Распорная траловая доска
О П И С А Н И Е 364297
Союз Саветскик
Социалистическик
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.VI.1970 (№ 1442616/28-13) М. Кл. А Olk 73/04 с присоединением заявки №
Приоритет
Иоаитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 28.XII 1972. Бюллетень № 5 за 1973
Дата опубликования описания 20.П1.1973
УДК 639.2.081.114 (088.8) Авторы изобретения
В. П. Карпенко и А. Л. Фридман
Заявитель
Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА
Изобретение относится к рыбной промышленности, а именно к оснастке трала.
Известна распорная траловая доска, представляющая собой щит, оснащенный ваерными дугами, гребенками для лапок кабеля и приспособлением для изменения угла атаки доски.
Предлагаемая распорная доска имеет более простую конструкцию, она надежнее в работе и обеспечивает уменьшение гидродинамиче ского агрегатного сопротивления трала при выборке ваеров. Это достигается тем, что ее носовая ваерная дуга подпружинена, а приопособление для изменения угла атаки доски выполнено в виде разъемного корпуса, од,ta половина которого шарнирно связана с носовой ваерной дугой, а другая — с кормовой ваерной дугой. На ваер надет посыльный груз, обеспечивающий при взаимодействии с корпусом разъединение его половин.
Кроме того, внутри каждой ноловнны корпуса могут быть смонтированы на подпружиненных штоках клиновидные замки, удерживающие при контакте один с другим корпус в рабочем положении. Носовую половину кор,пуса желательно снабдить ывостовиком с резьбой и окнами, а шток ее выполнить с торцом
Z-образной формы, концы которого размещены в окнах хвостовика. На хвостовике целесообразно установить с возможностью вращения .втулку для приема посыльного груза, оснащенную буртиком, контактирующим с торцом штока.
Для раскрытия устья трала при черезмерном заполнении его рыбой, шток замка кормовой половины корпуса можно соединить гибкой связью с предохранителем, выполненным, например, в виде пружинного динамометра регулируемой мощности, один конец которого
10 связан с гребенкой траловой доски, а другой — с лапкой кабеля.
На фиг. 1 изображена предлагаемая распорная траловая доска, .вид сверху; на
15 фпт. 2 — то же, при разомкнутом корпусе; на фпг. 3 — узел 1 на фиг. 1 (разъемный корпус в разрезе) .
Описываемая распорная траловая доска представляет собой щпт 1, оснащенный ваер20 ными дугами 2 и, 3, гребенками 4 для лапок 5 кабеля и приспособлением для изменения угла атаки доски.
Носовая ваерная дуга 2 подпружинена, а приспособление для изменения угла атаки дос25 ки выполнено в виде разъемного корпуса, одна половина б которого шарнирно связана с носовой ваерной дугой 2, а другая 7 — с:кормовой ваерной дуго" 8. На ваер надет посыльный груз 8, обеспечивающий при взаимодейст30 вии с корпусом разъединение его половин, i3 64297
Внутри каждой половины корпуса смонтированы на подпружиненных пружинами 9 и 10 штоках 11 и 12 клиновидные замки 18 и 14, удерживающие при контакте один с другим корпус в рабочем положении; носовая половина б корпуса имеет хвостовик 15 с резьбой и окнами 1б, а шток 11 ее выполнен с торцом 17
Z-образной формы, концы которого размещены в окнах хвостовика. На хвостовике установлена с возможностью вращения втулка 18 для приема посыльного груза 8, оснащенная буртиком 19, контактирующим с торцом 17 штока 11.
Для закрытия устья трала при черезмерном заполнении его рыбой шток 12 кормовой половины 7 корпуса соединен гибкой связью 20 с предохранителем 21, выполненным, например, в виде пружинного динамометра регулируемой мощности, оди н конец которого связан с гребенкой 4 траловой доски, а другой — с лапкой 5 кабеля.
В начальном положении, перед подъемом трала, кормовая 7 и носовая б части разъемното корпуса замкнуты, благодаря взаимодействию с ними клиновидных замков 18 и 14.
При спуске с борта судна по ваеру посыльный груз с Z-образным торцом, соответствующим форме торца носовой части корпуса, вступает во взаимодействие с приемной втулкой 18. Он вращает ее своими лопастями под потоком падающей на них воды и при этом втягивает замок И за торец 17 в носову|о часть, корпуса. В результате кормовая часть выходит из зацепления с носовой частью, ваерная дуга 2 разворачивается в сторону усилия, приложенного к ваеру. Угол атаки траловой доски снижается до минимума и гидродинамическое сопротивление трала и траловых досок резко падает.
В случае резкого увеличения агрегатного сопротивления:ввиду внезапного черезмерного заполнения трала рыбой пружинный предохранитель 21 растягивается и посредством гибкой связи 20 втягивает замок 14 IB кормовую часть
7 корпуса. Кормовая часть отделяется от IIoсовой, трал закрывается, и агрегатное colIIpoтивление уменьшается.
После взятия траловой доски на стопор при подъеме трала подпружиненная носовая ваерная дуга 2 возвращается автоматически в начальное положение, части корпуса также автоматически соединяются и клиновидные замки под действием пружин на их штоках
5 фиксируют корпус в замкнутом, положении.
Посыльный груз снимается с ваера.
Предмет изобретения
10 1. Распорная траловая доска, представляющая собой щит, оснащенный ваерными дугами, гребенками для лапок кабеля и,приспособлением для изменения угла атаки доски, отличающаяся тем, что, с целью упрощения
15 конструкции, повышения надежности в работе и уменьшения гидродинамического агрегатного сопротивления трала при выборке ваеров, носовая ваерная дуга подпружинена, а приспособление для изменения угла атаки доски
20 выполнено в виде разъемного корпуса, одна половина которого шарнирно связана с носовой ваерной дугой, а другая — с кормовой ваерной дугой, при этом на ваер надет посыльный груз, обеспечивающий при взаимодейст25 вии с корпусом разъединение его половин.
2. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что внутри каждой половины корпуса смонтированы на подпружиненных штоках
30 клиновидные замки, удерживающие при контакте один с другим корпус в рабочем положении, носовая половина корпуса имеет хвостовик с резьбой и окнами, а шток ее iBIIIIOJIнен с торцом Z-образной формы, концы кото35 рого размещены .в окнах хвостовика, при этом на,послед нем установлена с возможностью вращения втулка для приема посыльного груза, оснащенная буртиком, контактирующим с торцом штока.
3. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью закрытия устья трала при черезмерном за полнении его рыбой, шток замка кормовой половины корпуса соединен гиб45 кой связью с предохранителем, выполненным, например, в виде пружинного динамометра регулируемой мощности, один конец которого связан с гребенкой траловой доски, а другой — с лапкой кабеля.
364297
/в ю
Фиг./
Фиг 2
УзелХ
Вил
Редактор T. Каранова
Заказ 543/3 Изд. № 149 Тираж 523 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР
Москва, jK-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Г. Субботина
Техред Т. Миронова
Корректоры: Г. Запорожец н Е. Сапунова


