Способ тарировки измерителя углов дрейфа судна
358620
О П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 21.1,1971 (№ 1616689/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ОЗ,Х1.1972. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 19 1.1973
М. Кл. G Olc 25/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
CCCF
УДК 53.088.2:527.6 (088.8) Авторы изобретения
А. П. Дворников, Ю. А. Виноградов, Г. А. Кацман, С. В. Ляцкий, С. Т. Савельев, Б. С. Коцегуб, В. И. Горчаков, В. И. Дмитриев и В. И. Шелудяков
Заявитель
СПОСОБ ТАРИРОВКИ ИЗМЕРИТЕЛЯ УГЛОВ ДРЕЙФА СУДНА
Изобретение относится к способам выверки навигационных судовых приборов, в частности измерителей углов дрейфа.
Известные способы тарировки предусматривают определение истинного угла дрейфа при многократном пеленговании свободно плавающей вехи с судна, движущегося прямыми галсами на различных курсах. Причем значение истинного угла дрейфа получают путем вычислений. Необходимость выполнения большого количества пробегов и трудоемкость вычислительных работ являются недостатками известных способов. Предложенный способ направлен на устранение указанных недостатков.
Существо способа заключается в том, что угол дрейфа создают за счет циркуляции судна.
При выполнении способа выставляют свободно плавающую веху, а движению судна придают характер установившейся циркуляции вокруг этой вехи. Через небольшие промежутки времени (10 — 20 сек) осуществляют пеленгование вехи и измерение расстояния до нее. Одновременно с этим замечают истинный курс судна и показания измерителя углов дрейфа.
Обработку результатов измерений производят на маневренном планшете. Место постановки вехи принимают за центр и из него проводят линии пеленгов, исправленные соответствующими поправками. На линии пеленгов
5 откладывают соответствующие им расстояния.
Через полученные точки, характеризующие положения судна в моменты измерений, проводят плавную кривую циркуляции судна.
Значение истинного угла дрейфа получают
10 как угол между направлением касательной к кривой циркуляции и линией курса судна в данной точке, а необходимые поправки — путем сравнения измеренного угла дрейфа с полученным его истинным значением.
Предмет изобретения
Способ тарировки измерителя углов дрейфа судна, основанный на многократном пеленговании свободно плавающей вехи, отличающий20 ся тем, что, с целью сокращения времени и трудоемкости работ, пеленгование вехи осуществляют во время движения судна на установившейся циркуляции вокруг нее, а истинное значение угла дрейфа определяют как
25 угол между направлениями касательной к кривой циркуляции и курса судна в данной точке.
