Изобретение относится к героторным гидромашинам для нефтяных и газовых скважин и может использоваться в гидромоторах общего назначения. Ротор состоит из ротора-заготовки с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, и нанесенного антикоррозионного износостойкого покрытия. Покрытие наружных винтовых зубьев выполнено многослойным, из охватываемых и охватывающих слоев, при этом наружные профили каждого из слоев в торцевом сечении ротора определяются по определенным соотношениям. Повышается ресурс и надежность, расширяются возможности нанесения покрытий с различными свойствами, учитывающих условия эксплуатации и характеристики рабочих жидкостей, обеспечиваются возможности ремонта путем повторного нанесения покрытия. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к героторным гидромашинам для нефтяных и газовых скважин и может использоваться в гидромоторах общего назначения.
Известен многозаходный ротор винтовой гидромашины, содержащий ротор-заготовку с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, включающий антикоррозионное износостойкое покрытие, а формообразование винтовых зубьев выполнено с получением промежуточного профиля зубьев в торцевом сечении, причем толщина
f слоя во впадинах зубьев составляет (0,2-0,3)
а, а толщина
s слоя на боковых сторонах зубьев посередине их высоты составляет (0,05-0,75)
а, где
а - толщина износостойкого покрытия на вершинах зубьев [1].
Недостатком известного ротора является то, что не учитываются технологические особенности нанесения и свойства разных типов покрытий, что не исключает возможности искажения профиля после нанесения покрытия и может привести к погрешностям в зацеплении, вызывающим нарушение расчетной кинематики героторной пары, ухудшению уплотнения в зоне контактных линий, снижению КПД.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является ротор винтовой забойной гидромашины, содержащий ротор-заготовку с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, а на нем антикоррозионное износостойкое покрытие, толщина которого на вершине зуба h
a связана с толщиной h
f во впадине соотношением h
a/h
f=(2...8) [2].
Недостатком известной конструкции является то, что гидроабразивный износ зубьев ротора может происходить интенсивнее на боковых сторонах винтовых зубьев и в их впадинах по сравнению с износом вершин зубьев, что может быть вызвано изменением знака и концентрацией внутренних напряжений покрытия в зоне изменения кривизны наружного профиля зуба от выпуклого к вогнутому, неоднородностью структуры покрытия, например более высокой пористостью на боковых сторонах и во впадинах, чем на вершине, наличием неизбежных местных дефектов: сколов, трещин, коррозии металлической основы ротора, возникающих при нанесении покрытия, финишной обработке, хранении, транспортировке и воздействии агрессивных сред, что приводит к нарушению расчетной кинематики рабочей пары, снижению ее КПД и к преждевременной потере работоспособности ротора. Кроме того, в известных конструкциях роторов не учтены характеристики применяемых рабочих жидкостей и условия эксплуатации героторных механизмов (температура, характер нагрузок на ротор при бурении различных по твердости и составу пород), что также снижает их ресурс. Другим недостатком указанных конструкций является неполное использование возможности улучшения адгезии покрытия к ротору-заготовке конструктивными методами. Еще одним недостатком указанных конструкций роторов является низкая ремонтопригодность, так как при нарушении целостности однослойного покрытия происходит интенсивный износ и коррозия ротора-заготовки, после чего он непригоден для повторного нанесения покрытия.
Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение ресурса и надежности ротора винтовой гидромашины путем выполнения его покрытия многослойным, с определенным соотношением толщин каждого из слоев, обеспечивающим улучшенную адгезию, демпфирование термических и уменьшение влияния внутренних напряжений, задержку распространения микротрещин, повышенную стойкость к коррозии и гидроабразивному износу.
Другой технической задачей является расширение возможности нанесения покрытий с различными свойствами, учитывающих условия эксплуатации героторных механизмов и характеристики рабочих жидкостей, обеспечение возможности ремонта путем повторного нанесения покрытия.
Сущность технического решения заключается в том, что в роторе винтовой гидромашины, по существу - героторного двигателя или насоса, содержащем ротор-заготовку с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, с нанесенным антикоррозионным износостойким покрытием, согласно изобретению покрытие наружных винтовых зубьев выполнено многослойным, из охватываемых и охватывающих слоев, при этом наружные профили каждого из слоев в торцевом сечении ротора определяются соотношениями:

где

- вектор, соединяющий начало координат с текущей точкой наружного профиля каждого из слоев в торцевом сечении ротора,

- вектор, соединяющий начало координат с текущей точкой наружного профиля внешнего слоя в торцевом сечении ротора,

- вектор, соединяющий текущие точки наружных профилей смежных слоев, направленный по общей нормали к наружным профилям в торцевом сечении ротора,
ni - модуль вектора

, v
i - модуль вектора

,
ni - модуль вектора

, по существу - толщина слоя в рассматриваемой плоскости торцевого сечения ротора,
i - полярный угол вектора

