Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя за счет регулирования степени сжатия. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель, содержит корпус с кольцевой камерой, в которой расположены две пары лопастей, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью. Лопасти установлены на соосных валах, соединенных с выходным валом механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса. При этом зубчатые колеса механизма синхронизации, закрепленные на валах ротора и выходном валу, взаимодействуют между собой через свободно вращающиеся на оси промежуточные зубчатые колеса переменного радиуса. Согласно изобретению ось выходного вала имеет возможность перемещаться параллельно самой себе вокруг оси промежуточных зубчатых колес, изменяя взаимное расположение выходного вала и оси промежуточных шестерен для изменения степени сжатия двигателя. Степень сжатия двигателя регулируется в широких пределах. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям, точнее к той их разновидности, которые обычно называют роторно-лопастными двигателями (Бирюков Б.Н. От водяного колеса до квантового ускорителя. М.: Машиностроение, 1990, с. 66-68). Принцип действия таких двигателей состоит в следующем. На валах, проходящих по оси цилиндрического корпуса, вращаются два двухлопастных ротора, лопасти которых делят полость корпуса на четыре замкнутых объема. Роторы кинематически связаны между собой специальным механизмом связи (синхронизации), который обеспечивает неравномерность вращения роторов при равномерном вращении выходного вала (вала отбора мощности). При этом замкнутые объемы между лопастями изменяются и в них могут протекать рабочие циклы двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Известен роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания (RU патент 2043521, 10.09.95), содержащий корпус с цилиндрической полостью, в которой с образованием камер переменного объема установлены поворотные лопасти, связанные с выходным валом через механизм преобразования движения, имеющий две пары эллиптических зубчатых колес. Основными недостатками конструкции являются: несоответствие эллиптической формы зубчатых колес условию постоянства межосевого расстояния при вращении вокруг центров симметрии без проскальзывания (в зацеплении), большое значение угла зацепления (угла давления), особенно при значительной (более 40o) разности хода лопастей, что увеличивает нагрузку в зацеплении, снижает надежность конструкции, ограничивает величину разности хода лопастей, то есть рабочий объем и мощность. Кроме того, в конструкции не предусмотрена возможность регулирования степени сжатия, а цилиндрическая форма рабочей камеры приводит к известным сложностям при устройстве уплотнений. Известен также роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, наиболее близкий по технической сути к предложенному и принятый за прототип (RU патент 2063526, 10.07.96). Он содержит корпус с рабочей камерой в виде полутора, в которой на соосных валах расположены поршни в виде диаметрально противоположных секторов, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью благодаря механизму синхронизации, содержащему две пары симметричных зубчатых колес переменного радиуса (параболических). На торцах секторов установлены уплотняющие диски, вращающиеся вместе с валами. Предусмотрена возможность регулирования степени сжатия, ограничивая такт всасывания изменением угловой протяженности впускного окна с помощью золотников. Причиной, препятствующей получению высокой эффективности двигателя, является ограниченность разности хода лопастей на уровне 40-50o допустимыми значениями угла зацепления (угла давления) зубчатых колес переменного радиуса в мертвых точках. Кроме того, регулирование степени сжатия для обеспечения многотопливности двигателя ограничением такта всасывания приводит к значительному уменьшению эффективного рабочего объема и мощности при уменьшении степени сжатия. Тороидальная форма рабочей камеры обуславливает сложность технологии изготовления и сравнительно большое значение момента инерции ротора и инерционных сил. Наличие уплотняющих дисков по торцам ротора увеличивает длину линии уплотнения и усложняет форму и технологию изготовления канавок под уплотнения и самих уплотнений. Технологические сложности изготовления параболических зубчатых колес механизма синхронизации не оправдываются термодинамическими преимуществами использования такого профиля. Задачей данного изобретения является разработка конструкции высокоэффективного, надежного и долговечного двигателя, способного работать на различных видах топлива, имеющего высокие эксплуатационные характеристики и технологичного в изготовлении. Целью данного изобретения является увеличение эффективности, повышение надежности и технологичности изготовления двигателя. Указанная цель достигается тем, что роторно-лопастной двигатель, содержащий корпус с кольцевой рабочей камерой, имеющей впускное и выпускное окна, с расположенными в ней двумя парами лопастей, установленными на соосных валах и имеющими возможность совершать вращательное движение в одном направлении с переменной скоростью, образуя между собой камеры переменного объема в соответствии с 4-х тактным циклом ДВС, имеет механизм связи лопастей с выходным валом двигателя (механизм синхронизации), содержащий овальные зубчатые колеса, два из которых закреплены на соосных валах ротора, а