Устройство управления ступенчатой коробкойпередач
О П И С А Н И Е 1959ÎÇ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советсиия
Социалистических
Республик
1 1тс1;Си ЮЛИ Ф Я
Х АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ПЗВ. T3iN780ГГХЬИ ЕСКАФ
Зависимое от авт. свидетельства №
g3 г 1110ТЕ1
63с, 20/01
Заявлено 02, IX.1964 (№ 919516/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 04.V.1967. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 19Х11.1967
МПК В 62т1
УДК 629.113:621.838.2 (088.8) Комитет пп делам изобретений н открытий при Совете Министров
"I CP
Авторы изобретения
Б. С. Поспелов и Ю, Д. Папин
Заявитель
Горьковский автомобильный завод
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ
ПЕРЕДАЧ
Известны устройства управления ступенчатой коробкой передач, преихтущест33ен3то автомобиля, содержащие: у становленный в крышке коробки рычаг переключения передач, продольно перемещающийся в направляющей втулке с наружной сферической поверхностью; вкладыш с внутренней сферической поверхностью, сопрягаемой со сферической поверхностью на правляющей втулки рычага; концентричную рычагу переключения передач коническую пружину, закрепленную концевым витком малого диаметра на рычаге переклк>чения передач, а концевым витком большого диаметра — в кольцевом опорном элементе крышки, Особенностью описываемого устройства является то, что кольцевой опорный элемент, выполненный, например, в виде канавки в крышке, расположен в плоскости, наклонной к оси рычага в его нейтральном положении.
Такое выполнение опорного элемента упрощает конструкцию устройства.
На фиг. 1 изображено устройство управления ступенчатой коробкой передач, продольныи разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, разрез по
Б — Б на фиг. 1.
В крышке 1 размещено устройство управления коробкой передач (на чертеже не показана), четыре перечачи которой включаются с помощью двух скользящих муфт, а передача заднего хода — с помощью промежуточно3о рычага, перемещающего пгразнтную шестерню.
5 В отверстиях крышки 1, параллельных продольной оси коробки передач, расположены: шток 2 включения заднего хода, шток 8 включения третьей и четвертой передач и шток 4 вк-;ro re 3i;я первой и сторой передач. Штоки
10 могут перемещаться вдоль отверстий.
С одной стороны на консольных концах штоков 2, 8 и 4 стопорными винтами б, б и 7 еподвижно закреплены соответствующие штокам вилки 8, 9 и 10. С другой стороны
15 также неподвижно стопорными винтами 11, 12, 18 закреплены втулки 14, 15, 1б.
Перемещению вперед или назад штоков
8 и 4 с вилками 9, 10, сочлененными со сколь2Q зящими муфтами, соответствует включение передач переднего хода и перемещеншо назад штока 2 с вилкой 8, сочлененной с промежуточшям рычагом, соответствует включение передачи заднего хода, 25 В устройстве предусмотрены фиксаторы, гыполнеиные I3 виде канавок íà штоках 2, 8 и
4, r3 которые входят шарики 17 с пружинами
18, размещенными в соответствую цих отверстия., в крышке 1 Il поджпх3аемыми резьбовы30 мп пробками 19.
195903
Зо
40
Предусмотрен-! также установка замка, препятствующего перемещению любых остальных штоков,,когда один из штоков выведен из положения, соответствующего нейтрали в коробке передач, во избежание одновременного включения двух и более передач.
Замок выполнен в виде других канавок на штоках 2, 8 и 4, отверстия в штоке 3 для размещения плунжера 20 и двух других плунжеров 21, установленных между штоками 2, 3 и
8, 4 в сквозном отверстии, в котором располагаются шарики 17 и пружины 18.
При включенной любой передаче плунжеры
21 заходят в канавки двух других штоков и препятствуют их перемещению, чем и обеспечивается запорное действие замка.
В приливе крышки, выполненном в перпендикулярной плоскости осей отверстий под штоками 2, 8 и 4, размещается вкладыш 22 с внутренней сферической поверхностью, куда наружной сферической поверхностью входит направляющая втулка 23. Во втулке имеется сквозное отверстие, и которое входит рычаг
24 переключения передач, и паз 25, куда входит гладкая часть винта 26, проходяще.о через боковое отверстие во вкладыше. Таким образом, винт удерживает вкладыш о;- любого перемещения в крышке и н»правляющу.о втулку от проворачивания в плоскости, перпендикулярной оси отверстия.