,
ni - полярный угол вектора

,
i - угол наклона общей нормали к наружному профилю внешнего слоя в торцевом сечении ротора, n - порядковый номер слоя, k - количество слоев, i - порядковый номер текущей точки, L
n=(0,001... 0,999) - коэффициент, учитывающий технологию нанесения и свойства каждого слоя покрытия, К
n=(-0,999...0,999) - коэффициент формы наружного профиля слоя, учитывающий функциональное назначение покрытия и условия работы ротора, S
an - толщина слоя на вершине зуба.
Кроме того, наружные профили по меньшей мере двух слоев могут быть выполнены неэквидистантными профилю ротора-заготовки в торцевом сечении ротора, при этом суммарная толщина этих слоев выполнена постоянной.
Выполнение покрытия многослойным, одно- или многокомпонентным и многофункциональным, из охватываемых и охватывающих слоев, с определением координат текущих точек наружного профиля каждого из слоев в торцевом сечении ротора по соотношениям:

позволяет: учитывать особенности технологии нанесения каждого из слоев и свойства каждого слоя, получать фактический профиль ротора максимально близким к расчетному с учетом характеристик применяемых рабочих жидкостей и условий эксплуатации героторных механизмов, обеспечивать высокую адгезию покрытия к металлической основе ротора-заготовки, повысить стойкость к коррозии и износу, обеспечить ремонтопригодность ротора, снизить отрицательное воздействие резких перепадов температур, повысить ресурс и надежность покрытия наружных винтовых зубьев ротора.
Выполнение по меньшей мере двух слоев, наружные профили которых неэквидистантны профилю ротора-заготовки с постоянной суммарной толщиной по профилю зуба, позволяет дополнительно учесть свойства различных типов покрытий, обеспечить демпфирование циклических напряжений и высокую стойкость к коррозии и износу.
Коэффициент L
n, учитывающий технологию нанесения и свойства каждого слоя покрытия, выбирается близким или равным 0,001 в случае, когда толщина слоя ничтожно мала, например при оксидировании. В случае, когда взаимного проникновения слоев практически не происходит, например при гальваническом нанесении хромового покрытия, коэффициент L
n выбирается близким или равным 0,999. В других случаях, например, при напылении поверхности ротора-заготовки покрытием из твердого сплава на подслой с низкой твердостью и высокой вязкостью, когда наблюдается высокая степень внедрения одного слоя в другой, коэффициент L
n выбирается на основе экспериментальных данных в диапазоне от 0,001 до 0,999.
Коэффициент К
n, учитывающий функциональное назначение покрытия и условия работы ротора, выбирается исходя из условий его эксплуатации и необходимой точности при расчете геометрии каждого слоя, определяет характер изменения толщины каждого слоя по профилю зуба в торцевом сечении ротора. В частном случае, когда толщина слоя по профилю зуба в торцевом сечении ротора постоянна, коэффициент К
n принимается равным нулю.
Ниже представлен один из вариантов конструкции ротора винтовой гидромашины.
На фиг.1 показан продольный разрез ротора винтовой гидромашины.
На фиг.2 показано поперечное сечение ротора винтовой гидромашины по линии А-А.
На фиг.3 показан фрагмент зуба ротора с нанесенным покрытием, содержащим три слоя, при этом один из слоев выполнен с постоянной толщиной, а два имеют наружные профили, неэквидистантные профилю ротора-заготовки, но общая толщина этих слоев постоянна.
Ротор винтовой гидромашины содержит ротор-заготовку 1 с наружными винтовыми зубьями 2, имеющими выпуклые вершины 3 и вогнутые впадины 4, с нанесенным многослойным, одно- или многокомпонентным и многофункциональным покрытием 5, включающим несколько охватываемых и охватывающих слоев 6, 7 и 8 (количество слоев не ограничено), см. фиг.1, 2 и 3. Состав, свойства и толщины слоев покрытия определяются исходя из условий эксплуатации героторного механизма, например слой 8, см. фиг.3, нанесен на режиме получения беспористого хромового гальванического покрытия (молочный хром) и обладает высокими антикоррозионными свойствами, слой 7 нанесен на режиме получения пористого твердого хромового гальванического покрытия и обладает высокой износостойкостью (пористый хром), слой 6 нанесен на режиме получения мягкого хромового гальванического покрытия из тетрахроматного электролита и обладает высокой прирабатываемостью. При этом координаты текущих точек наружных профилей каждого слоя определены векторной суммой

