Фрикционный амортизатор тележек железнодорожного подвижного состава
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИД,ЕТЕПЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 15Х.1968 (№ 1242421/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 31.Х,1972. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 18.XI I.1972
М. Кл. В 61f 5/12
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 625.2.011/012(088.8) Автор изобретения
М. С, Мовель
Заявитель
Брянский машиностроительный завод—
ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР ТЕЛЕЖЕК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройства фрикционных амортизаторов, применяемых для гашения вертикальных колебаний подвижного состава. 5
Известны фрикционные амортизаторы, содержащие установленный на раме тележки комплект подпружиненных пластин из фрикционного материала, соединенных при помощи приводного рычага с обоймами с непод- ip рессоренной частью тележки. Однако при колебаниях подрессоренных элементов тележки они не обеспечивают необходимой жесткости в вертикальной плоскости и податливости в горизонтальной. 15
Цель изобретения — создать более надежный и эффективный фрикционный амортизатор.
Для этого приводной рычаг выполнен разьемным, в виде плоских тяг, снабженных на концах пальцами, которые сопряжены с обоймами посредством упругих втулок и стянуты болтами. Приводной рычаг с одной стороны шарнирно соединен с одной из фрикционных пластин, а с другой — с неподрессоренной частью тележки.
Каждый палец амортизатора может быть выполнен в виде усечснного конуса, жестко закрепленного в плоской тяге основанием большего диаметра. 30
На фиг. 1 изображен описываемый фрикционный амортизатор, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
Фрикционный амортизатор состоит из комплекта стальных и металлокерампческих фрикционных пластин, надетых на ось 1, укрепленную на раме 2 тележки, и сжимаемых пружинами 8. Снаружи амортизатор закрыт кожухом 4. Между металлическими пластинами размещена пластина б, соединенная с верхней обоймой б приводного рычага. При помощи нижней обоймы 7 рычаг соединен с корпусом колесной пары.
Приводной рычаг выполнен разъемным, в виде плоских тяг 8 с консольно закрепленными на их концах коническими пальцами 9, резиновыми втулками 10 и болтами 11 с правой и левой резьбой.
В конических пальцах одной тяги нарезана правая резьба, в пальцах другой тяги — левая резьба. Пальцы вставлены в резиновые втулки, предварительно введенные в конические расточкп обойм б и 7, и стянуты до упора болтами 11. Затяжка болтов обеспечивает необходимую запрессовку втулок 10, в результате чего получаются легкоразъемные беззазорныс резинометаллические шарниры.
При вертикальных перемещениях рамы тележки относительно буксы 12 происходит вза272978
Bud A
"Х
-+
1 Риз 2
Составитель А. Егоров
Редактор А. Калашникова Техред 3. Тараненко Корректоры: Н. Прокуратова и В. Жолудева
Заказ 397212 Изд. № 1701 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 475
Типография, пр. Сапунова, 2 имное проскальзывание наружных пластин и пластины, связанной с приводным рычагом, благодаря чему создается трение, необходимое для гашения колебаний. Горизонтальные продольные, а также угловые перемещения буксы компенсируются также за счет взаимного проскальзывания этих пластин и косого изгиба втулок 10 в шарнирах. Горизонтальные поперечные перемещения тележки компенсируются за счет деформации втулок 10 в шарнирах, работающих на скручивание.
Отсутствие дополнительного трения и начальных зазоров в приводном рычаге в сочетании с малой податливостью резинометаллических шарниров в вертикальной плоскости обеспечивают качественную и надежную работу амортизатора.
Предмет изобретения
1. Фрикционный амортизатор тележек железнодорожного подвижного состава, содержащий установленный на раме тележки комплект подпружиненных пластин из фрикционного материала, соединенных при помощи приводного рычага с обоймами с неподрессо5 ренной частью тележки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы, приводной рычаг выполнен разъемным, в виде плоских тяг, снабженных пальцами, установленными на их концах, ко10 торые сопряжены с обоймами посредством упругих втулок и стянуты болтами, при этом приводной рычаг с одной стороны шарнирно соединен с одной из фрикционных пластин, а с другой — с неподрессоренной частью те15 лежки.
2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что каждый палец выполнен в форме усеченного конуса, жестко закрепленного в пло20 ской тяге основанием большего диаметра.

