Погружной электродвигатель
О П И С А Н И Е 3790l7
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сооетскиз
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. Н 02k 5/12
Заявлено 08.Ч!1.1970 (№ 1458388/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 181Ч.1973. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 26Х11.1973
Комитет ло делам изобретений н открытиЯ лри Совете Министров
СССР
УДК 621.313.17(088.8) Автор изобретения
Д. И. Заславский
Заявитель
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известны электродвигатели, работающие в погруженном в жидкость состоянии, у которых для предотвращения попадания жидкости на обмотку статора между ротором и статором помещен разделительный цилиндр.
Такой цилиндр выполняется обычно из металла, в котором выделяются потери из-за циркулирующих в цилиндре вихревых токов, Эти потери значительно ухудшают электрические показатели двигателя, хотя цилиндр выполняется обычно из материала с большим удельным электрическим сопротивлением.
При изготовлении разделительного цилиндра из пластмассы, устраняются вихревые токи, но ухудшаются электрические показатели из-за значительного увеличения немагнитного промежутка между статором и ротором.
Уменьшение магнитного сопротивления цилиндра путем использования пластмассы с ферромагнитным заполнителем в виде металлического порошка связано со значительным снижением механической прочности цилиндра, не позволяющим применить такой цилиндр при сколь-нибудь значительных давлениях окружающей двигатель жидкости.
Целью изобретения является повышение механической прочности разделительного цилиндра из пластмассы и улучшение электрических показателей двигателя.
Для этого в качестве ферромагнитного заполнителя материала разделительного цилиндра применены сетки из переплетенных текстильными нитями ферромагнитных проволок, расположенных в части указанного цилиндра, прилегающей к сердечнику статора, аксиально, а в части, прилегающей к ло10 бовым частям обмотки, — попеременно аксиально и тангенциально по окружности.
На торцы разделительного цилиндра могут быть надеты манжеты, прилегающие к указанному цилиндру и лобовым частям обмотки.
1s На фиг. 1 изображен предложенный электродвигатель, продольный разрез, на фиг.2— то же, поперечный разрез.
Обмотка 1 уложена в пазы сердечника 2 статора. Между сердечником 2 и ротором 8
20 расположен разъединительный цилиндр 4 из пластмассы с запрессованными в него сетками 5 и б из ферромагнитных проволок, переплетенных текстильными нитями.
В зоне пазовой части обмотки статора сет25 ки 5 содержат ферромагнитные проволоки 7, расположенные аксиально. Часть этих сеток простирается и в зону лобовой части обмотки. Между сетками 5 с аксиальным расположением ферромагнитных проволок в зоне ло30 бовой части запрессованы сетки б с ферро379017 магнитными проволоками 8, расположенными по окружности цилиндра.
Такое чередование сеток в цилиндре и зоне лобовой части обмотки статора обусловлено тем, что ферромагнитные проволоки, расположенные по окружности цилиндра, обеспечивают механическую прочность цилиндра, работая на растяжение, а ферромагнитные проволоки, расположенные аксиально, воспринимают усилия на срез.
В части цилиндра, расположенной внутри сердечника статора, давление жидкости, растягивающее цилиндр, воспринимается поверхностью расточки сердечника, на которую опирается цилиндр. Поэтому в этой части цилиндра не размещают сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра.
Сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра обуславливают значительное увеличение потока рассеяния через коронки зубцов сердечника статора. Сетки с аксиальным расположением ферромагнитных проволок создают меньший поток рассеяния через коронки зубцов и в большей степени уменьшают магнитное сопротивление воздушного зазора, чем сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра. В части цилиндра, расположенной в сердечнике статора, запрессовываются сетки только с расположением ферромагнитных проволок в аксиальном направлении.
С целью предохранения цилиндра от воздействия жидкости его внутренняя поверхность покрыта соответствующим защитным слоем из эмали, пластмассы, лака или иного материала. Уплотнительные прокладки 9 между щитом 10 и цилиндром 4 у концов цилиндра предохраняют обмотку статора от попадания жидкости.
Для увеличения механической прочности концов разъединительного цилиндра, выступающих из расточки статора, на торцы цилиндра (после его установки в расточке статора) надевают манжеты 11, зажимающие цилиндр по поверхности А и прилегающие к обмотке статора по конической поверхности Б.
В случае погружения двигателя в жидкость, находящуюся под большим давлением, для увеличения механической прочно10 сти выступающих из расточки статора концов разъединительного цилиндра пространство между щитом 10 и нажимной плитой 12 заполняется пластмассой, так что цилиндр вместе с манжетой прижат к монолитной
15 массе, образованной обмоткой вместе с пластмассой.
Для повышения электрических показателей двигателя в пластмассу может быть введен наполнитель в виде ферромагнитного порош2р ка, что несколько увеличивает эффективную длину статора.
Предмет изобретения
25 1. Погружной электродвигатель, снабженный расположенным между статором и ротором разделительным цилиндром, выполненным из пластмассы с ферромагнитным заполнителем, отличающийся тем, что, с целью поЗр вышения механической прочности цилиндра и улучшения энергетических показателей двигателя, в качестве ферромагнитного заполнителя применены сетки из переплетенных текстильными нитями фрромагнитных проволок, 35 расположенных в части указанного цилиндра, прилегающей к сердечнику статора, аксиально, а в части, прилегающей к лобовым частям обмотки — попеременно аксиально и тангенциально по окружности.
4р 2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что на торцы разделительного цилиндра надеты манжеты, прилегающие к указанному цилиндру и лобовым частям обмотки.
379017
А Б 72 2
Фиг.1 фиг 2
Составитель А. Лисов
Техред Т. Ускова
Корректор В, жолудева
Редактор Л. Народная
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2036/10 Изд. № 608 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