два - на выходном валу двигателя под углом 90o друг к другу, причем взаимодействие зубчатых колес выходного вала и ротора осуществляется через промежуточные зубчатые колеса переменного радиуса, свободно вращающиеся на оси. Кроме того, зубчатые колеса вала отбора мощности и ротора идентичны, выполнены симметричными и имеют профиль делительной поверхности, соответствующий условию постоянства межосевого расстояния при вращении без проскальзывания (в зацеплении) с промежуточными зубчатыми колесами. Кроме того, поверхность вершин зубьев овальных зубчатых колес механизма синхронизации (форма заготовки) и их делительная поверхность образована сопряженными дугами двух окружностей, что упрощает технологию изготовления и обеспечивает возможность достижения необходимой степени точности известными методами доводки зубьев. Кроме того, промежуточные зубчатые колеса выполнены либо идентичными находящимся с ними в зацеплении, либо в виде эксцентричных круглых с меньшим в два раза числом зубьев по сравнению с находящимися с ними в зацеплении овальными зубчатыми колесами валов ротора и выходного вала. Кроме того, картер выходного вала выполнен подвижным и может поворачиваться на небольшой угол вокруг оси промежуточных шестерен. Кроме того, рабочая полость корпуса выполнена в виде сферы с отверстиями для выхода валов ротора, а лопасти - в виде секторов со сферической внешней поверхностью, в которых выполнены канавки с возможностью установки в них уплотнений. Кроме того, впускное и выпускное окна имеют угловое перекрытие порядка углового размера камеры сжатия (камеры сгорания). Наличие в механизме синхронизации промежуточных зубчатых колес переменного радиуса значительно увеличивает разность хода лопастей и, следовательно, рабочий объем, и мощность двигателя при допустимых значениях угла зацепления, что обеспечивает надежность и долговечность конструкции. Разность хода лопастей при этом увеличивается вследствие увеличения амплитуды изменения передаточного отношения за счет удвоения ступенчатости механизма синхронизации. Профиль зубчатых колес переменного радиуса должен обеспечивать постоянство межосевого расстояния при их вращении в зацеплении, то есть без скольжения. Из технологических соображений в случае взаимодействия идентичных зубчатых колес, удобно представить профиль их делительной поверхности в виде равных дуг двух окружностей, сопряженных в точках с радиусом а/2+b/2, где а - большая, b - малая полуось делительной поверхности. Например, при а/b=1,5 радиусы сопрягаемых дуг имеют значения (с точностью до двух значащих цифр) R= 2,5b, r=0,87b. Межосевое расстояние при обкатывании таких кривых, строго говоря, не остается постоянным, а изменяется по известной в математике эпициклоидальной зависимости. Однако при реальном соотношении полуосей менее 1,5 это изменение незначительно и лежит в пределах допустимой степени точности зубчатой передачи. Кроме того, форма зубчатых колес может быть дополнительно скорректирована при доводке зубьев, например обкатыванием эталонным зубчатым колесом большой твердости, шеверованием и т.д. В случае механизма связи с эксцентричными круглыми промежуточными зубчатыми колесами, профиль взаимодействующих с ними овальных зубчатых колес получается технологически при нарезании зубьев методом обкатки эксцентрично посаженным долбяком подходящего размера, однако и в этом случае их профиль, с достаточной для изготовления заготовок и черновой обработки точностью, возможно представить сопряженными дугами двух окружностей. Для примера, при а/b=1,2 R



Формула изобретения
1. Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с кольцевой камерой, имеющей впускное и выпускное окна с расположенными в ней двумя парами лопастей, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью и установленных на соосных валах, соединенных с выходным валом механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса, при этом зубчатые колеса механизма синхронизации, закрепленные на валах ротора и выходном валу, взаимодействуют между собой через промежуточные зубчатые колеса переменного радиуса, свободно вращающиеся на оси, отличающийся тем, что ось выходного вала имеет возможность перемещаться параллельно самой себе вокруг оси промежуточных зубчатых колес, изменяя взаимное расположение выходного вала и оси промежуточных шестерен для изменения степени сжатия двигателя. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что зубчатые колеса механизма синхронизации имеют профиль, образованный сопряженными дугами двух окружностей. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что промежуточные зубчатые колеса выполнены идентичными находящимся с ними в зацеплении зубчатым колесам валов ротора и выходного вала. 4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что промежуточные зубчатые колеса механизма синхронизации выполнены эксцентричными круглыми с меньшим в два раза числом зубьев по сравнению с находящимися с ними в зацеплении зубчатыми колесами валов ротора и выходного вала. 5. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что рабочая полость корпуса выполнена в виде сферы, а лопасти - в виде секторов со сферической внешней поверхностью, в которых выполнены канавки с возможностью установки в них уплотнений. 6. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что впускное и выпускное окна выполнены с перекрытием.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5