Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторно-поршневых двигателях внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель состоит из корпуса, одноступенчатого коленчатого вала и свободно вращающегося на шейке его кривошипа ротора в полости квадратичной камеры. Согласно изобретению, корпус двигателя выполнен в виде двух элементов замкнутых перегородок квадратичного типа, входящих одна в другую, а также замыкающих их двух торцевых крышек, которые обжимают эти перегородки. При этом полость, образованная малой замкнутой перегородкой, служит рабочей камерой, а полость между перегородками служит рубашкой водяного охлаждения. Причем сжигание сжатой воздушно-топливной смеси осуществляется в перепускных трубчатых камерах сгорания, находящихся в рубашке водяного охлаждения и замыкающих карманы клапанов нагнетания и рабочего хода. 6 ил.
Конструкция двигателя относится к комплектации в качестве основного привода преимущественно на автомобильном транспорте, а также на других видах транспортных средств, и на оборудовании в промышленности для добычи или переработки сырья.
Известно о существовании аналога-роторно-поршневой двигатель 12А, созданный в 1957 г. Ф.Ванкелем и фирмой “Мазда” мощностью 80 кВт при 6000 об/мин (Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и карбюраторных двигателей /Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1980. - 288 с.).
К совокупности существенных признаков аналога можно отнести следующие показатели:
1. Конструкция двигателя имеет условное горизонтальное расположение вала с двумя полыми роторами на его эксцентриках, развернутых друг относительно друга в параллельных плоскостях вращения на 180

.
2. Корпус двигателя состоит из двух эпитрохоидных элементов и встроенной между ними проставки, а также из двух закрывающих торцевых крышек, образующих в параллельных плоскостях две рабочие камеры.
3. На наружных поверхностях торцевых крышек корпуса и проходящих там же концах вала имеются устройства зубчатых зацеплений с передаточным отношением 3:2, что, в свою очередь, обеспечивает заданное планетарное вращение роторов и вращение эксцентриков с передачей крутящего момента на вал отбора мощности.
4. Планетарно-поступательное вращение вершин обоих роторов и соединяющие их выпуклые поверхности создают условия для образования сегментных полостей в рабочих камерах со слабо искаженными формами и изменяющимися объемами, а также их перемещения в сторону вращения вала.
5. При исследовании аналога было обнаружено, что внутренняя поверхность любой одной из двух рабочих камер определяется вращением вершин ротора в системе координат XOY по следующим формулам:
Xn=R

cos(

n+Z

120

)+r

cos(180

+

n);
Yn=R

sin(

n+Z

120

)+r

sin(180

+

n);
где Хn - координаты точки на оси абсцисс;
Yn - координаты точки на оси ординат;
R=5r - расстояние от центра до вершины ротора;
r - межосевое расстояние на эксцентрике вала;

n - угловое перемещение ротора;

n=3

n - угловое перемещение кривошипа;
Z=0; 1; 2 - значение для вершин А, В, С;
n - задаваемые точки.
6. Наружная поверхность ротора на участке АВ определяется в системе координат Х’О’У’ за счет контакта с неподвижной точкой вершины выступа рабочей камеры, лежащей на расстоянии F по оси ОХ. В результате вращения ротора можно определить координаты исследуемых точек по следующим формулам:
X’n=F-r

cos(180

+

n);
Y’n=-r

sin(180

+

n),
где Х’n, Y’n - координаты задаваемых точек;
F=4

r.
Формулы построения трех поверхностей ротора по полученным расчетным точкам имеют вид


где Pn=(3-5)r - предел значения параметров точек от центра до поверхности ротора;

n=0-120

- участок АВ, Z=0;

n=120-240

- участок ВС, Z=1;

