Механизм переключения передач
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ
253597
Союз Советских
Социалистических
Республик
1 (Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено ОЗЛ11.1967 (№ 1140045/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ЗОЛХ.1969. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 20.II.1970
Кл. 63с, 20(20
63с, 20/01
МПК В 62d
В 62d
УДК 629.113-585 (088.8) Номитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
В. И. Пигасов
Заявитель
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к области трансмиссий транспортных средств, а именно к .механизмам переключения передач в ступенчатых коробках передач, применяемых в транспортных средствах.
Известны механизмы переключения передач, содержащие установленный в корпусе рычаг переключения передач, ползуны с вилками переключения .передач и головками, взаимодействующими с нижним концом рычага переключения передач, направляющую кулису, установленную в корпусе на оси, перпендикулярной осям;ползунов.
В известных, механизмах переключения передач выбор нужной передачи и фиксация ползунов в рабочем положении производятся различными устройствами, что не обеспечивает достаточно надежной фиксации ползунов.
Предложенный механизм отличается тем, что .направляющая кулиса .выполнена с выступом, входящим в пазы головок ползунов, и снабжена подпружиненным штифтом, взаимодействующим с жестко соединенным с корпусом профилированным кулачком, а нижний конец рычага переключения передач снабжен сектором с выступами, взаимодействующими с направляющей кулисой.
Это повышает надежность фиксации ползунов.
На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — положение деталей механизма при заблокированном ползуне включенной передачи.
Механизм содержит установленный .в корпусе рычаг 1 переключения передач, снабженный секгором с отпирающими выступами 2 и 3, ползуны 4 с,вилкамн переключения пере1о дач и головками 5, каждая из которых снабжена пазом б для нижнего конца рычага переключения, запирающими уступами 7 и 8 и фиксирующим пазом 9. На оси, перпендикулярной осям ползунов, установлена направ15 ляющая кулиса 10, снабженная шипом 11, предотвращающим одновременное включение нескольких передач, запирающим выступом 12 с фиксирующими фасками 18 и штифтом 14 с пружиной 15. Штифт 14 взаимодействует
20 с профилированным кулачком lб, выполненным, например, в виде стержня, жестко соединенным с корпусом механизма. ,Чеханизм работает следующим образом.
При включенной «нейтрали» э коробке пере2S дач фиксация ползунов осуществляется запирающим выступом 12, который под действием пружины 15 и с помощью фасок 13 входит в фиксирующие пазы 9 головок 5 ползунов.
При выборе водителем нужной для включения
30 передачи (нужного ползуна) нижний конец
253597 рычага 1 переключения передач перемещается по пазам б головок 5 ползунов, передвигая при этом направляющую кулису 10 в направлении, перпендикулярном направлению движения ползунов 4. Одновременно вдоль стержня перемещается:подпружиненный штифт 14, который встречает яа своем пути выступ кулачка 1б. Возникающее при этом дополнительное усилие передается на рычаг 1 переключения передач. Этим определяется положение нижнего конца рычага, переключения передач против одной из головок 5 средних ползунов. Положение нижнего конца рычага
1 переключения передач напротив головок крайних .ползунов определяется его упором в эти голо вки.
После выбора нужного для включения передачи ползуна рычаг 1 переключения, передач, воздействуя на головку 5,ползуна,,перемещает ползун в продольном направлении. При этом ширина прорези направляющей кулисы
10 дает возможность двигаться только одному ползуну, что,предотвращает одновременное включение двух передач. При движении ползуна, например, вправо (см. фиг. 1 и 3) запирающий выступ 12 под действием наклонной стенки фиксирующего паза 9 .приподнимается, преодолевая сопротивление, пружины 15, благодаря чему поворачивается направляющая кулиса 10. Фиксация ползунов, оставшихся в нейтральном положении, производится уже шипом 11 направляющей кулисы 10.
К моменту полного включения передачи запирающий уступ 8 подходит к кромке запирающего выступа 12, который под действием пружины 15, соскальзывает вниз. При этом направляющая кулиса 10 поворачивается, и ее правая кромка устанавливается под выступом 2 сектора рычага 1 переключения передач. В этом положении ползун включенной передачи заблокирован.
Произвольное выключение передачи под действием усилия со стороны ползуна невозмо ино, так .как направление усилия, передаваемого головкой штока 5 на запирающий выступ 12 направляющей кулисы 10, проходит через ось поворота кулисы и не создает момента, способного повернуть килусу и поднять запирающий выступ 12 над уступом,8. Даль. нейшее продвижение ползуна 4 в .сторону
5 включения ограничивается при синхронизированном включении упором каретки синхронизатора в торец зубчатой муфты. При несинхронизированном включении запирающий элемент головок ползунов следует выполнять,в
10 виде паза. После включения передачи, фиксация ползунов, оставшихся в Бейтральном положении, происходит также за счет запирающего выступа 12, поскольку он вновь входит в фиксирующие пазы 9 головок 5 ползунов.
15 При выключении передачи за счет зазора, имеющегося между нижним концом рычага 1 переключения передач и стенкой паза б головки 5 ползуна, рычаг переключения передач вначале перемещается, не воздесйтвуя на го20 ловки ползунов. В этот .период выступ 2 сектора рычага переключения передач воздействует на направляющую кулису 10 и поворачивает ее. При этом запирающий выступ
12 поднимается над. уступом 8, благодаря
25 чему пблзун выключаемой передачи освобождается.
Предмет изобретения
30 Механизм переключения передач, содержащий установленный в корпусе рычаг переключения передач, ползуны с вилками переключения передач и головками, взаимодействующими с нижним концом рычага переключения
35 передач, направляющую кулису, установлен,ную в корпусе на оси, перпендикулярной осям ползунов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации,ползунов, направляющая кулиса выполнена с
40 выступом, входящим в пазы головок ползу нов, и снабжена подпружиненным штифтом, взаимодействующим с жестко соединенным с .корпусом профилированным кулачком, а нижний конец рычага переключения передач онабжен
45 сектором с выступами, взаимодействующими с направляющей кулисой.
253597
А-А
Составитель А. Кичжи
Техред А. А. Камышникова Корректор Т. А. Абрамова
Редактор Рубан
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 280/13 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4!5



