Устройство для измерения параметров bttpa с борта движущегося корабля
О П И С А Н И Е 296036
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сема Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 08.YII.1969 (¹ 1345306/18-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 1211.1971. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 9.VIII.1971
Ы П К б 01р 5/02
Комитет по делам ивобретеииЯ и открытиЯ
ItpM Совете Министров
СССР
УДК 551.46.086(088.8) Авторы изобретения
В. В. Кумаи, В. А. Кротов, Э. П. Пянтковская и А. Е. Фельдман р;-1
i
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЕТРА "
С БОРТА ДВИЖУЩЕГОСЯ КОРАБЛЯ
Заявитель
В известных устройствах для измерения и регистрации средней скорости и направления ветра с двчжущетося объекта, построенных на вращающихся трансформаторах, наличие значительных погрешностей при маневрировании и циркуляции корабля не обеспечивает заданной точности измерения параметров истинного ветра и надежности.
Для увеличения надежности работы и упрощения схемы:предлагаемое устройство снабжено двумя линейными вращающимися трансфарматорами (ЛВТ), двумя синусно-косинусными вращающимися трансформаторами (СКВТ) и суммирующим устройством, установленными таким образом, что ротор одного ЛВТ связан с выходом устройства преобразования скорости наблюдаемого ветра, а выходная обмотка его подключена к статорной обмотке одного СКВТ, ротор которого связан с суммирующим устройством, складывающим величины на правления наблюдаемого ветра и курса корабля; ротор второго ЛВТ связали с выходом устройства измерения скорости корабля, а выходная обмотка его подключена к статорной обмотке второго СКВТ, ротор которого развернут на угол, равный курсу корабля, лри этом выходная синусная и косинусная обмотки одного СКВТ включены последовательно и в противофазе с аналогичными обмотками второго СКВТ.
Для увеличения точности измерения составляющих скорости истинного ветра при разбросе параметров элементов устройства в цепи разложения скорости корабля по составляющим между ЛВТ и СКВТ включены масштабный вращающийся трансформатор (ЧВТ) и регулируемое сопротивление.
Кроме того, для полу ения величин cêoðoсти и направления истинного ветра в виде уг10 ла поворота устройство снабжено векторным построителем, построенным на вращающихся трансформаторах, на вход которого подаются сипналы, пропорциональные составляющим скорости истинного ветра в земной cu1s стеме координат.
Схема .предлагаемого устройства дана на чертеже.
Устройство содержит дат пьк 1 ветра, центральный прибор 2 и векторный построитель д, 20 соединенные между собой электрическими связями 4 и 5. Кроме того, имеются сельсиндатчик б курса, расположенный в приборе 7 (компас или прибор, транслирующий кур" корабля) и ЛВТ 8, расположенный в приборе 9
25 (лаг или прибор, транслирующий скорость корабля). Воздушный поток, воздействуя на флюгарку 10, разворачивает ее вдоль потока.
Под действием момента, создаваемого флюгаркой, .крыльчатка 11 с помощью поворотно30 го устройства (на чертеже не показано) уста296036
В приборе 7 ротор сельсина-датчика 6 раз- 4О ворачивается на угол, равный курсовому углу
К Этот угол транслируется,в центральный прибор 2 с помощью следящей системы на сельсинах, работающих в трансформаторном режиме, состоящей из сельсина 25, двигателя 4
26, усилителя 27 и шкального устройства 28.
Величины направления наблюдаемого ветра и курса корабля складываются суммирующим дифференциалом 29. Ротор СКВТ 80 разворачивается на этот суммарный угол, а напряжение, поступающее на его статорную обмотку с ЛВТ 14, равно
UI — — КО Ж U, где U — напряжение питания ЛВТ 14, 55
КΠ— коэффициент пропорциональности.
Выходные напряжения синусной и косинусной обмоток СКВТ 80 равны
Uх,, = К ° Ug "cos(К+ К у)
К1 КО W U. cos(К+ Км ) Uy„= К, U, з1п(К+ Ки ) =
= К, К, W U s1ï(Ê+ K ), 65 навливается навстречу потоку и начинает вращаться со скоростью, пропорциональной скорости наблюдаемого ветра. Совместно с ней вращается ротор асинхронного тахогенератора 12, вырабатывающего напряжение, пропорциональное скорости вращения ротора, а следовательно, и скорости, наблюдаемого ветра. Это напряжение поступает в блок 13 измерения скорости ветра,и сравнивается с выходным напряжением ЛВТ 14, прошедшим через МВТ 15 и фазирующее устройство 16.