n=240-360

- участок СА, Z=2.
7. Работа газораспределительного устройства определяется перекрытием отверстий окон в рабочей камере поверхностями ротора для подводящих, перепускных и отводящих каналов.
8. Сжигание сжатой воздушно-топливной смеси осуществляется в перекрестно-перепускных каналах проставки, которые циклически связаны с однорядными половинами одних рабочих камер с другими, при воздействии электрических разрядов на встроенных свечах зажигания. Процесс горения в каждом цикле сопровождается ростом давления в камере сгорания с переходом его в рабочую камеру, что обеспечивает рабочий ход.
9. Однорядно протекающие цикловые процессы создают режим работы двигателя в условиях 4-х тактного 4-х цилиндрового поршневого двигателя.
10. Улучшение динамической характеристики за счет отсутствия вращающихся масс у двигателя аналога позволит получить повышение максимальных оборотов на основном валу при сравнении с обычными поршневыми двигателями карбюраторного типа.
11. Система охлаждения внутренних поверхностей роторов, подшипниковых элементов и внутренних полостей рабочих камер обеспечивается протяжкой охлаждающего воздуха. Охлаждение наружных поверхностей рабочих камер и камер сгорания в проставке обеспечивается водоциркуляционной системы охлаждения.
К совокупности существенных признаков роторно-поршневого двигателя с оппозитными процессами циклов можно отнести:
1. Конструкция двигателя имеет вертикальное расположение вала в основном корпусе, где на шатунной шейке кривошипа установлен один свободно вращающийся тороидальный ротор.
2. Конструкцию корпуса составляют два элемента замкнутых перегородок квадратичного типа, входящие одна в другую, а также замыкающие их две торцевые крышки, которые обжимают эти перегородки. Полость, образованная малой замкнутой перегородкой, служит рабочей камерой, а полость между перегородками служит рубашкой водяного охлаждения. В центральной части оси крышек располагаются сквозные цилиндрические гильзы для подшипников скольжения и прилегающие к ним по окружности сквозные каналы для воздушного охлаждения внутренних поверхностей ротора и рабочей камеры, а также для охлаждения основного вала и его подшипников скольжения. Полые части крышек служат для распределения и сбора охлаждающей жидкости рубашки водяного охлаждения.
3. Работа предлагаемого двигателя обеспечивается обратнопоступательным планетарным вращением ротора в квадратичной полости рабочей камеры, которая условно делится на две части группирующихся цикловых процессов, располагающихся оппозитно, т.е. друг против друга на 180

. При этом планетарное вращение ротора будет обеспечено обкатыванием вершинами ротора по впадинам внутренней поверхности рабочей камеры, с передаточным отношением 3:4.
4. Обратнопоступательное вращение ротора в полости рабочей камеры создает условия для образования сильно искажаемых сегментных полостей с изменяющимися объемами, которые имеют перемещение в сторону, обратную вращению вала двигателя. В перепускных трубчатых камерах сгорания перемещение газовых потоков будет направлено в сторону вращения основного вала.
5. При теоретической разработке предлагаемого двигателя было обнаружено, что внутренняя поверхность рабочей камеры определяется вращением вершин ротора в системе координат XOY по следующим формулам:
Xn=R

cos(

n+Z

120

)+r

cos(180

-

n);
Yn=R

sin(

n+Z

120

)+r

sin(180

-

n);
где Xn - координаты точки на оси абсцисс;
Yn - координаты точки на оси ординат;
R=5r - расстояние от центра до вершины ротора;
r - межосевое расстояние на эксцентрике вала,

n - угловое перемещение ротора;

n=3

n - угловое перемещение кривошипа;
Z=0; 1; 2 - значения для вершин А, В, С;
n - номер задаваемой точки.
6. Наружная поверхность ротора определяется по условию предварительно заданным точкам в первом квадранте системы координат X’О’Y’ для верхней половины участка АВ по формулам
X’к=r[19соs(
к:13,664)-16+0,005sin(180

tg(1,4255k+0,032k
2))];
Y’к=r[19sin(
к:13,664)+0,6sin
к],
где Х’к и Y’к - координаты задаваемых точек;
19 - коэффициент радиального удаления центра построения;
к - задаваемый угол построения от 0 до 180

, который определяется из условия
к=k


, где к - номер задаваемой точки и k - величина прямо пропорциональна ей 0-30, а


- шаг между двумя соседствующими точками исходного радиуса и будет соответствовать 6

;
13,664 - коэффициент концентрации поверхности построения;
16 - коэффициент компенсации удаления центра построения.
Полученные значения используем для построения поверхности ротора через угловые координаты и радиальное удаление

