Муфта свободного ходавсесоюзнаяпатентно-] ? хнн^1ескаябиблиотека
О П И С А Н И Е 314013
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 26.Ч.1970 (№ 1434415/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 07.1Х.1971. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 01.XI.1971
МПК F 16cI 41/06
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621 825.7(088.8) Авторы изобретения
В. П. Анисимов, О. А. Гущенко, Н. А. Можаров, Н. А, Платонова, Ю. Е. Савицкий, Д. Г. Хасия, В. И. Хрунин и В. И. Канищев
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов
3 аявитель
ВСЕСОЮЗНАЯ
ОйП8it1U Ййй: .11!1И
БИБЛИОТЕКА
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к области машиностроения.
Известны муфты свободного хода, содержащие наружную и внутреннюю обоймы, ролики между ними, помещенные в клиновидных пазах наружной обоймы, пружины для отжатия роликов через сегментные толкатели в сторону узкой части пазов, неподвижную закрепленную на дне рабочей полости обоймы фигурную шайбу с отогнутыми лепестками, которые служат упорами для пружин толкателей, и плоскую замковую шайбу, ограничивающую осевое смещение роликов и внутренней обоймы, Пружины помещены внутри металлических тол кателей коробчатого сечения и передними концами упираются в щеки толкателей, которые, непосредственно воздействуя на ролики муфты, отжимают их в сторону узкой части пазов, а задними концами упираются в отогнутые лепестки неподвижной фигурной шайбы.
Однако в такой муфте замковая шайба выполняет только функции ограничителя осевых смещений роликов и внутренней обоймы, что приводит к необходимости введения дополнительной фигурной шайбы для упора пружин голкателей. Кроме того, расположение этой фигурной шайбы в полости наружной обоймы приводит к уменьшению рабочей высоты обоймы на толщинч этой шайбы и, как следствие, к увеличению контактных напряжений в сопряжении ролик-обойма. Прп необходимости же снижения этих контактных напряжений приходится увеличивать высоту обоймы, что приводит к увеличению металлоемкосги конструкции и снижению стойкости инструмента, применяемого для изготовления рабочих поверхностей обоймы. Подобные муфты свободного хода характеризуются ненадеж10 ным заклиниванием, особенно в стартерах последовательного возбуждения, имеющих высокие скорости холостого хода. При высоких скоростях вращения на металлический толкатель действуют значительные усилия от цент15 робежных сил, прижим ающие толкатель к внутренней поверхности наружной обоймы. В связи с этим при вспышках в двигателе внугреннего сгорания, когда стартер разгружастся и затем нагружается, пружина не всегда
20 успевает отжать ролик через толкатель в сторону узкой части паза и связать ведомую и ведущую части муфты, что приводит к так называемой «динамической пробуксовке» муфты, вызванной инерционностью металлпческо25 го толкателя за счет его массы и связанных с этим центробежных усилий, действующих на него.
Цель изобретения состоит в повышении четкости срабатывания при заклинивании роли30 ков и надежности работы муфты, 314013
Зо
3
Это достигается тем, что замковая шайба выполнена с отогнутыми лепестками, а каждый из сегментных, например, неметаллических Г-образных толкателей — с выступами или углублениями для фиксации пружин. При таком выполнении замковая шайба заменяет два отдельных элемента, выполняя одновременно функции упора для пружин толкателей и ограничителя осевых смещений роликов и внутренней обоймы, что упрощает конструкцию. Сегментные толкатели Г-образной формы с выступом или углублением для фиксации пружин обеспечивают более четкую работу прижимных устройств, исключая возможные перекосы и смещения пружин относительно щек толкателей. Кроме того, применение толкателей из неметаллического материала, обладающих меньшей массой, обеспечивает еще более высокую надежность работы муфты в режиме заклинивания за счет значительно меньшей инерционности толкателей.
На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение муфты по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение муфты по Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — варианты конструкций толкателей муфты.
Муфта свободного хода состоит из наружной обоймы 1 с клиновидными пазами 2, роликов 3, помещенных в пазы, пружин 4 для отжатия роликов через сегментные толкатели
5 в сторону узкой части пазов, замковой шайбы б с отогнутыми лепестками 7, служащими упорами пружин, и усами 8 для фиксации шайбы от проворачивания ее относительно наружной обоймы, внутренней обоймы 9 с шестерней 10 для зацепления с венцом маховика и чашки 11 для соединения ведущей и ведомой частей муфты.
Описываемая муфта свободного хода работает следующим образом. В неподвижном положении муфты и при равенстве скоростей вращения ее ведущей и ведомой частей расположенные в пазах 2 ролики 3 удерживаются в заклиненном положении между наружной цилиндрической поверхностью внутренней обоймы 9 и поверхностью пазов за счет прижимного усилия пружин 4. В таком положении происходит передача момента от обоймы
1 к обойме 9. В случае, когда внутренняя обойма начинает вращаться быстрее наружной за счет трения обгона и центробежных сил, действующих на ролики, последние выходят из заклиненного состояния в сторону широкой части паза. Таким образом происходит расцепление ведущей и ведомой частей муфты, и момент не передается в обратном направлении.
Предмет изобретения
1. Муфта свободного хода преимущественно для стартеров, содержащая наружную и внугреннюю обоймы, ролики между ними, помещенные в клиновидных пазах наружной обоймы, пружины для отжатия роликов через сегментные толкатели и замковую шайбу, ограничивающую осевое смещение роликов и внутренней обоймы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности муфты в работе и четкости срабатывания ее при заклинивании роликов, замковая шайба выполнена с отогнутыми лепестками, служащими упорами пружин толкателей, а каждый из сегментных толкателей выполнен Г-образной формы с элементом для фиксации, пружин.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что толкатель выполнен из неметаллического материала, а элемент для фиксации пружин имеет форму выступа, входящего в центральное отверстие пружины.
3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что элементы для фиксации пружин выполнены в виде выемки, в которой установлена пружина.
314013 л :Д 11
9Ъ г. I uz. 4
Составитель А. Шаповаленко
Редактор Л. Народная Техред А. А. Камышникова Корректор В. И. )Колудева
Заказ 3096/7 Изд. № 1302 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4j5
Типография, пр. Сапунова, 2
![Муфта свободного ходавсесоюзнаяпатентно-] ? хнн^1ескаябиблиотека](https://img.poleznayamodel.ru/img_pat/396/3967632-s.jpg)
![Муфта свободного ходавсесоюзнаяпатентно-] ? хнн^1ескаябиблиотека](https://img.poleznayamodel.ru/img_pat/396/3967633-s.jpg)
![Муфта свободного ходавсесоюзнаяпатентно-] ? хнн^1ескаябиблиотека](https://img.poleznayamodel.ru/img_pat/396/3967634-s.jpg)