Способ определения изпоса сопряжений кривошипно-шатунного механизма двигателя
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
35ll35
Союз Советскик
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 12.V l I 1.1968 (Л" 1265656/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13.1Х.1972. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 19.IX.1972
М. Кл, G Оlп 3/56
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 620.178.16(088.8) Авторы изобретения
Б. А. Улитовский и В. А. Горанчаровский
Заявитель
Ленинградский сельскохозяйственный институт
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА СОПРЯЖЕНИЙ
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение касается испытательной техники в машиностроении.
Известен способ определения износа сопряжений кривошипно-шатунного механизма двигателя, содержащего коленчатый вал, например, тракторного дизеля. Однако применение чувствительной сложной аппаратуры не позволяет четко определить состояние сопряжения кривошипно-шатунного механизма по анализу механических колебаний, порождающих ((шум».
Целью изобретения является повышение точности измерения. Это достигается тем, что производит торсиографирование коленчатого вала во время работы и затем определяют амплитуды гармоник крутильнblx колебаний и сравнивают их с эталонными значениями амплитуд гармоник крутильных колебаний для данного типа двигателя.
При работе тракторного дизеля имеют место крутильные колебания коленчатого вала.
Характер этих колебаний зависит от конструкции коленчатого вала, режима работы, от соединенных с валом деталей, которые участвуют в колебательном движении, и от рода нх соединения с валом. Состояние соединений деталей с валом сказывается на собственных колебательных движениях и на крутильных колебаннях самого коленчатого вала. Соединенные с валом детали демпфнруют порождаемые им крутпльные колебания, причем, степень и характер демпфирования крутильны.;. колебаний коленчатого вала целиком зависит от состояния сопряжений. 11ронзводят замер крутнльных колебаний, работающего на определенных режима; двигателя, анализ этих колебаний (разложенных на гармоники) и оцени10 вают состояние сопряжений кривошипно-шатунного механизма, в первую очередь, сопряжения вал — шатун.
15 Предмет изобретения
Способ определения износа сопряжений кривошипно-шатунного механизма двигателя, содержащего коленчатый вал, например, трак20 торного дизеля, заключающийся в анализе механических колебаний, отличаютцийся тем, что, с целью повышения точности измерения, производят торснографнрованне коленчатого вала во время работы и затем определяют
25 амплитуды гармоник крутильных колебаний и сравнивают их с эталонными значениями амплитуд гармоник крутнльных колебаний для данного типа двигателя.