Координаты второй половины поверхности ротора в четвертом квадранте для Х’к остаются прежними, а для Y’к будут при k=0-(-30) противоположно отрицательными. Для создания формул, определяющих положение всех заданных точек поверхности ротора с учетом его вращения в рабочей камере, введем Р
к и
к в формулы п.5
Х
nк=Р
к cos(
к-
n)+r cos
n;
Y
nк=Р
к sin(
к-
n)+r sin
n.
7. Работу газораспределительного устройства обеспечивает система из восьми рычажно-поворотных клапанов, расположенных в карманах замкнутой перегородки рабочей камеры, которые приводятся в движение от воздействия вращающегося трехкулачкового распределительного диска, установленного на противоположном конце вала отбора мощности.
8. Сжигание сжатой воздушно-топливной смеси осуществляется в двух перепускных трубчатых камерах сгорания, находящихся в рубашке водяного охлаждения, концы которых замыкают карманы клапанов нагнетания и рабочего хода.
9. В предлагаемом РПД вращение ротора при контакте его наружной поверхности с внутренней границей полости рабочей камеры будет образовывать искаженные полости и определять оппозитное расположение создаваемых процессов с протеканием пяти циклов, что, в свою очередь, обеспечит работу двигателя в режиме 4-х тактного пятицилиндрового поршневого двигателя.
10. Улучшенная динамическая характеристика данного двигателя позволит получить значительное снижение оборотов на холостом ходу с сокращением расхода топлива и значительное повышение оборотов в рабочем режиме.
11. Система охлаждения двигателя будет аналогичной, за исключением значительного увеличения процесса отвода тепла с поверхностей трубчатых камер сгорания.
12. Ожидаемый ресурс наработки предлагаемого двигателя при сравнении с аналогом будет продолжительнее более чем в 2 раза по следующим причинам:
а) отсутствие зубчатой передачи для вращения ротора;
б) уменьшение давления по торцевым поверхностям ротора в 2 раза, т.к. вместо двух роторов используется один;
в) уменьшение трения скольжения наружных поверхностей ротора по внутренней поверхности рабочей камеры;
г) возможность снижения давления в 2 раза на радиально-уплотнительные пластины по причине отсутствия отрицательного радиального ускорения, создающего условия отрыва их от поверхности скольжения;
д) снижение износа наружных поверхностей ротора, внутренних и торцевых поверхностей рабочей камеры, а также торцевых и радиальных уплотнений в связи с вышеперечисленными причинами в 2 раза.
На фиг.1 изображено планетарное движение вершин ротора, определяющих траекторию внутренней поверхности рабочей камеры в системе координат ХОУ с их общим центром. При этом угловое перемещение кривошипа рассмотрено от 0 до 360

с интервалом в 15

и описано по следующим формулам:
Xn=R

cos(

n+Z

120

)+r

cos(180

-

n);
Yn=R

sin(

n+Z

120

)+r

sin(180

-

n),
где Xn - координаты точки на оси абсцисс;
Yn - координаты точки на оси ординат;
R=5r - расстояние от центра до вершины ротора;
r - межосевое расстояние центра вала и ротора;

n - угловое перемещение ротора;

n=3

n - угловое перемещение кривошипа;
Z=0; 1; 2 - значение для вершин А, В, С;
n - задаваемые точки.
Дальнейшее движение вершин А, В, С по исследуемым точкам во всех следующих четвертях будет аналогичным.
На фиг.2 изображено построение наружной поверхности ротора между вершинами A и B в системе координат Х’О’Y’. При этом задаем условия
f
ху=f’
ху+

f’
ху,
где f
x=f’
x+

f’
x, f
y=f’
y+

f’
y;
f’
xу - задаваемая функция;

f’
xу - приращение к задаваемой функции;
f’
x=r[19cos(
к:13,664)-16];
f’
y=r l9sin(
к:13,664);

f’
x=r 0,005sin(180

tg(1,4255k+0,032k
2));

f’
y=r 0,6sin
к.
Полученные результаты были использованы при построении всех трех поверхностей и проверены при планетарном вращении в рабочей камере анимационным методом на экране компьютера по программе TFLEX-CAD-2D.
На фиг.3 изображена мультипликация процессов одного полного цикла в оппозитном роторно-поршневом двигателе. Т.к. процесс протекания цикла происходит в одной половине квадратичной плоскости рабочей камеры, то для наглядности другую половину можно не рассматривать по причине повторяемости всех процессов, которые будут повернуты на 180

