Рп а, тогда
М вЂ”. — (R,Ь+Япа) = — а (Rrr — — Rr) . а j
Строят координатную систему с осями P и М (фиг, 2), принимая за положительное направление вектора
Rs = Rr + Rrr и Рл1: Яп Rr а
Эти оси являются следами плоскостей главного вектора и главного момента на,плоскости, проведенной через центр масс ротора перпендикулярно оси вращения. Точка 0 — след вращения. Определяют в данной координатной системе положение главной центральной оси инерции ротора.
Проекции еоо, на оси P и М обозначаются как ер;, equi,. В плоскости P
rOliЕр Ю: тс Е .О> ) 2 2 (7) 25 трр :о + Rs = О, (6) поскольку оси 0» — О р и О, — О, параллельны.
- Согласно теореме о сложении параллельных
Так как а для реальных роторов не превышает нескольких минут и Р<а, то можно счи— 1 тать: eo,< = eo,i . Поскольку Ро;=т;ггРео; то учитывая (3) можно получить Por=Poo,i+
+ Ро,i, .,как известно
-Ро,i — — О, ЕМо,i = О, (4) Расположение эксцентриситетов масс ротора около оси О> — О является нейтральным.
С учетом (4) и (2) зависимость (1) принимает вид
Иoo,i+Rr+Rir =0, Моо, +М1 +Мп =0, (5) М = Моо,г = — (Мг + Мп). т. е. неуравновешенность ротора как твердого тел а возникла в результате смещения оси
0 — О от оси О, — Оь Следовательно, уравновешивать нужно в плоскости каждого диска центробежные силы, вызванные именно этим смещением.
Такое решение позволяет сохранить оптимальную (нейтральную) систему внутренних сил и моментов на роторе. Одно из возможных графо-аналитических, решений зависимости (5) заключается в следующем.
Главный вектор P и главный момент М центробежньгх сил, действующих на ротор представлены как:
Р = choo,i = — (Rr + Rrr), где тс — масса ротора, ее — смещение ее центра относительно
35 оси вращения. После подставки (7) в (6): е„=— (8)
В плоскости М (фиг. 1) величина е ; нахо4О дится из уравнения моментов
Ет,е,а l, = — Ям а, и геометрической зависимости
45 е, = litga, где l; — расстояние от центра массы ротора до е оо,;, тогда — R, .а 1;
50 ела =- 2 °
ui2Zn1iri (9) Зависимости (8) и (9) позволяют найти еоо,i т. е. положение главной центральной оси инерции ротора относительно оси вращения.
Принимая
f — е,=е„и — е д — е,„, ° строят необходимые для уравновешивания в е ктоp br:
f 1 Г е =ер+е „.
Практическую реализацию предлагаемого способа осуществляют в следующей последоза65 тел ьности:
386360
1. Находят для ротора уравновешивающие массы т и тц в плоскостях приведения 1 и
II известным путем.
2. Строят векторную диаграмму из
Rr = mar,, Rn — тц гц, b
Ri Ri + Rir R Rrr Ri а где rg u гп радиусы постановки т и тп.
3. Подсчитывают величины
Rp ер—
mc м а l
1 е
Xm;li
2 — м а.4 рмл—
Zmil где тс — масса ротора, 4 и 4 — расстояния от центра масс первого и последнего дисков до центра масс ротора.
4. Откладывают на векторной диаграмме в определенном масштабе: е — IIQ направлению Rp.
e i — по направлению проекции Ri на ось М, е м — по направлению проекции Кц на ось М и строят:
1 / f I
ei = e + e „e = е+ е„
5. Концы векторов е 1 и е >, соединяют прямой и делят íà k частей, пропорционально расстояниям между центрами масс дисков ротора. Соединив отрезки прямой с началом координат, получают все искомые К векторов.
6. Подсчитывают уравновешивающие массы m„; (i=I, 2, ... k) для установки балан5 сирующих грузов:
Г
m;. ei т,,=г,,i установки балансирующих где r„; — радиус
10 грузов.
7. Устанавливают балансирующие грузы с массой m„; на ротор. Место установки определяют по углу у=(е,, Rz) или у= (е ;, Лп) на векторной диаграмме.
Предмет изобретения
Способ уравновешивания роторов, заключающийся в том, что на балансировочном стан20 ке определяют величину и угловую координат неуравновешенности ротора как жесткого тела и устанавливают на ротор балансирующие грузы, отличающийся тем, что, с целью повышения качества уравновешенно25 сти роторов, работающих на скорости, при которой проявляется их гибкость, по найденным значениям величины и угловой координаты неуравновешенности одним из известных способов определяют величины и направ30 ления смещения главной центральной оси инерции ротора по отношению к оси вращения в плоскостях центров масс отдельных участков ротора и устанавливают в этих плоскостях балансирующие грузы, компенси35 рующие эти смещения.
38630»0 о, Редактор Л. Василькова
Заказ 2398/10 Изд. № 1637 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель О. Строганов
Техред Л. Богданова
Корректоры; В, Федулова и Н. Аук



