Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить удельную мощность и равномерность крутящего момента. Двигатель содержит корпус с внутренней цилиндрической полостью и боковыми крышками, в которой концентрично установлен ротор-поршень, имеющий боковые поверхности, радиальные выступы и радиальные впадины на периферийной поверхности, образующий с корпусом сегментные полости. Боковые поверхности ротора-поршня плотно прилегают к боковым крышкам. Радиальные выступы периферийной поверхности ротора-поршня плотно прилегают к внутренней цилиндрической поверхности полости корпуса. Камера сгорания размещена за пределами внутренней цилиндрической полости и сообщается с нею с помощью входных и выходных каналов, снабженных управляемыми золотниками. Разделительные лопатки установлены с возможностью радиального перемещения в пазах корпуса и внутренних поверхностей боковых крышек и образуют с радиальными впадинами ротора-поршня, внутренней поверхностью цилиндрического корпуса и боковыми крышкам корпуса рабочие сегментные полости. Двигатель снабжен второй камерой сгорания, идентичной первой камере сгорания и изолированной от нее. Первая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью первого входного и первого выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками. Вторая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью второго входного и второго выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к роторным двигателям внутреннего сгорания (ДВС).
Роторные двигатели являются альтернативой обычных четырехтактных ДВС. Обычно роторный двигатель содержит ротор- поршень, который вращается внутри корпуса и нагнетает воздух или топливо-воздушную смесь в камеру сгорания, где происходит сгорание и затем осуществляется рабочий ход за счет энергии продуктов сгорания. Известен роторно-поршневой ДВС, содержащий корпус с внутренней цилиндрической полостью и боковыми крышками, в которой концентрично с возможность вращения установлен ротор-поршень, имеющий боковые поверхности, два радиальных выступа и две радиальные впадины, причем боковые поверхности ротора-поршня плотно прилегают к боковым крышкам, радиальные выступы ротора-поршня плотно прилегают к внутренней цилиндрической поверхности полости корпуса; впускные и выпускные каналы; две разделительные лопатки, установленные во внутренней цилиндрической полости корпуса между входным и выходным каналами и подпружиненные в направлении ротор- поршня разделительные лопатки, расположенные между впускным и выпускным каналами с возможностью радиального перемещения (пат США N 3040530, 1962). Корпус снабжен также камерой сгорания. Ротор-поршень и разделительные лопатки разделяют внутреннюю полость на четыре камеры, в каждой из которых осуществляются такты впуска, нагнетания, рабочего хода и выпуска ДВС. Недостатком такой конструкции является наличие значительного трения между разделительными лопатками и поверхностью ротора, что приводит к интенсивному износу их поверхностей и, как следствие, обусловливает низкий ресурс работы двигателя. Наиболее близким к настоящему изобретению является роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней цилиндрической полостью и боковыми крышками, в которой концентрично с возможностью вращения установлен ротор-поршень, имеющий боковые поверхности, два радиальных выступа и две радиальные впадины, причем боковые поверхности ротора- поршня плотно прилегают к боковым крышкам, радиальные выступы ротора-поршня плотно прилегают к внутренней цилиндрической поверхности полости корпуса. Камера сгорания размещена за пределами внутренней цилиндрической полости и сообщается с нею с помощью входного и выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками. Двигатель содержит также впускные и выпускные каналы, две разделительные лопатки, установленные во внутренней цилиндрической полости корпуса между входным и выходным каналами и между впускным и выпускным каналами с возможностью радиального перемещения (пат. США N 3579733, МКИ F 02 B, 1996). Разделительные лопатки с радиальными впадинами ротора-поршня, внутренней поверхностью цилиндрической полости корпуса и боковыми крышкам образуют рабочие полости. Двигатель снабжен механизмом управления разделительными лопатками, который отводит и подводит разделительные лопатки синхронно с вращением ротора так, что обеспечивается их плотный контакт с поверхностью ротора, однако без значительной механической нагрузки между контактирующими поверхностями. При работе этого двигателя одновременно происходит рабочий ход в прилегающей к камере сгорания рабочей камере, такт выпуска в следующей по ходу вращения ротора рабочей полости, такт сжатия в другой прилегающей к камере сгорания рабочей полости и такт выпуска в предшествующей ей рабочей полости. Как только давления в рабочей полости, где происходит рабочий ход, сравняется с давлением в рабочей полости, где происходит такт сжатия, происходит одновременное закрытие выходного канала камеры сгорания и открытие входного канала камеры сгорания. В этот момент еще не произошла полная очистка камеры сгорания и в ней еще имеется заметное избыточное давление. Это означает, что дальнейшее сжатие воздуха или топливо-воздушной смеси происходит за счет торможения ротора, а свежая порция топливо-воздушной смеси будет загрязнена продуктами сгорания, оставшимися к камере сгорания от предыдущего цикла. В результате в работе двигателя наблюдается заметная неравномерность крутящего момента, а также происходит снижение энергетической эффективности двигателя в целом из-за ухудшения условий сгорания смеси в камере сгорания. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и создание роторно-поршневого ДВС, в котором такт сжатия будет осуществляться в практически полностью очищенной от продуктов сгорания камере сгорания при исходном давлении, равном или близком к давлению окружающей среды, т.