Устройство для дистанционного измерения скорости и направления течений
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскиа
Сопиалистическиз
Респуслии
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 42с, 27
Заявлено 24.Xl 1.1962 (№ 809858/26-10) с присоединением заявки ¹
МПК G 01с
Приоритет
Опубликовано 01.VI1.1968. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 17,IX.1968
Комитет по делам изобретений и открытий нри Совете в1иниотроз
СССР
УДК 532.574.5(088.8) Авторы изобретения
И. А. Семенов и Ю. В. Попов
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДHCTAHH,ÈOHÍOÃO ИЗМЕРЕНИЯ
С1(ОРОСТИ И НАП РАВЛ ЕН ИЯ ТЕЧ ЕН И Й
Известны устройства для дистанционного измерения скорости и направления течений с передачей результатов измерений на корабельный пульт управления. В них применяются гироскопический датчик направления с корректирующим двигателем и арретиром, а также лопастная вертушка, механически связанная с магнитоэлектрическим импульсным генератором.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что в электрическую цепь корректирующего двигателя гироскопического датчика включены два фотосопротивления, попеременно освещаемых лампочкой в зависимости от направления ухода оси гироскопа под действием внешних сил, а в электрическую цепь вертушки включен счетчик импульсов, связанный через усилитель с измерителем времени.
Эти отличия повышают точность измерений и упрощают конструкцию устройства.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — электрическая схема.
Внутри герметического корпуса 1 со стабилизатором (не показан) расположен датчик направления, состоящий из гироскопа 2 с тремя степенями свободы, подвешенного в рамке
3, корректирующего электродвигателя 4 и арретирующего устройства б. На рамке гироскопа расположен ползун б реохорда 7, жестко связанного с корпусом 1. Для электрической коррекции гиромотора в электрическую цепь корректирующего двигателя включено два фотосопротивления 8 (см. фиг. 2), попеременно освещаемых лампочкой 9 в зависимости от направления ухода оси гироскопа под воздействием внешних сил, Приемной частью датчика скорости является лопастная вертушка 10, механически связанная с магнитоэлектрическим импульсным генератором 11 при помощи ускорителя 12, скачкообразно вращающего генератор. Импульсный генератор 11 представляет собой ротор с постоянным магнитом, двухполюсный статор 18 которого герметизирован смолой.
Питается устройство преобразователем, который вырабатывает трехфазный ток частотой
20 500 eq., подаваемый на пульт управления. На гироскопический датчик подается напряжение
Зб в через трехжильный кабель, который является и подъемным. Так как по этому кабелю передаются сигналы датчика направления, 25 то прибор снабжен двумя разделительными фильтрами и выпрямителем питания. Импульсы датчика скорости подаются через одну из .жил кабеля и воду и регистрируются электромеханическим счетчиком в единицу времени, ЗО,отсчитываемую по секундомеру, запускающая
221330 головка которого механически связана с выключателем усилителя импульсов.
Предмет изобретения
Устройство для дистанционного измерения скорости и направления течений с передачей результатов измерения на корабельный пульт управления, содержащее герметический корпус, внутри которого размещен гироскопический датчик направления с корректирующим двигателем и арретиром, а снизу установлена лопастная вертушка, механически связанная с магнитоэлектрическим импульсным генератором, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений, в электрическую
5 цепь корректирующего двигателя гироскопического датчика включены два фотосопротивления, попеременно освещаемых лампочкой в зависимости от направления ухода оси гироскопа под воздействием внешних сил, а в
10 электрическую цепь вертушки включен счетчик импульсов, связанный через усилитель с измерителем времени.
:. 22133О
Составитель Н. В. Фомичей
Техред Л. Я. Левина
Корректор О. Б. Гюрин»
Редактор Б. Федотов
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2700/3 Тираж 530 11одписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4