см. фиг.3. В рассмотренном примере наружный прирабатываемый слой 6 выполнен с постоянной толщиной по профилю зуба 2; износостойкий слой 7 имеет наружный профиль, неэквидистантный профилю ротора-заготовки 1, и утолщается от впадины 4 зуба 2 к его вершине 3 по закону, определенному коэффициентом К
n с учетом того, что на вершинах 3 зубьев 2 скорости скольжения выше, чем во впадинах 4; коррозионно-стойкий слой 8 имеет наружный профиль, неэквидистантный профилю ротора-заготовки 1, и утолщается от вершины 3 зуба 2 к его впадине 4 по закону, определенному коэффициентом К
n с учетом того, что коррозия металлической основы ротора-заготовки 1 во впадинах 4 зубьев 2 интенсивнее, чем на вершинах 3, см. фиг.3. При этом общая толщина слоев 7 и 8 по профилю зуба 2 постоянна, что в сочетании с тонким наружным слоем 6 и заданными толщинами S
an и S
fn на вершинах 3 и во впадинах 4 соответственно, см. фиг.3, обеспечивает оптимальные прирабатываемость, стойкость к коррозии и износу; как следствие, достигается высокая долговечность ротора и надежность героторного механизма.
Могут применяться другие системы покрытий, обеспечивающие в совокупности с оптимально подобранными толщинами слоев необходимые сочетания свойств, для достижения максимального ресурса ротора.
Ротор винтовой гидромашины, по существу - героторного двигателя или насоса, работает следующим образом. Ротор устанавливается в статор 9, см. фиг.1, 2, имеющий внутренние винтовые зубья 10 из упругоэластичного материала, например из резины, причем число наружных винтовых зубьев 2 ротора на единицу меньше числа внутренних винтовых зубьев 10 статора 9, ось 11 ротора смещена относительно оси 12 статора 9 на величину эксцентриситета 13, величина Е которого равна половине высоты зубьев ротора, а ходы винтовых линий ротора и статора пропорциональны их числам зубьев.
Собранные ротор и статор образуют героторный механизм. Под действием перепада давления промывочной жидкости, подаваемой в героторный механизм по колонне бурильных труб (не показаны) и поступающей в полости 14, образованные винтовыми зубьями 2 ротора и 10 статора 9, ротор совершает планетарное движение внутри статора 9, обкатываясь винтовыми зубьями 2 по винтовым зубьям 10 статора 9. При этом ось 11 ротора совершает вращение вокруг оси 12 статора 9 по окружности радиуса Е, а сам ротор вращается вокруг своей оси 11 в направлении, противоположном направлению планетарного движения. Ротор винтовой гидромашины подвергается воздействию гидроабразивных и агрессивных сред, содержащих песчаные и глинистые фракции, подвержен перепадам температур, высоким динамическим и контактным нагрузкам. Выполнение ротора с нанесением многослойного покрытия в соответствии с заявляемым изобретением предотвращает быстрый износ и образование дефектов покрытия (сколов, отслоений, трещин), позволяет учитывать условия его эксплуатации, характер и степень воздействия факторов, снижающих работоспособность механизма, что повышает ресурс и надежность ротора, обеспечивает его ремонтопригодность. При использовании ротора в насосах героторного типа ротор вращается приводом и, обкатываясь по зубьям 10 статора 9, преобразует механическую энергию вращения в гидравлическую энергию потока жидкости. Кинематика движения ротора винтового насоса и преимущества, получаемые при использовании конструкции ротора в соответствии с заявляемым изобретением, аналогичны описанным выше для героторного двигателя.
Источники информации
1. RU, патент 2183543, В 23 Р 15/14, C 25 D 5/34, 21.01.2001.
2. RU, патент 2169820, Е 21 В 4/02, F 04 C 2/16, 27.06.2001 - прототип.
Формула изобретения
1. Ротор винтовой гидромашины, по существу - героторного двигателя или насоса, содержащий ротор-заготовку с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, с нанесенным антикоррозионным износостойким покрытием, отличающийся тем, что покрытие наружных винтовых зубьев выполнено многослойным, из охватываемых и охватывающих слоев, при этом наружные профили каждого из слоев в торцевом сечении ротора определяются соотношениями



где

- вектор, соединяющий начало координат с текущей точкой наружного профиля каждого из слоев в торцевом сечении ротора;

- вектор, соединяющий начало координат с текущей точкой наружного профиля внешнего слоя в торцевом сечении ротора;

- вектор, соединяющий текущие точки наружных профилей смежных слоев, направленный по общей нормали к наружным профилям в торцевом сечении ротора;

- модуль вектора

;
v
i - модуль вектора

;
ni - модуль вектора

, по существу - толщина слоя в рассматриваемой плоскости торцевого сечения ротора;
i - полярный угол вектора

;
ni - полярный угол вектора

;
i - угол наклона общей нормали к наружному профилю внешнего слоя в торцевом сечении ротора;
n - порядковый номер слоя;
k - количество слоев;
i - порядковый номер текущей точки;
L
n = (0,001... 0,999) - коэффициент, учитывающий технологию нанесения и свойства каждого слоя покрытия;
К
n = (-0,999...0,999) - коэффициент формы наружного профиля слоя, учитывающий функциональное назначение покрытия и условия работы ротора;
S
an - толщина слоя на вершине зуба.
2. Ротор винтовой гидромашины по п.1, отличающийся тем, что наружные профили, по меньшей мере двух слоев, выполнены неэквидистантными профилю ротора-заготовки в торцевом сечении ротора, при этом суммарная толщина этих слоев выполнена постоянной.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3