относительно рассматриваемой полости.
В данной мультипликации видны следующие процессы по нумерации окон:
1-6 - процесс всасывания воздушно-топливной смеси;
6-9 - процесс сжатия воздушно-топливной смеси;
9-11 - процесс проталкивания в камеру сгорания;
11-16 - процесс сжигания и рабочий ход;
16-21 - процесс выталкивания отработанного газа.
В данной мультипликации один полный цикл составляет 2,5 оборота основного вала и соответствует 900

углового перемещения кривошипа. При этом угловое перемещение вершин ротора за цикл относительно оси координат центра камеры составит 300

. Учитывая продолжительность полного цикла и чередования их через 0,5 оборота можно сделать заключение о режиме работы данного двигателя, которое определяет количество одновременно участвующих циклов:
m=n
вал:

n
чер=2,5:0,5=5,
где n
вал - количество оборотов за цикл;

n
чер - шаг чередования циклов.
Это доказывает, что данный двигатель будет работать в режиме 5-ти цилиндрового поршневого двигателя.
Из соотношений вращении ротора и вала можно определить их передаточное отношение
n
рот=n’
рот+n
об=1/3+1=4/3;
N=n
об:n
рот=3/4,
где n
рот - вращение ротора относительно шейки кривошипа;
n’
рот - вращение ротора в системе координат, равное 1/3 n
об;
n
об - оборот основного вала;
N - передаточное отношение относительно рабочей камеры или неподвижной системы координат XOY.
На фиг.4 изображена конструкция РПД с оппозитными процессами циклов в двух проекциях, где внутренне расположение элементов и деталей продемонстрировано на верхней проекции с фронтальным сечением по оси вала, а в нижней проекции со снятием верхней торцевой крышки корпуса двигателя.
Тороидальный ротор поз.1, из материала ЧХ32, с выполненными в нем проемами для прохождения потока охлаждающего воздуха между объединенными литьем элементами, состоит из обода, радиально-стержневых ребер и центральной втулки наружной обоймы подшипника скольжения. При этом он установлен на шейке кривошипа основного вала поз.2, состоящего из двух элементов материала Ст15Х, где их соединение на границе шейки кривошипа в верхней серьге будет обеспечена крепежно-резьбовым соединением из Ст5. Замкнутая перегородка рабочей камеры поз.3, состоящая из материала ЧХ32, обжатая по торцевым поверхностям в расточках торцевыми крышками поз.6 и 7 корпуса двигателя с применением прокладочно-несгораемого материала поз.41, состоящего из цветного металла.
Торцевые крышки в своей основе по внутренним элементам с прилегающими поверхностями состоят из материала ЧХ32. В полых конструкциях крышек предусмотрено охлаждение нагреваемых сторон, прилегающих к рабочей камере, а также для сбора в одной и распределения потока охлаждающей жидкости в другой полости рубашки водяного охлаждения. Поток охлаждающей жидкости, замкнутый через отводящий и подающий трубопроводы поз.25 и 26 из материала АКЧ, обеспечивает отвод тепла во внешнюю среду. В центральной части каждой торцевой крышки расположено по одной сквозной втулке наружной обоймы подшипника скольжения поз.40 и прилегающие к ним по окружности сквозные каналы поз.4 для обеспечения потока воздуха охлаждения внутренних полостей ротора, рабочей камеры и вала. Ограждение рубашки водяного охлаждения поз.39 обеспечивается замкнутой перегородкой поз.8 из материала АКЧ, обжатой по торцевым поверхностям торцевыми крышками корпуса, а также дисковыми перегородками поз.37 на наружной поверхности, закрывающих торцевые крышки из того же материала, обжатых крепежным соединением поз.30 из Ст40Х. К наружной поверхности нижней торцевой крышки присоединен дополнительный корпус поз.9 из Ст30, для разделения отводимого воздушно-масляного потока из внутренней полости камеры и устройства системы сцепления. В нижней центральной части дополнительный корпус имеет втулочное отверстие для подшипника скольжения ведомого вала, а также крепление рубашки для разделения