Способ регенерации катализатора
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцйалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14.Х.!968 (№ 1277668/23-4) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 03.1!!.1970. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 4Х1.1970
Кл, 12g, 11/66
МПК В Olj 11/66
УДК 66.097.38(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
I
Е. В. Приставко, Ю. М. Шутов, Б. И, Штейнберг и Т. А. С 4е3пци, Авторы изобретения
1 юев—
Заявитель
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ КАТАЛИЗАТОРА
Известен способ регенерации катализатора, состоящего из смеси окислов железа и хрома, путем обработки горячим паровым конденсатом с барботажем через него сжатого воздуха.
С целью повышения активчости и механической прочности катализатора последний, состоящий из смеси окислов алюминия, магния, марганца, хрома, цинка и меди и/или железа, обрабатывают,наро-газовой смесью, содержащей водяной пар, азот и кислород, .при повышении температуры от температуры, обеспечивающей конденсацию водяного пара, до 350—
500 С.
Предложенный способ регенерации позволяет повысить активность катализатора, его механическую прочность и улучшить его пористую структуру.
Катализатор обрабатывают ларо-газовой смесью в условиях постепенно повышающейся температуры (от точки росы до 350 — 500 С).
Температура, определяющая точку росы, зависит от общего давления в системе. При темлературе, близкой к точке росы, водяной пар конденсируется в порах катализатора и осуществляет функцию промывной жидкости. В процессе последующего повышения температуры водяной пар, выделяющийся в результате испарения, прочищает и укрупняет пористые ходы. Одновременно происходит окисление химических компонентов, а образующееся при этом тепло способствует быстрому испарению сконденсированнои в порах воды. Благодаря этому предотвращается перегрев катализатора при окислении.
Состав паро-газовой смеси может колебаться в широких пределах: водяной пар от 10 до
90%, азот до 90%, кислород до 21%. Процесс можно проводить как при атмосферном, так и при повышенном (до 30 ат) давлениях.
1О. Особенно хорошие результаты получаются в том случае, если операцию регенерации повторяют еще раз после восстановления катализатора водородом или окисью углерода.
П р и и е р 1. Катализатор НТК-1. Его со15 став, %: Zno 55,5, Сг Оз 25, СиО 13, лрохтоторы: МдО 2, А1сОз 4,5. Образец катализатора в условиях низкотемперагурной конверсии окиси углерода проработал в лобовом слое полупромышленной установки в течение 9 месяцев.
20 При этом его активность характеризуется тем, что на лабораторной установке концентрация окиси углерода сии кается с 22 дс 6% (температура 200 С, отношечие пар: газ равно 1, объемная скорость по сухому газу 2000 час-1, 25 размер гранул 1,0 — 1,5 лм) .
Образец отработанного катализатора (в количестве 1 кг) помещают в реактор из нержавеющей стали и с помощью электропечи разогревают в токе азота до 110 С, после чего
3О включают ток водяного пара. Отношение объ264358
Составитель T. Комова
Техред Л. В. Куклина Корректор А. М. Глазова
Редактор Н. Вирко
Заказ 1475)14 Тираж 500 Подписное
Ц111111ПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
3 ема пара к объему азота должно быть 4:1. Через 30 мин после этого температуру в слое катализатора снижают до 90 — 95 С, т. е. до уровня, близкого к точке росы, и поддерживают на |этом уровне в течение получаса. После этого ток азота заменяют током воздуха, а температуру в слое катализатора в течение 1—
1,5 час повышают до 350 С и поддерживают на этом уровне в течение 3 — 5 час. Затем катализатор охлаждают и испытывают на активность в условиях предыдущего испытания. Содержание окиси углерода,в газе снизилось с 22 до 08ю/ю.
Пример 2. Катализатор НТК-4. Его состав, /о. .CuO 40, Сг20з 20, А120з 10, ZnO 8, Ре Оз 10, MgO 10.
Образец катализатора проработал 6 месяцев ia лобовом слое полупромышленной установки низкотем пературной конверсии. Активность в условиях, аналогичных примеру 1, характеризуется тем, что содержание СО снижается с 22 до 3%. После регенерации по вышеуказанному режиму содержание СО снизилось с 22 до 0,6о/о
Общая пористость катализатора после регенерации возросла для НТК-1 с 40 до 60%, а
5 для НТК-4 с 35 до 50 /о. Механическая прочность гранул после регенерации также заметно возросла. Следовательно, предложенный способ регенерации в значительной степени улучшает качество отработанного катализато10 ра и достаточно прост и легко осуществим.
Предмет изобретения
Способ регенерации катализатора, состоящего из смеси окислов алюминия, магния, мар15 ганца, хрома, цинка и меди и/или железа, отличающийся тем, что, с целью повышения активности и механической прочности, катализатор обрабатывают наро-газовой смесью, содержащей водяной пар, азот и кислород, при по20 вышении температуры от температуры, обеспечивающей конденсацию водяного пара, до
350 — 500 С.

