Обучающая ли шина
Союз Соеетскин
365727
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ
Социалистическин
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено 13.V.1971 (№ 1652667,18-24) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет
Опубликовано 08.!. 1973 Бюллетсilh № 6
М.КЛ. 6 09в 7, 00
Комитет ло делам, вобретений и открытий ори Совете Министров
СИР
УЛ1х 681 3:371.69(088.8) Дата опубликования описаня 20.111.1973
Авторы изобретения
Г. А. Рзянин, И. Н. Суханов и Ю. Г. Храпунов
Заявитель Украинский филиал Специального конструкторского оюро Министерства высшего и среднего специального образования СССР
ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
Предлагаемая обучающая машина относится к техническим средствам программированного обучения, применяемым в учебном процессе для расширения возможностей преподавателя при проведении контроля знанш! учащихся и при индивидуальном обучении по линейной программе, а также при самоконтроле и самообучении.
Предлагаемая обучающая машина может быть применена для проверки подготовленности обучаюгцихся при допуске к экзаменам и для приема зачетов, для проверки подготовленности обучающихся к лабораторным работам, для проведения коллоквиумов, практических знаний по решению задач, для самоподготовки и самоконтроля обучающихся по различным учебным дисциплинам.
Известна обучающая машина КИСИ-5, используящая систему выборочного ввода ответов, при которой в процессе контроля знаний обучающемуся предлагается серия вопросов (5 или 10) . Каждый вопрос сопровождается четырьмя ответами, олин из которых соответствует поставленному вопросу. Ответы на вопросы вводятся в ., ашину нажатием одной из клавиш, номер которой совпадает с номером ответа, выбранного обучающимся.
Для уменьшения вероятности случайного угадывания верных ответов, машина снабжена клавишей «не знаю», которая может быть использована во всех контролирующих режимах. Третий канал ввода ответа (сигнал «не знаю») дает возн ожность отказаться от какого-либо выбора в случае, если неизвестен верб ный ответ. т. е. со"íàòå,ëüíî отказаться от попытки использования вероятностиbix возможностей. Использование канала «не знаю» предоставляет преимущество по сравнению с IIoпытаoi случайного выбора верного ответа. Это
1О достигается системой определения результатов по каждому ответу: выбор верного ответа оценивается « — 1»: отказ от ответа, вызванный неуверенностью в выборе. оценивается «О»; выбор неверного ответа и его ввод. из пред-! положения его правильности, оценивается
« — 1».
Недостатками известной машины являются отсутствие количестзенно-качественного ана;Iиза результатов работы обучающегося в ре20 жиме контроля знаний, а также невозможность работы как с программой внутри манн;ны, так; с программированным пособием.
Наличие в машине узлог. и блоков, выполненных на электромеханических элементах, соз25 дают во время работы в виде щелчков, треска и стука. тем самым отвлекают внимание обуча.о цегося .i y:.åíüøàþò его активную реакцшо на воздействие обучающей илп контролирующей программы. Кроме того, работа
30 электромеха..i."÷åñê iê элементов дешифрует
365727 контролирующую программу при выборе верного и неверного ответа и соотвстс1вен и приводит к потери обучаи щимся полезной проблемной ситуации и создает сиг.лцпо полыт«t. механического угадывания верных Ответов.
Недостатком известной машины является кодирование программоносителя, которое также дешифрует верные ответы при обслуживании машины и пртт «ранении гтрограмм. ? роме тоfo, кодирование программоносителя путем
ПЕрфорацптт Прттводнт K ПСПОЛЬЗОВЯНИто Орнгинальных lt слОжных блоков к0111!ровлнття и к увеличению трудоемкости нрп изготовлении программ.
Целью предлагаемого изобретения является устранение этих недостатков и повышение достоверности оценки знанийт учащихся.
Предлагаемая машина отличается тем, что в нее введетт б Iок анализа ответов, один вход
Ii oTopofo соединен с Ilblioqoit блока другой вхо", — — с выходом блока выработки спп алов «с.тоженпе» и «вычитание», вход ко fopofo сос-,fтттсн с выходом Олока cT>.".Внеетия, а выход - — с выходом блока àíà.т тзл стветов и со входом блока формирования гцеш и. За счет этого осуществляется ттор тттровлтттте оценки результата раоогы обучатощегося по
3 J. il!- ol! п11ог па ъ! ме, по ::.o, f1 Tec веппо-кл чсстВС11;1ОМ1 СПОСООУ. . I. тя Обеспе (стт11тт pi", !)Î l -T клк c If )ot pñlììotf гн трп мапп:нь:, так и " прснрлммтттрсттлттттьт;т пособием прттмепет! кнопочlть111 б, folf ввода номеров вопросов и ответов (этот,1ок пе связан с б,-око.;1 выдачп ппформацттп).
Основные блоки и узльf маптпны, такие как блок выработки сппталов «сложение» и «вычитание», блок формироваттия оценки, дешифратор н блок сигнализации, выполнены нл полупроводниковых элементах.
Для,мен щения вероятньcTff возможностетт мс.,тнттчест ого подбо;;а верных ответов путем
1 д т.,тгпя двух 1 более ответных кнопск при одной включенной вопр,зспой к.iolIKe (11 !El I(TH нажатии двух и более вопросных кнопок) применен простой узел блокировки, Для устранения дешифровки верных ответов в процессе эксплуатации и при хранении программ, связанной с перфорацией программоносптеля, в машине применяется кнопочный блок кодирования, который максимально упрощает процесс изготовления программоноснтеля.
На чертеже приведена блок-схема обучающей машины.