воздушно-масляного потока поз.21 из Ст30 и отделения и выноса нагретого охлаждающего воздуха через полость коллектора поз.38. Масло, сконденсированное в донной части полости поз.24, отводится по трубке поз.23 в свою систему охлаждения. Из сборочного коллектора очищенный воздух по трубопроводу поз.22 направляется в карбюратор двигателя для утилизации. При этом поступление свежего воздуха происходит через отверстия в защитном кожухе поз.14 и далее через воздушный фильтр поз.11 попадает в систему охлаждения. Движение охлаждающего воздушного потока будет обеспечено за счет вращения основного вала и создаваемого разрежения на тыльной стороне закрепленной ведущей упорной пяты поз.15 с лопаточным оребрением по типу центробежного колеса, с функцией воздушного нагнетателя. Передача вращения под нагрузку будет обеспечиваться в осевом направлении через фрикционный диск поз.16, установленного на ведущей пяте. Ведомая упорная пята поз.17, сблокированная с рычажно-поворотным устройством поз.20, имеет продольное перемещение по шлицам ведомого вала поз.19 из Ст15Х и поджимающей ее пружины поз.18 из стали 60С2.
Оппозитное газораспределение для одновременно происходящих 5-ти цикловых процессов обеспечено рычажно-поворотными устройствами поз.13 из Ст15Х, при воздействии на них трехкулачкового диска поз.12 из Ст15Х, который закреплен на противоположном конце основного вала между воздушным фильтром и верхней торцевой крышки корпуса. При этом работа каждого клапана для всех циклов будет определена по месту их расположения на перегородке рабочей камеры: для всасывания поз.31, для сжатия и нагнетания поз.32, для рабочего хода поз.33 и для выхлопа отработанных газов поз.34.
Выносные трубчатые камеры сгорания поз.27, состоящие из материала ВТЗ-1 или Н70МФ, будут образовывать пространства для сжигания воздушно-топливных смесей. Начала процессов горения воздушно-топливных смесей будет осуществляться при электрических разрядах на свечах зажигания поз.28, установленных по резьбовым соединениям в гнездах камер сгорания.
Получение электроэнергии для собственных нужд будет обеспечено генератором поз.10, который расположен на защитном кожухе во внутреннем пространстве воздушного фильтра.
Запуск РПД предлагается осуществлять стартовым двигателем устанавливаемого с соблюдением герметичности соединения на примыкающем корпусе поз.42 из Ст30 к дополнительному корпусу двигателя. Передача вращения от него к ведущей упорной пяте будет обеспечиваться через промежуточную шестерню поз.43 из Ст40Х. Вал поз.44, жесткосвязаный с промежуточной шестерней, служит для передачи вращения на маслонасос поз.45 системы смазки подшипников скольжения и системы уплотнения ротора в рабочей камере.
На фиг.5 изображен внешний вид силового агрегата в двух проекциях, где 1 - основной корпус двигателя, 2 - дополнительный корпус, 3 - коробка переключения скоростей, 4 - коробка главной передачи, 5 - карбюратор, 6 - стартер, 7 - коллектор подачи воздушно-топливной смеси, 8 - коллектор отводящий отработанные газы.
Формула изобретения
Четырехтактный роторно-поршневой двигатель, состоящий из корпуса, одноступенчатого коленчатого вала и свободно вращающегося на шейке его кривошипа ротора в полости квадратичной камеры, отличающийся тем, что корпус двигателя выполнен в виде двух элементов замкнутых перегородок квадратичного типа, входящих одна в другую, а также замыкающих их двух торцевых крышек, которые обжимают эти перегородки, при этом полость, образованная малой замкнутой перегородкой, служит рабочей камерой, а полость между перегородками служит рубашкой водяного охлаждения, причем сжигание сжатой воздушно-топливной смеси осуществляется в перепускных трубчатых камерах сгорания, находящихся в рубашке водяного охлаждения и замыкающих карманы клапанов нагнетания и рабочего хода.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4,
Рисунок 5