Етрическая вертушка
О ПИ С Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
2639I2
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЙЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 05.IX.1967 (М 1182573/18-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 10.11.1970. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 8Л I.1970
Кл, 42е, 1
МПК G 011
УДК 681.121(088.8) Номитет по аслам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Ф. Л. Дульянинов
Заявитель
ГИДРОМЕТРИЧ ЕСКАЯ ВЕРТУИ1КА
Данное изобретение относится к области измерения скорости открытых потоков.
Известные гидрометрические вертушки, содержащие лопастной винт, корпус, горизонтальную ось со .втулкой, контактный механизм и два шарикоподшипника вращения, один из которых расположен,во внутренней полости лопастного, винта, а другой в полости корпуса, недостаточно надежны и громоздки.
В описываемой вертушке шарикоподшипник, расположенный в полости лопастного, вала, скользяще насажен на цапфу втулки лопастного винта и его наружная обойма неподвижно прижата к стенке внутренней полости лопастного винта при .помощи соединительной нарезной гайки и гильзы с фланцем, надетой на втулку оси лопастного, винта с зазором, образующим капиллярную цилиндрическую щель с наружным выходом.
Такое выполнение повышает точность измерения и надежность работы вертушки.
На чертеже показана предлагаемая вертушка.
Вертушка состоит из ходовой части, контактного механизма, корпуса и хвостового оперения, Ходовая часть состоит из звездообразного лопастного винта 1 с пятью параболическими лопастями, сообщающими винту правое вращение, В лопастном винте выточена камера для шарикоподшипника 2. Ось 3 закреплена за одно целое с лопастным винтом посредством резьбы. Гильза 4 закрывает камеру и закрепляется гайкой 5 лопастного винта. Гайка корпуса б служит для крепления ходовой части в канале корпуса вертушки, для чего в задней части имеет резьбу, а в передней части — кольцевую канавку для прохода твердых частиц, влекомых водным потоком и моN гущих попасть во внутренние части механизма. Втулка 7 в центральной .асти имеет сквозной канал для прохода оси, передняя часть оканчивается цапфой, а в задней утолщенной части имеется гнездо для шарикоподшипника
8. Гайка 9, оканчивающаяся червяком, служит для крепления шарикоподшипника 8 на конце оси 3, а так же передачи вращения лопастного .винта контактному механизму.
Контактный механизм представляет собой
2р отдельный съемный узел, смонтированный в плексигласовом корпусе 10. Контактная шестерня 11 соединена посредством резьбы за одно целое с осью 12, имеющей кулачок, который выполняет роль скользящего контакта, 25 Контактная шестерня, помещена в вилке 13.
Две контактные пружины 14 из фосфористой бронзы имеют на свободных концах точечные серебряные контакты, которые дублируют скользящий контакт. Контактный механизм укреплен в корпусе гайкой 15 с резиновой
3р прокладкой lб.
263912
Составитель Т. Ю, Звенигородскай
Редяктср С. Хейфиц Техред Л. Я. Левина Корректор А. М. Глазова
Заказ 1388/4 Тираж 499 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2
Под действием силы, водного потока лопастной винт вращается, вместе с ним вращается ось 8, на конце которой укреплена гайка 9 с червяком, находящемся в сцеплении с контактной шестерней 11. Под действием вращения червяка вращается шестерня 11 вместе с осью 12 и ее кулачком, который через некоторое число оборотов лопастного винта,подходит к кснтактной пружине 14 и, скользя по ее поверхности, отводит в сторону вторую контактную пружину, При этом происходит замыкание электрической цепи.
Наружная обойма шарикоподшипника 2 закреплена в гнезде лопастного винта неподвижно при помощи гильзы 4 и гайки 5. Внутренняя обойма посажена на цапфу втулки 7 и имеет небольшое продольное перемещение.
Шарикоподшипник 8,посажен на выходящей из канала втулки 7 конец оси 8. Наружная обойма шарикоподшипника помещается в гнезде втулки 7 и имеет возможность продольного перемещения. При работе вертушки вместе с лопастным винтом вращаются оба шарикоподшипника, наружная обойма шарикоподшипника 2 и внутренняя обойма шарикоподшипника 8. Основная нагрузка приходится на шарикоподшипник 2 большего размера и меньшая на шарикоподшипник 8 меньшего размера. Инородные тела, попадая через зазор между вращающейся гайкой лопастного винта 5 и неподвижной гайкой корпуса б, поступают в кольцевую канавку гайки корпуса, опускаются по ней и выбрасываются наружу.
Предмет изобретения
1р Гидрометрическая вертушка, содержащая лопастной винт, корпус, горизонтальную ось со втулкой, контактный механизм и два шарикоподшипника вращения, один из которых расположен во .внутренней полости лопастно15 го винта, а другой в полости корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности измерения и надежности работы прибора, расположенный в полости лопастного винта шарикоподшипник скользяще насажен
2р на цапфу втулки лопастного винта и его нанаружная обойма неподвижно прижата к стенке внутренней полости лопастного винта при помощи соединительной нарезной гайки и гильзы с фланцем, надетой на втулку оси лопастного винта с зазором, образующим цилиндрическую щель с наружным выходом.