В рычаге переключения передач имеется отверстие, в которое вставляется гитифт 27.
Штифт выступающими концами входит в пазы
28 втулки, удерживает рычаг переключения передач от проворачивания и ограничивает перемещение его вниз. В нижней части рычага сделана кольцевая канавка, в которой размещено стопорное кольцо 29, удерживающее тарелку 30 от перемещения вниз, вдоль рычага. Между направляющей втулкой и тарелкой находится в сжатом состоянии цилиндрическая пружина 31, удерживающая рычаг в нижнем положении при упоре штифта
27 в торец пазов направляющей втулки.
Направляющая втулка прижимается к вкладышу конической пружиной 82, концевым витком большого диаметра упирающаяся в крышку, а концевым витком малого диаметра — в тарелку 83, установленную на направляющей втулке и удерживаемую стопорным кольцом 84. Тарелка 88 своей цилиндрической частью закрывает пазы 28, препятствуя выпаданию штифта 27 из отверстия рычага.
Рычаг переключения передач нижним концом, выполненным в виде шарового сегмента
85, заходит в пазы 86, 87 и 88, сделанные в соответствующих втулках 14, /5 и 16, причем в положении штоков 2, 8 и 4, соответствующем нейтрали в коробке передач, оси симметрии пазов ле>кат В нлоскос! и выбОр» хода, проходящей через центр качания рыч-!;».
Пазы 87 и 88 сделаны таким ооразом. что при нижнем положении рычага его нижний конец беспрепятственно заходит в них, а паз
86 сделан ближе к центру качания рычага переключения передач, и нижний конец его не может попасть в этот паз, причем поверхность 89 втулки 14 служит жестким упором.
Чтобы рычаг ввести в паз 86, нужно поднять его в отверстии направляющей втулки, преодолев сопротивление цилиндрической пружины 81, до упора тарелки 80 в направляющую втулку и, освободив рычаг от упора поверхность 39, повернуть его вокруг центра качания в плоскости выбора хода. При вкгпоченной передаче заднего хода от действия цилиндрической пружины 81 через рычаг переключения передач на «тулку 14 возникает момент, стремящийся поьернуть втулку, шток 2 и вилку 8 относительно оси этоп> штока. Во избежание нарушения работы устройства и» вилке 8 сд"лан выступ 40, упирающийся в шток 3, который воспринимает этот момент и тем самым препятствует повороту упомянутых деталей.
Коническая пружина 32 поджимает направляющую втулку к сферическои поверхности вкладыша 22 и, кроме того, удерживает рычаг переключения передач в положении выбора хода в пазу 87 штока 8 включения третьей и четвертой передач благодаря тому, что при этом положении рычага кольцевой опорный элемент под пружиной 82 на крышке наклонен относительно оси рычага в его нейтральном йоложении, и пружина 82 вследствие этого сжимается в плоскости выбора хода неравномерно. Более сжатая часть пру>кипы создаст и большее усилие, направленное так, чтобы выравнять нагрузку сжатия по периметру о нований пружины.
Предмет изобретения
Устройство управления ступенчатой коробкой передач, преимущественно автомобиля, содержащее установленный в крышке коробки рычаг переключения передач, продольно перемещающийся в направляющей втулке, имеющей наружную сферическую поверхность, вкладыш с внутренней сферической no,ppxío"Tbþ, сопрягаемой со сферической поверхностью направляющей втулки рычага переключения передач, концентричную рычагу переключения передач коническую пружину, закрепленную концевым витком малого диаметра на рычаге переключения передач, а концевым витком большого диаметра — в кольцевом опорном элементе крышки, отличаю иееся тем, что. с целью упрощения кон трукции, кольцевой опорный элемент, выполненный, например, в виде канавки в крышке, расположен в плоскости, наклонной к оси рычага в его нейтральном положении.
19S903 с
Ц
З
Ч
Ч
Составитель Э. Б. Жарикова
Редактор Л. В. Калашникова Техрс;, Т. П. Курнлко Корректоры: А. А. Король и О. Б. Тюрина
Заказ 2097/!3 Тира к 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва. Центр, пр. Серова, д. 4
Тнп<трафия, по. Сапунова, 2