е. атмосферному. Поставленная задача решается тем, что в известном роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем: корпус с внутренней цилиндрической полостью и боковыми крышками, в которой концентрично с возможностью вращения установлен ротор-поршень, имеющий боковые поверхности, радиальные выступы и радиальные впадины на периферийной поверхности, образующий с корпусом сегментные полости, причем боковые поверхности ротора-поршня плотно прилегают к боковым крышкам, радиальные выступы периферийной поверхности ротора-поршня плотно прилегают к внутренней цилиндрической поверхности полости корпуса; камеру сгорания, размещенную за пределами внутренней цилиндрической полости и сообщающуюся с нею с помощью входных и выходных каналов, снабженных управляемыми золотниками, выпускные и впускные каналы, разделительные лопатки, установленные с возможностью радиального перемещения в пазах корпуса и внутренних поверхностей боковых крышек между входными и выходными каналами камер сгорания и между выпускными и впускными каналами, контактирующие с периферийной поверхностью ротора-поршня и образующие с радиальными впадинами ротора-поршня, внутренней поверхностью цилиндрического корпуса и боковыми крышкам корпуса рабочие сегментные полости и связанные с механизмом управления, отличается тем, что двигатель снабжен второй камерой сгорания, идентичной первой камере сгорания и изолированной от нее, первая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью первого входного и первого выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками, а вторая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью второго входного и второго выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками. При таком выполнении камеры сгорания работают в противофазе: когда в первой камере происходит сгорание топливо-воздушной смеси и продукты сгорания осуществляют рабочий ход, во вторую камеру нагнетается свежая порция воздуха или топливо-воздушной смеси. После окончания рабочего хода первая камера через соответствующие рабочую полость и выпускной канал сообщается с окружающей средой и практически полностью освобождается от продуктов сгорания. После этого в нее начинается нагнетание свежей порции воздуха или топливо-воздушной смеси, а сжатая топливо-воздушная смесь во второй камере воспламеняется. Для обеспечения равноценных условий работы обеих камер угловые координаты первого и второго входных каналов камер сгорания одинаковы, а также угловые координаты первого и второго выходных каналов камер сгорания одинаковы. При этом угловые координаты выпускных каналов одинаковы, а также угловые координаты впускных каналов одинаковы. Предпочтительным является роторно-поршневой двигатель, который содержит ротор-поршень по меньшей мере с четырьмя радиальными выступами, четырьмя радиальными впадинами на периферийной поверхности и двумя парами камер сгорания. Более предпочтительным является роторно-поршневой двигатель, который содержит ротор-поршень с 6 радиальными выступами и 6 радиальными впадинами и 8 камер сгорания. В общем случае роторно-поршневой двигатель может содержать ротор-поршень с N радиальными выступами и N радиальными впадинами и n камер сгорания при условии, что N

Формула изобретения
1. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней цилиндрической полостью и боковыми крышками, в которой концентрично с возможностью вращения установлен ротор-поршень, имеющий боковые поверхности, радиальные выступы и радиальные впадины на периферийной поверхности, образующий с корпусом сегментные полости, причем боковые поверхности ротора-поршня плотно прилегают к боковым крышкам, радиальные выступы периферийной поверхности ротора-поршня плотно прилегают к внутренней цилиндрической поверхности полости корпуса, камеру сгорания, размещенную за пределами внутренней цилиндрической полости и сообщающуюся с нею с помощью входных и выходных каналов, снабженных управляемыми золотниками; выпускные и впускные каналы; разделительные лопатки, установленные с возможностью радиального перемещения в пазах корпуса и внутренних поверхностей боковых крышек между входными и выходными каналами камер сгорания и между выпускными и впускными каналами, контактирующие с периферийной поверхностью ротора-поршня и образующие с радиальными впадинами ротора-поршня, внутренней поверхностью цилиндрического корпуса и боковыми крышками корпуса рабочие сегментные полости и связанные с механизмом управления, отличающийся тем, что двигатель снабжен второй камерой сгорания, идентичной первой камере сгорания, которая изолирована от первой камеры и вместе с ней образует пару камер сгорания, первая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью первого входного и первого выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками, а вторая камера сгорания сообщается с внутренней цилиндрической полостью корпуса с помощью второго входного и второго выходного каналов, снабженных управляемыми золотниками. 2. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что угловые координаты первого и второго входных каналов в паре камер сгорания одинаковы, а также угловые координаты первого и второго выходных каналов в паре камер сгорания одинаковы. 3. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающийся тем, что угловые координаты выпускных каналов одинаковы, а также угловые координаты впускных каналов одинаковы. 4. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания по одному из пп.1 - 3, отличающийся тем, что он содержит ротор-поршень с по меньшей мере четырьмя радиальными выступами, четырьмя радиальными впадинами на периферийной поверхности и двумя парами камер сгорания. 5. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания по одному из пп.1 - 3, отличающийся тем, что он содержит ротор-поршень с 6 радиальными выступами и 6 радиальными впадинами и 4 пары камер сгорания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2