Моторно-осевой подшипник
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям узлов трения. Технический результат - повышение надежности, увеличение долговечности. Подшипник содержит два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из опорного бронзового слоя. На внутренней поверхности опорного слоя в отверстия установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками-таблетками с эффектом самосмазывания. Бронзовые пробки обеспечивают равномерность распределения смазки на рабочей поверхности. Причем с наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивностроении.
Широко известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. "Электровоз ВЛ-8". Руководство но эксплуатации. М., Транспорт, 1982, стр. 28-30; М. Д. Рахматулин "Ремонт тепловозов". М., Транспорт, 1977, стр.421-424). Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей, не обеспечивается достаточный отвод тепла из зоны трения, что также влияет на износ несущего слоя. Прототипом заявляемому изобретению является моторно-осевой подшипник (см. патент 2011902 на изобретение: "Моторно-осевой подшипник", Ахвердиев К. С. , Приходько В.М., Гиоев З.Г. Бюл. 8 от 30. 04. 1994 г.), содержащий два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев - опорного и рабочего несущего. В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы из того же материала, что и опорный слой. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующая пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фторопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка через отверстия, выполненные с наружной стороны опорного слоя вкладыша без окна. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущейся колесной пары. Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, неэкономичность ввиду использования цветного металла несущего слоя и сложной технологии нанесения несущего баббитового слоя и недостаточной герметизацией источника смазки. Это достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый состоит только лишь из одного бронзового слоя, названного опорным. Рабочий несущий баббитовый слой полностью отсутствует. Взамен него в опорном слое выполнены глухие отверстия, в которые установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками. С наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой пробки, обеспечивающие подпитку смазки, смену пробок и отвод тепла от поверхности трения. Предложенное конструктивное решение позволяет повторно использовать опорный слой изношенных моторно-осевых подшипников электровозов, использует эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании. Микропористые полимерные вставки являются также аккумуляторами равномерного распределениями смазки на рабочей поверхности, что обеспечивает высокую надежность и долговечность работы моторно-осевого подшипника. Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: рабочий несущий баббитовый слой заменен на несущие выступающие из опорного слоя бронзовые пробки с запрессованными в них микропористыми полимерными вставками-таблетками. На чертеже представлен предлагаемый подшипник. Он состоит из двух I и II вкладышей, один из которых выполнен с окном. Каждый из вкладышей состоит из одного опорного бронзового слоя 1. Па внутренней поверхности опорного слоя расположены выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками 2. В глухие отверстия запрессовываются несущие выступающие бронзовые пробки 3 с микропористыми полимерными вставками-таблетками 4. С наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия 5, которые доходят до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения. Предложенный моторно-осевой подшипник работает но принципу работы подшипника скольжения (вал-система выступающих бронзовых пробок с микропористыми полимерными вставками) с эффектом самосмазывания за счет микропористого полимерного материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании, а также в предложенном подшипнике осуществляется действие функции теплового распределения. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается устойчивость его работы. Лабораторные и эксплуатационные испытания предлагаемого варианта моторно-осевого подшипника показали, что подшипник испытываемого варианта более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым (принятым за прототип).Формула изобретения
Моторно-осевой подшипник, содержащий два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из опорного бронзового слоя, отличающийся тем, что на внутренней поверхности опорного слоя в отверстия установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками-таблетками с эффектом самосмазывания, обеспечивающими равномерность распределения смазки на рабочей поверхности, причем с наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения.РИСУНКИ
Рисунок 1