Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя
О П И С А Н И Е 371123
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советекиз
Социвлиотичеокил
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 26.11.1971 (№ 1625843/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22Л!.1973. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 8.V.1973.Ч. K,ë, В 6 3h 1/1О
Комитет оо лелем изобоетеииб и oTNphlTHA
IlpH Совете Миииотаае
СССР
УДК 629.12:632.582.5 (088.8) Авторы изобретения В. И. Гуляев, В. Ф. Пейрос, В. А. Пономарев и А. С. Сиротин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА ЛОПАСТЕЙ
КРЬ1ЛЬЧАТОГО ДВИЖИТЕЛЯ
Изобретение относится к судостроению.
Известны устройства для привода лопастей крыльчатого движителя, содержащие вал ротора, соединенный посредством рычагов с регулируемыми кулисами, и гидропривод.
Цель изобретения — повышение пропульсивных и акусвических качеств. Для этого в предлагаемом устройстве на валу ротора смонтированы прижимные кулачки с дорожками для качения по ним роликоподшипников, кинематически соединенные посредством толкателя и кулисы с лопастями движителя.
На фиг. 1 изображен крь .льчатый движитель с гидроприводом лопастей, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема движителя с гидроприводом.
Прижимные кулачки 1 и 2 устройства жестко связаны с валом 8, при повороте которогс изменяется направление действия упора движителя. Профиль дорожек а качения для роликовых подшипников 4 определяется оптимальным законом отклонения лопастей крыльчатого движителя, выбираемым по гидродинамическ им соображениям.
Толкатели 5 совершают всзвратно-поступательное движение внутри ротора б в боковых направляющих. На концах толкателей, развернутых к центру движителя, смонтированы подшипники 4, сидящие на одной оси, запрессованной в тело толкателя, и совершающих обкатывание по профильным дорожкам а кулачков. На противоположных концах толкателей размещены крейцкопфы 7, связанные с кулисами 8.
Крейцкопфы 9, являющиеся опорами кулис
8, устанавливаются на опоре 10, которая может перемещаться в вертикальном направлении. Кулисы 8 соединены верхним и концами при помощи пальцев 11 с штоками 12, сило1р вых гидроцилиндров 18 (насосов переменной производительности) и с крейцкопфами 9 и совершают качательное (совместно с крейцкопфами) движение.
Опора 10 смонтирована на подъемном гид15 роцилиндре 14 и установлена на подшипнике
15 скольжения, в котором вращается при работе движителя. Гидроцилиндр 14 на наружной поверхности имеет шлицы для его удержания муфтой lб от проворачивания. Пор2р шень 17 гидроцилиндра, жестко связанный с центральной опорой 18, разделяет объем гидроцилиндра 14 на две рабочие полости и в зависимости от направления подачи масла (в верхнюю или нижнюю полость) перемещается
25 по центральной опоре вверх или вн из.
Вал 8 установлен в ступице конического колеса 19 редуктора движителя и центральной опоре 18 на подшипниках 20. На нижний конец вала 8 насажены профильные кулачки 1
30 и 2, а верхний конец имеет шлицы. Последни371123
40 ми вал сцепляется с зубчатым колесом 21 механ изма изменения направления действия упора, который расположен в верхнем корпусе 22 движителя и представляет собой двухступенчатый редуктор. Первой ступенью является червячный редуктор, состоящий из червячного колеса 28, жестко связанного с валом-шестерней 24, и червяка 25. Второй ступенью является цилиндрический редуктор, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса 21, закрепленного на конических подшипниках 26, и вала-шестерни 24, установленного также на конических подшипниках 27, но меньшего размера. Механизм изменения направления действия упора приводится во вращение от электро- или гидродвигателя небольшой мощности, соединенного с червяком
25. Питание гидравлических исполнительных механизмов изменения шага и направления действия упора крыльчатого движителя с гидроприводом, а именно гидроц илиндра 14 и гидродвигателя, осуществляться от насоса.
Перед пуском движителя включается насос, и поступающее от него масло подается в верхнюю рабочую полость пидроцилиндра 14, в результате чего гидроцилиндр начинает перемещаться по опоре 18 вверх. Положение гидроцилиндра 14 контролируется по шкале вел ичины упора движителя.
Нулевому упору соответствует верхнее положение гидроцилиндра 14, когда совмещены центры крейцкопфов 9 и пальцев 11. Если теперь запустить движитель, то ротор 6 начинает вращаться, а вместе с ним и все расположенные в нем детали. При этом роликовые подшипники 4 начинают обкатываться по дорожкам кулачков 1 и 2, заставляя тем самым толкател и б совершать возвратно-поступательное движение, а так как кулисы 8 связаны с толкателями, то они совершают качательное движение относительно совмещенных центров крейцкопфов 9 и пальцев 11. Штоки поршней силовых гидроцилиндров И в этом случае находятся в неподвижном состоянии
Зо относительно цилиндров„а шаг движителя (упор) равен нулю.
Для задания упора движителю подают масло от насоса в нижнюю рабочую полость гидроцилиндра 14. Под действием масла силовой гидроцилиндр опускается и центры крейцкопфов 9 и пальцев 11 расходятся. В этом случае кулисы 8 начинают качаться относительно опущенных центров крейцкопфов 9, а шток и силовых гидроцилиндров И совершают возвратно-поступательное движение по закону профильных кулачков. Величкна хода штоков зависит от расстояния между центрами крейцкопфов 9 и пальцев 11. Чем больше это расстояние, тем больше ход, и наоборот. Так как рабочие полости силовых гидроц илиндров И связаны трубопроводами с рабочими гидромоторов полостями, то закоч возвратно-поступательного движения штоков (поршней) силовых гидроцилиндров 18 передается ротору гидромотора, и следовательно, лопастям кральчатого движителя.
Для изменения направления действия упора подают масло к гидродвигателю и пускают его в действие. При этом через червячный и цилиндрический редукторы вращение от гидродвигателя передается валу 8, который поворачивается совместно с кулачками 1 и 2. В результате этого происходит фазовое смещение закона отклонения лопастей и тем самым изменение направления действия упора.
Предмет изобретения
Устройство для привода лопастей крыльчатого движителя, содержа.цее вал ротора, соединенный посредством рычагов с регулируемыми кулисами, и гидропривод, отличающееся тем, что, с целью повышения пропульсивных и акустических качеств, на валу ротора смонтированы прижимные кулачки с дорожками для качения по ним рол икоподшипников, кинематически соединенные посредством толкателя и кулисы с лопастями движителя.
B 27 Р5 лй
Составитель В. Левицкий
Техред Л. Грачева
Корректор А. Васильева
Редактор Т. Горячева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1260/8 Изд. № 1197 Тираж 496 Подписное
БНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



