Фюзеляжный приемник статического давления с аэродинамическим компенсатором
27I 140
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕДЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Кл. 42о, 15
421, 4
Заявлено 14Х.1968 (№ 1241422/18-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 12Х.1970. Бюллетень ч" 17
Дата опубликования описания 19Л 111.1970
4LHK Са 01р
G 01I
УДК 531.767(088.8) f И- -"ВМ;
М з " Е1тТа10I
Авторы изобретения
Б. М. Абрамов, Б. А. Смольцов и М. Н. Перова
3 аявитель
ФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ПРИЕМНИК СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ
С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ
1 v L5, r, а где — (—
Изобретение относится к авиаприборостроени:о, и в частности, к проектированию самолетных приемников статического давления, которые являются одним из ocHOBHbIx элемеHтов при измерении барометрической высоты, воздушной скорости, числа Л1 и ряда других важнейших параметров движения самолета.
Известны фюзеляжные приемники статического давления с аэродинамическим компенсатором для дозвуковых скоростей. Аэродинамическая компенсация заключается в том, что поверхность приемника в районе статического отверстия профилируется таким образом, чтобы местное искажение поля давлений, вызванное этим профилированием, было бы равно по величине и обратно по знаку исходной погрешности восприятия статического давления. Этп приемники обеспечивают достаточно точную компенсацию ошибок, однако сложны по конструкции; .в них применяется электромеханический привод с программным устройством, в состав которого входит вычислитель аэродинамических поправок.
С целью упрощения конструкции фюзеляжного, приемника статического давления, он выполнен .В виде диска со штуцером и статическим отверстием, а компенсатор — в виде обтекаемого тела, например полусферы, неподвижно установленного за статическим отверстием с возможностью периодической подстройки, путем перемещения илн поворота относительно статического отверстия.
На фпг. 1 изображена схема установки компенсатора; на фиг. 2 — предлагаемый фюзе5 ляжный приемник с компенсатором, в двух проекциях.
Как видно пз фпг. 1, компенсатор в виде полусферы с радиусом pII установлен на фюзеляже самолета на определенном расстоянии р
10 î", стат I÷åñêoãî отверстия по направлению воздушного потока под определенным углом до к направлен IIo строительной горизонгали самоле га.
С помощью такого компенсатора возможна
15 полная компенсация исходных погрешностей приемника, по крайней мере, прп двух значеи пях угл а а та ки а.
Прп обтекании полусферы, установленной на вертикальной плоскости, параллельным
20 этой плоскости потенциальным потоком идеального газа коэффициент давления приемника, расположенного в некоторой точке на плоскости перед полусферой, выражается отношением:
Л р = т; 3 (1 — — ) cos (Π— ) — — — ll, 4 )
4 (1) 271140 татическое отберсяие риеянила юмпенселтар иг. t и — угол атаки, отсчитываемый относительно горизонтали, Зная два значения Лр, которые должны быть воспроизведены с помощью компенсатора для двух соответствующих значений углов атаки а, можно определить необходимые значения параметров q и 6> из уравнений: т +2т + 1+ (Ëð,+Лр,)— — — — — ) (2)
9 c os (а — и,) т — 2 (Ьр, + р, т +
+ (Лр,— Ьр ) с1д (а — а )+ (р,+Ар ) =0
cos (v — а,) =
Apр + q/4 (4 + )
З/4 (4 — n)
В уравнениях (1) и (2) не учитываются влияния сжимаемости воздуха и пограничного слоя, в котором находится компенсатор, а также место размещения приемника по окружности сечения фюзеляжа, Однако, если в эти уравнения подставить вместо а значения u =a Cosy, где cp — угол установки приемника по окружности сечения фюзеляжа, отсчитываемый от нижней вертикальной полуоси, а вместо Лр и Лр значения
api = Ap и jLp2+ — Лр3, к
1 Р
Я где k, и k> — коэффициенты, учитывающие совмесгное влияние сжимаемости воздуха и потери скорости в пограничном слое и определяющиеся для:некоторых типичных режимов экспериментально, то они могут быть использованы для определения параметров q и до в первом приближении. Окончательное уточнение этих параметров производится в результате летного эксперимента.
Таким образом, с помощью неподвижного компенсатора можно обеспечить полное устранение ошибок при двух значениях угла атаки.
На фиг. 2,показан общий вид фюзеляжного приемника статического давления с аэродинамическим компенсатором.
Приемник 1 представляет собой диск со штуцером и статическим отверстием. К обшивке фюзеляжа 2 приемник 1 крепится с помощью гайки 8 Между приемником 1 и об5 шивкой фюзеляжа 2 установлена пластина 4, к которой с помощью винта 5 эксцентрично крепится полусферический компенсатор 6.
Расстояние между осями статического отверсгия и компенсатора б может изменяться,з
10 пределах 15 мм с шагом 1,5 мм путем поворота компенсатора относительно оси винта о.
Крепление компенсатора в выбранном положении осуществляется с помощью фиксатор»
7, нижний конец которого входит в одно из де15 сяти отверстий в пластине 4.
При отпущенной гайке 8 пластина 4 вмест» с компенсатором б может свободно,поворачи. ваться относительно оси статического отвер. стия, чем обеспечивается регулировка углово20 го положения компенсатора б.
Для предотвращения ооледенения компенсатор б и диск приемника 1 могут обогреваться с помощью электронагревателя 8, а между приемником 1 и обшивкой фюзеляжа 2 уста25 навливается термоизолирующая прокладка 9.
Таким образом, при соответствующем выборе параметров установки компенсатора (q и
Оо) обеспечивается возможность компенсации исходных ошибок приемника статического
50 давления, изменяющихся в функции скорости и угла атаки а, для до:âóêîâû,õ скоростей полета.
Предмет изобретения
4103еляжный приемник статического давления с аэродинамическим компенсатором для дозвуковых скоростей, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, приемник
40 .выполнен в виде диска со штуцером и статическим отверстием, а компенсатор — в виде обтекаемого тела, например, полусферы, неподвижно установленного за статическим отверстием с возможностью периодической под45 стройки, путем перемещения или поворота относительно статического отверстия.
271!40
9 из Р
Составитель О. В. Полев
Текред Л. В. Куклина Корректор С. А. Кузовенкова
Редактор M. Афанасьева
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 2274/16 Тираж 480 Подписное
Ц!-!ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Сонете Министров СССР
Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4, 5