Сигнал рассогласования поступает на усилитель 17, в котором усиливается, а затем подается на двигатель 18, который разворачивает ротор ЛВТ 14 до момента достижения з5 равенства сравниваемых напряжений. Угол поворота ротора ЛВТ 14 пропорционален его выходному напряжению, равному напряжению тахогенератора 12, а следовательно, скорости наблюдаемого ветра. Кинематически о связанное с ротором шкальное устройство 19 будет показывать величину скорости наблюдаемого ветра. Фазирующее устройство 16 служит для фазировки сравниваемых напряжений. МВТ 15 служит для подгонки характеристики блока 13 измерения скорости ветра в зависимости от характеристики датчика В2Тра 1 при тарировке. Флюгарка 10 разворачивает ротор сельсина-датчика 20 и с помощью сельсинной следящей системы, работающей в о трансформаторном режиме (сельсин- приемник
21, усилитель 22, двигатель 28 и шкальное устройство 24) направление наблюдаемого ветра в виде угла, поворота передается в центральный прибор 2. Показания снимаются со шкального устройства 24 и могут быть получены в виде угла поворота в кинематической цепи двигателя 23.
4 где Ux„— напряжение косинусной обмотки, U „— напряжение синусной обмотки, К< — коэффициент пропорциональности.
ЛВТ, расположенный в приборе 9,,подает на вход СКВТ 31 через МВТ 82 и регулируемое сопротивление 83 на пряжение, пропорциональное скорости корабля V, а ротор CKBT 81 поворачивается,на величину К Применив такие же рассуждения, как с СКВТ 30, получим напряжения, пропорциональные соста вляющим скорости корабля в земной системе координат (ось Х направлена на север). х„= Кз 1 х = Кз - сов К, = Кз. VY = Кз . з1п К.
Так как синусные и косинусные обмотки обоих СКВТ 80 и 81 включены в противофазе, т. е. на вычитание, то получим
Ux,„, —— Ux„— Ux„= Кз х — Кз. Vx =
= Кз(х — х) = Кз" х, „„„= Л;, — ;, = Кз 1 т — Кз 1
Кз(11 ь — Vw) = Кз Vr, где Vx и U — составляющие скорости истинного ветра в земной системе координат;
Ux и Уг — выходные напряжения.
Регулируемое сопротивление 88 и МВТ 32 обеспечивают подгонку фаз и амплитуд выходных напряжений СКВТ 81 ic выходными напряжениями СКВТ 80, исключая влияние разброса параметров элементов устройства.
Полученные выходные на пряжения через выходные цепи 84 и 35 обеспечивают трансляцию составляющих скорости ветра Vx u Vy в устройства корабельной автоматики. Эти же напряжения Ux u U y по электрическим связям 5 поступают на статорные обмотки
СКВТ Зб в векторном построителе 8. Компенсируя с помощью усилителя 37 и двигателя 88 напряжение на одной из роторных обмоток
СКВТ 86, получаем в кинематической цепи двигателя 38 и на шкальном у стройстве 89 величину направления истинного ветра К в виде угла поворота. Напряжение с другой роторной обмотки СКВТ 86 пропорционально скорости истинного ветра V. Это напряжение с помощью следящей системы, состоящей из
ЛВТ 40, двигателя 41, усилителя 42 и МВТ
43, преобразуется в угол поворота. Фазировка напряжения, поступающего от СКВТ 86, с на пряжением компенсации производится регулируемым сопротивлением 44, а согласование масштаба шкального устройства 45 с помощью МВТ 48. Показания скорости истинного ветра V снимаются со шкального устройства 45.
296036
В устройстве может быть несколько векторных .построителей, подключенных аналогичным образом и расположенных в различных частях корабля.
Трансляция величин W, Ки, V и К может осуществляться также с помощью любых оооостанционных передач, использующих в качестве входного параметра угол поворота.
В данном описании показан один из вариантов выполнения устройства, что не исключает возможного применения его в других исполнениях.
П реди ет изобретения
1. Устройство для измерения параметров ветра с борта движущегося корабля, содержащее датчик ветра и устройство преобразования скорости и направления ветра в угол поворота, отличающееся тем, что, с целью увеличения надежности работы, упрощения схемы устройства, оно снабжено двумя линейными вращающимися трансформаторами (ЛВТ), двумя синусо-косинусными вращающимися трансформаторами (СКВТ) и суммирующим устройством, установленными таким образом, что ротор одного ЛВТ связан с выходом устройства преобразования скорости ветра, а выходная обмотка его подключена к статорной
1О
25 обмотке одного СКВТ, ротор которого связан
C Cуммир l01+HM уCTpOHCFBQM, LiCJIBpbIB2tOlUHN величины направления наблюдаемого ветра и курса корабля; ротор второго ЛВТ связан с выходом устройства измерения скорости корабля, а выходная обмотка его подключена к статорной обмотке второго СКВТ, ротор которого развернут на угол, равный курсу корабля, при этом выходная синусная и косинусная обмотки одного СКВТ включены последовательно и в противофазе с аналогичными обмотками второго СКВТ.
2. Устройство по л, 1, отличающееся тем, что, с целью увеличения точности измерения составляющих скорости истинного ветра при разбросе параметров элементов устройства, в цепи разложения скорости корабля по составляющим между ЛВТ и СКВТ включены масштабный вращающийся трансформатор и регулируемое сопротивление.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью получения величин скорости и направления истинного ветра в виде угла поворота, оно снабжено векторным .построителем, построенным на вращающихся трансформаторах, на вход которого подаются сигналы, пропорциональные составляющим скорости истинного ветра в земной системе координат,