Обучающая машина содержит блок 1 ввода номеров вопросов и ответов, не соединенный с носителем программы. Он состоит пз четырехкнопочного переключателя для ввода номеров ответом и десятпкнопочного переключателя для ввода номером вопросов. Применение последнего переключателя обеспечивает возможность работы как с программой внутри машины, которая состоит из 10 билетов на плотной бумаге закреплена на двух барабанах(по
5 билетов на каждом), так п с программпро5
65 ванным пособием, в котором указаны номера вопросов.
В блоке 1 ввод ответа не вызывает смены очередного кадра информации, это делает обучающийся сам, поворачивая барабан, что позволяет ему видеть при самоконтроле после правильного ответа содержание вопроса и выбранный ответ, подкрепленный сигнализацией о верном выборе. Так как блок 1 не связан с программоносителем, то обучающийся может работать с программированным материалом (например, учебником) .
Изучая порции информации, обучающийся потом может отвечать на контрольные вопросы, поставленные в программированном материале вводя номер вопроса и ответа в блоке 1. Выход блока соединен с входом блока
2 сравнения. Вход блока 2 соединен с блоком
8 кодирования верхних ответов, который состоит из четырех десятпкнопочных переключателей.
Они коммутируют соответствующие цеп, в блоке 2 и, тем самым, кодируют верные ответы. Особенность блока 8 заключается 13 том, что кодирование ответов не связано с программоносителем. Это устраняет дешифровку верных ответов в процессе эксплуатацтти 11 прп хранении программ, а соответственно, максимально упрощает процесс изгото", åíèÿ программоносителя. Один выход блока " соедппеп с выходом блока 4 выраоотки сигналов
«слогкение» и «вычитание». Второи выход блока 2 соединен с входом блока 5 памяти и сигнализации верных ответов. Выходы блока 4 соединены с блоком б формирования оценки, представляющим реверсивный однодекадпый счетчик, и блоком 7 анализа ответа. Блок 7 соединен с выходом блока 5. Блок 7 представляет собой пассивный сумматор, совмещенный с блоком 5.
Выход блока 7 соединен с входом блока б, вход блока 8 (дешифратора матричного типа) — с выходом блока б, выход блока 8 — с блоком 9 цифровой сигнализации оценки. Узел
10 блокировки и сигнализации ложного ввода номера вопроса и ответа, состоящий пз пассивного резисторного полусумматора, соединенного с ключевым элементом. подключен и блоку 1.
При включении машины производится установка блока б в исходное состояние. После изучения предложенного вопроса обучающийся нажимает кнопку в блоке 1, номер которой совпадает с номером билета. Это является разрешением на ввод ответа. Ответ вводится нажатием одной из четырех кнопок, Номер которой совпадает с номером выбранного ответа При этом напряжение из блока 1 поступает на вход блока 2 через соответствующие цепи, которые коммутируются блоком 8, осуществляющим кодирование верхнего ответа.
Прп верном ответе напряжение с выхода блока 2 поступает в блоки 4 и 5. В блоке 4 при этом вырабатывается сигнал «сложение», который поступает»а вход блока б (формиро365727
10 ванне оценки). В блоке 5 происходит запоминание верного ответа и подготавливается цепь пассивного сумматора блока 7 анализа.
При неверном ответе напряжение с блока
2 поступает на блок 4, где вырабатывается сигнал «вычитание». Этот сигнал поступает на вход блока 7. На выходе блока 7 этот сигнал появляется после пяти верных ответов, когда из блока 5 поступает сигнал, разрешающий его прохождение на вход блока б. Это соответствует количественно необходимому уровню знаний обучающегося, После пяти верных ответов блок б работает как реверсивный счетчик, на его выходе в виде уровней потенциалов получается алгебраическая сумма сигналов
«сложение» и «вычитание». Это определяет качественно необходимыи уровень знаний заданной порции учебного материала. С учетом этого должна быть составлена учебная нли контролирующая программа.
Обучающемуся представляется возможность отказаться от ввода ответа, если он не знает или неуверен в своих знаниях по данному вопросу. При этом отказ от ответа не изменяет состояние счетчика блока б и не влияет на результаты ответов по остальным вопросам программы.
Ллгебрапческая сА мма c H o < При одновременном нажатии в блоке 1 двух и более ответных кнопок пли двух и более 35 вопросных на вход узла 10 поступает напряжение в виде информации о ложном вводе и с его выхода поступает команда «сбой», запрещающая выдачу информации о введенном ответе из блока 1 в блок 2. Кроме того, с выхода узла 10 на вход блока 5 поступает сигнал «сбой» для сигнализации обучающемуся, что он либо ошибочно нажал две кнопки, либо пытается путем механического подбора ввести информацию в машину о верном ответе. Предмет изобретения Обучающая машина, содержащая блок формирования оценки, дешифратор, блок индикации, соединенные последовательно, блок сравнения, один вход которого соединен с выходом блока кодирования верного ответа, другой вход соединен с выходом блока ввода ответов, а один из выходог соединен со входом блока памяти, другой вход которого соединен с выходом блока сигнализации и блокировки ввода неверного ответа, вход и выход которого соединены с блоком ввода, отлича ои аяся тем, что, с целью повышения достоверности оценки знаний учащихся, обучающая машина содержит блок анализа ответов, один вход которого соединен с выходом блока памяти, другой вход — с выходом блока выработки сигналов «сложение» и «вычитание», вход которого соединен с выходом блока сравнения, а выход соединен с выходом блока анализа ответов и со входом блока формирования оценки. 365727 Составитель В. Гончаров Редактор Е. Семенова Техред Л. Грачева Корректоры Л. Царькова. и С. Сатагулова Заказ 203 Изд, o 1097 Тпрагк 467 Подписное ОНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Мытищинская типография