Глубинный поршневой пробоотборник
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
252249
Сеее Сееетекиа
Социалистически«
Реслубли«
1
1
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 10,Ч.1967 (№ 1153620 22-3) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 22.1Х.1969. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 12.II.1970
Кл. 5а, 49/04
МПК Е 21b
УДК 622.243.68.05 (088.8) Комитет ло делам изобретений и открытий ври Совете «линистрав
СССР
Авторы изобретения
В. Н. Мамуна, Ю. А. Шмелев и Б. В. Ульянинский
Всесоюзный нефтегазовый научно-исследовательский институт
Заявитель
ГЛУБИННЫЙ ПОРШНЕВОЙ ПРОБООТБОРНИК
Известен глубинный поршневой пробоотборник, состоящий из приемной и балластной камер, пьезопривода с силовым штоком, форклапана и запирающего клапана.
Предложенный пробоотборник отличается тем, что силовой шток пьезопривода снабжен ограничителем хода продольного переменного форклапана, соединяющим его с форклапаном и исключающим продольное перемещениештока и форклапана относительно друг друга.
Ограничитель хода выполнен в виде распорной скобы, размещенной в нижней части пьезопривода. Эти отличия повышают эффективность действия пробоотборника.
На фиг. 1 и 2 изображена конструкция описываемого пробоотборника. Здесь 1 — поршень; 2 —; 8 — шток; 4 — гидросопротивление; 5 — клапанный корпус; б — форклапан; 7 — приемная камера; 8 — поршень; 9— гидросопротивление; 10 — балластная камера; 11 — переходник; 12 — запирающий клапан; 13 — корпус; 14 — шток; 15 — пружина;
lб — запирающий клапан; 17 — упорная гайка; 18 — ограничитель хода и 19 — скоба.
Работа пробоотборника происходит следующим образом, Как только прибор начинает спускаться в скважину, давление нефти возрастает и воздействует на поршень 1 через отверстия с фильтром 2, отверстие в форклапане б (на чертеже не показано) и шток 8. Поршень 1 начинает перемещать ся, при этом масло перетекает через гидросопротивление 4, вмонтированное в поршень.- Первое время шток 8
5 движется вхолостую, не производя никакой полезной работы. За время холостого хода пробоотборник должен быть опущен на заданную глуби ну. Когда шток пьезопривода вытянет из клапанного корпуса 5 форклапан
10 6, нефть проникает в приемную камеру 7 и начинает давить на поршень 8, который, двигаясь вниз, вытесняет балластную жидкость через гидросопротивление 9 в балластную камеру 10.
15 Движение поршня 8 прекращается, как только он дойдет до упора с переходником 11.
Теперь проба нефти в приемной камере заключена между поршнем 8 и запирающим клапаном 12.
20 На рис. 2 изображен клапанный узел, предлагаемого пробоотборника, соединенный с приемной камерой 7 пробоотборника и корпусом 18 пьезопривода. (На чертеже показана верхняя часть приемной камеры 7 с раздели25 тельным поршнем 8; пьезопривод на чертеже не показан).
Внутри клапанного корпуса 5 расположен з апир ающий кл ап ан (детали 14 — lб) и р абочая часгь форклапана б, в который упирает30 ся под действием пружины 15 сжатия шток
252249
14 клапана. В таком положении пружина 15 сжата, а клапан 16 занимает крайнее нижнее положение в полости клапанного корпуса 5 и не закрывает полости клапанного корпуса; доступ нефти к приемной камере пробоотборника в этом положении закрывается только форклапаном б. На цилиндр ический хвостовик форклапана б навинчена упорная гайка 17.
В силовом штоке 8 (связанном с поршнем пьезопривода) имеется прорезь, в которой помещен ограничитель хода 18. Скоба 19 ограничителя хода опирается своими изогнутыми концами в стенки хвостовика форклапана б и находится в сжатом состоянии. Такое положение детали должны занимать перед спуском прибора в скважину (фиг. 2,а).
По мере спуска прибора в скважину давление нефти на силовой шток 8 заставляет его передвигаться вверх. Пр и этом, так называемом «холостом ходе», во время которого прибор должен быть опущен в скважину, никакой полезной работы не совершается. Форклапан б остается на месте, и нефть не поступает в приемную камеру, Когда буртик на конце силового штока 8 упираегся в упорную гайку 17, на винченную на хвостовик форклапана б, начнется совместное движение штока 8 и форклапана б. При этом ограничитель хода 18 выходит из хвостовика форклапана б, скоба 19 ограничителя разжимается и соединяет шток 8 с форклапаном б. Следом за форклапаном б под действием пружины 15 сжатия начинает перемещаться клапанный шток 14 вместе с клапаном 16. Когда форклапан б выходит из своего посадочного места в
4 корпусе 5, нефть получает возможность проникать в полость клапанного корпуса (на фиг. 2,б показано стрелка ми) и, обтекая клапан 16, заполнит приемную камеру пробоотборника, оттесняя поршень 8 (фиг. 2,б). Если бы ограничитель 18 не препятствовал свободному перемещению форклапана 6 вдоль штока 8, то силой пружины 15 форклапан был бы подброшен кверху, а клапан 16 закрыл бы постулление нефти в приемную камеру и работал бы как дроссель. Ограничитель 18 препятствует этому, и клапан 16 вместе со штоком 14 медленно поднимаются вверх, следуя за форклапаном б и силовым штоком 8.
Когда клапан 16 войдет в седло в корпусе 5, а форклапан б, продолжая движение вверх отодвинется от што|ка 14, входное отверспие в приемную камеру 7,пробоотборника будет плотно закрыто клапаном 16, прижатым силой пружины 15.
Предмет изобретения
1. Глубинный поршневой пробоотборник, состоящий из приемной и балластной камер, пьезопривода с силовым штоком, форклапана и запирающего клапана, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности его действия, шток пьезопривода снабжен ограЗО ничителем хода продольного .перемещения форклапана.
2. Пробоотборник по п. 1, отличающийся тем, что ограничитель хода выполнен в виде распоркой скобы, размещенной в нижней ча35 сти штока пьезопривода.
252249
Wu2 2
Составитель Т. Ясенева
Редактор Н. С. Коган Техред Т. П. Курилко Корректоры: Л. Корогод и М. Коробова
Заказ 169/7 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



