Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя

 

О П И С А Н И Е 371123

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советекиз

Социвлиотичеокил

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №

Заявлено 26.11.1971 (№ 1625843/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22Л!.1973. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 8.V.1973.Ч. K,ë, В 6 3h 1/1О

Комитет оо лелем изобоетеииб и oTNphlTHA

IlpH Совете Миииотаае

СССР

УДК 629.12:632.582.5 (088.8) Авторы изобретения В. И. Гуляев, В. Ф. Пейрос, В. А. Пономарев и А. С. Сиротин

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА ЛОПАСТЕЙ

КРЬ1ЛЬЧАТОГО ДВИЖИТЕЛЯ

Изобретение относится к судостроению.

Известны устройства для привода лопастей крыльчатого движителя, содержащие вал ротора, соединенный посредством рычагов с регулируемыми кулисами, и гидропривод.

Цель изобретения — повышение пропульсивных и акусвических качеств. Для этого в предлагаемом устройстве на валу ротора смонтированы прижимные кулачки с дорожками для качения по ним роликоподшипников, кинематически соединенные посредством толкателя и кулисы с лопастями движителя.

На фиг. 1 изображен крь .льчатый движитель с гидроприводом лопастей, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема движителя с гидроприводом.

Прижимные кулачки 1 и 2 устройства жестко связаны с валом 8, при повороте которогс изменяется направление действия упора движителя. Профиль дорожек а качения для роликовых подшипников 4 определяется оптимальным законом отклонения лопастей крыльчатого движителя, выбираемым по гидродинамическ им соображениям.

Толкатели 5 совершают всзвратно-поступательное движение внутри ротора б в боковых направляющих. На концах толкателей, развернутых к центру движителя, смонтированы подшипники 4, сидящие на одной оси, запрессованной в тело толкателя, и совершающих обкатывание по профильным дорожкам а кулачков. На противоположных концах толкателей размещены крейцкопфы 7, связанные с кулисами 8.

Крейцкопфы 9, являющиеся опорами кулис

8, устанавливаются на опоре 10, которая может перемещаться в вертикальном направлении. Кулисы 8 соединены верхним и концами при помощи пальцев 11 с штоками 12, сило1р вых гидроцилиндров 18 (насосов переменной производительности) и с крейцкопфами 9 и совершают качательное (совместно с крейцкопфами) движение.

Опора 10 смонтирована на подъемном гид15 роцилиндре 14 и установлена на подшипнике

15 скольжения, в котором вращается при работе движителя. Гидроцилиндр 14 на наружной поверхности имеет шлицы для его удержания муфтой lб от проворачивания. Пор2р шень 17 гидроцилиндра, жестко связанный с центральной опорой 18, разделяет объем гидроцилиндра 14 на две рабочие полости и в зависимости от направления подачи масла (в верхнюю или нижнюю полость) перемещается

25 по центральной опоре вверх или вн из.

Вал 8 установлен в ступице конического колеса 19 редуктора движителя и центральной опоре 18 на подшипниках 20. На нижний конец вала 8 насажены профильные кулачки 1

30 и 2, а верхний конец имеет шлицы. Последни371123

40 ми вал сцепляется с зубчатым колесом 21 механ изма изменения направления действия упора, который расположен в верхнем корпусе 22 движителя и представляет собой двухступенчатый редуктор. Первой ступенью является червячный редуктор, состоящий из червячного колеса 28, жестко связанного с валом-шестерней 24, и червяка 25. Второй ступенью является цилиндрический редуктор, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса 21, закрепленного на конических подшипниках 26, и вала-шестерни 24, установленного также на конических подшипниках 27, но меньшего размера. Механизм изменения направления действия упора приводится во вращение от электро- или гидродвигателя небольшой мощности, соединенного с червяком

25. Питание гидравлических исполнительных механизмов изменения шага и направления действия упора крыльчатого движителя с гидроприводом, а именно гидроц илиндра 14 и гидродвигателя, осуществляться от насоса.

Перед пуском движителя включается насос, и поступающее от него масло подается в верхнюю рабочую полость пидроцилиндра 14, в результате чего гидроцилиндр начинает перемещаться по опоре 18 вверх. Положение гидроцилиндра 14 контролируется по шкале вел ичины упора движителя.

Нулевому упору соответствует верхнее положение гидроцилиндра 14, когда совмещены центры крейцкопфов 9 и пальцев 11. Если теперь запустить движитель, то ротор 6 начинает вращаться, а вместе с ним и все расположенные в нем детали. При этом роликовые подшипники 4 начинают обкатываться по дорожкам кулачков 1 и 2, заставляя тем самым толкател и б совершать возвратно-поступательное движение, а так как кулисы 8 связаны с толкателями, то они совершают качательное движение относительно совмещенных центров крейцкопфов 9 и пальцев 11. Штоки поршней силовых гидроцилиндров И в этом случае находятся в неподвижном состоянии

Зо относительно цилиндров„а шаг движителя (упор) равен нулю.

Для задания упора движителю подают масло от насоса в нижнюю рабочую полость гидроцилиндра 14. Под действием масла силовой гидроцилиндр опускается и центры крейцкопфов 9 и пальцев 11 расходятся. В этом случае кулисы 8 начинают качаться относительно опущенных центров крейцкопфов 9, а шток и силовых гидроцилиндров И совершают возвратно-поступательное движение по закону профильных кулачков. Величкна хода штоков зависит от расстояния между центрами крейцкопфов 9 и пальцев 11. Чем больше это расстояние, тем больше ход, и наоборот. Так как рабочие полости силовых гидроц илиндров И связаны трубопроводами с рабочими гидромоторов полостями, то закоч возвратно-поступательного движения штоков (поршней) силовых гидроцилиндров 18 передается ротору гидромотора, и следовательно, лопастям кральчатого движителя.

Для изменения направления действия упора подают масло к гидродвигателю и пускают его в действие. При этом через червячный и цилиндрический редукторы вращение от гидродвигателя передается валу 8, который поворачивается совместно с кулачками 1 и 2. В результате этого происходит фазовое смещение закона отклонения лопастей и тем самым изменение направления действия упора.

Предмет изобретения

Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя, содержа.цее вал ротора, соединенный посредством рычагов с регулируемыми кулисами, и гидропривод, отличающееся тем, что, с целью повышения пропульсивных и акустических качеств, на валу ротора смонтированы прижимные кулачки с дорожками для качения по ним рол икоподшипников, кинематически соединенные посредством толкателя и кулисы с лопастями движителя.

B 27 Р5 лй

Составитель В. Левицкий

Техред Л. Грачева

Корректор А. Васильева

Редактор Т. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1260/8 Изд. № 1197 Тираж 496 Подписное

БНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх