Прибор для испытания антифрикционных,
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскиз
Социалистичесиив
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 421, 7/03
Заявлено 29,IV 1968 (№ 1235738/26-25) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 25.IV.1969. Бюллетень ¹ 15
Дата опубликования описания 11.1Х.1969
МПК G 01п
УДК 532.13.135(088 8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авчоры изобретения
Ю. Я. Подольский, И. Г. Цуркан, А. А, Писарев, Г. В. Шипилов, С. Ф. Гончаров, Ю. Е. Гарсков, И, П. Жданов и М. С. Коган
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Заявитель
ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ, ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И ПРОТИВОЗАДИРНЫХ СВОЙСТВ
СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Предмет изобретения
Известна двухшариковая машина фирмы
«Шелл» для испытания смазочных материалов, содержащая пару трущихся элементов с самостоятельными приводами, нагружатель и устройство для измерения момента трения.
Устройство, выполненное согласно описываемому изобретению, отличается от известного тем, что один из элементов узла трения выполнен в виде кольца, а оси валов трущихся элементов расположены под острым углом друг к другу.
Это отличие позволяет оценивать смазочные материалы в различных условиях их работы.
На чертеже представлена схема описываемого прибора.
Кольцо 1, являющееся одним из элементов трущейся пары, закреплено на валу 2 вертикального шпинделя. Другим элементом этой пары служит шар 8, который закреплен на валу 4 наклонного шпинделя. Валы 2 и 4, расположенные под острым углом друг к другу, приводятся во вращение гидромоторами 5 и 6, соединенными с валами полужесткими муфтами 7 и 8. Вал 2 сообщает кольцу 1 вращательные движения как по часовой стрелке, так и против нее, а вал 4 вращается только по часовой стрелке или неподвижно закреплен.
С целью получения в зоне контакта трения скольжения кольцо 1 вращается по неподвижному или вращающемуся шару 8. При вращении кольца против часовой стрелки при неравенстве линейных скоростей поверхности кольца и дорожки скольжения на шаре имеет мес-о качение со скольжением, а при равенстве линейных скоростей — чистое качение.
Для измерения скорости вращения валов установлены тахогенераторы 9 и 10. Нагрузка создается с помощью рычажного механизм l
10 11 и 12, состоящего из системы рычагов, одним из которых является наклонньш шпиндель.
Момент трения измеряется тензометрической балочкой 13, соединенной с токосъемником 14.
Прибор для испытания антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств смазочных материалов при трении в условиях
20 вь|соких контактных давлений, содержащий пару трущихся элементов, один из которых выполнен в виде шара, имеющих самостоятельные приводы, нагружатель, устройство для измерения момента трения, отличающийся тем, 25 что, с целью универсализации испытаний смазочных материалов, второй элемент узла трения выполнен в виде кольца, а оси валов трущихся элементов распо IoæåHы под острым углом.
242486
Составитель В. И. Вощанкйн
Редактор Б, С. Нанкина Техред Л. Я. Левина Корректор А. Б. Родионова
Заказ 2156/! 6 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2

