Способ алгоритмической компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости
Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа. Предварительно привязывают измерительные оси гироскопа к осям, связанным с объектом. Используют гироскоп в режиме обратной связи по току датчика момента. Определяют сигналы с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости. Определяют коэффициенты модели дрейфа гироскопа. Находят погрешности гирокомпасирования в шести пространственных положениях гироскопа, когда курсовой угол равен 0 и 270 o, плоскость осей чувствительности горизонтальна, наклонена только по тангажу, наклонена только по крену. В рабочем режиме находят широту местоположения объекта, углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену. Проводят алгоритмическую компенсацию дрейфа гироскопа. Определяют алгоритмическую компенсацию погрешности в виде аналитического выражения, использующего значения нескорректированного угла истинного курса, погрешностей гирокомпасирования в шести положениях и углов наклона при их предварительном определении, широты местоположения, углов наклона объекта при гирокомпасировании. Обеспечивается повышение точности гирокомпасирования. 2 ил.
Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа.
Известен способ определения истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости ( см. , например, книгу Б. И. Назарова и Г. А. Хлебникова "Гиростабилизаторы ракет" М.,1975, стр 193-196), согласно которому курсовое направление, горизонтально расположенной измерительной оси гироскопа определяют аналитически путем вычислений по результам измерений горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли. С целью повышения точности определения курса применяют методы, направленные на уменьшение влияния дрейфа гироскопа при измерении проекции горизонтальной составляющей угловой скорости Земли на измерительную ось прибора. Так, гироскопический датчик угловой скорости, измерительная ось которого расположена в плоскости горизонта, устанавливают на разные азимутальные углы и снимают на этих углах показания с гироскопа в виде электрического напряжения с эталонного сопротивления, стоящего в цепи обратной связи. С учетом того, что ряд моментов, не связанных с корпусом прибора, меняют знак при азимутальных поворотах, разработаны известные методы, которые позволяют выполнить взаимную компенсацию вредных моментов. Однако эти известные методы автокомпенсации не позволяют полностью исключить погрешность определения курса от вредных моментов. Это связано с тем, что компенсируемые моменты в разных азимутальных положениях изменяют свою величину. Так же не разработаны методы автокомпенсации моментов от разбаланса вдоль оси собственного вращения, квадратурных моментов, моментов от неравножесткости при наклонном положении плоскости осей чувствительности гироскопа. За прототип взят способ определения истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости, основанный на его аналитическом вычислении (см. статью V.L. Budkin, S.P. Redkin "Gyrocompassing on a Movable Object by Means of Angular Rate Sensor on the Basis of Dynamically Tuned Gyro". 5th Saint Petersbury International Conference on Integrated Navigational Systems, May 25-27,1998). В этом способе проводят гирокомпасирование с применением датчика угловой скорости на основе динамически настраиваемого гироскопа (ДУС-ДНГ) при бесплатформенной установке его на объекте. Предварительно привязывают измерительные оси гироскопа к осям, связанным с объектом, согласовывают знаки изменения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа с направлением азимутального поворота его корпуса вокруг оси собственного вращения, определяют коэффициенты модели дрейфа гироскопа, широту местоположения объекта, углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, измеряют напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа, работающего в режиме датчика угловой скорости, а затем азимутальный угол объекта определяют с помощью выражения:














где






gx, gу - проекции ускорения силы тяжести g на оси, связанные с гироскопом,
gx = gsin



Для точной аналитической компенсации дрейфа необходимо точное знание коэффициентов модели дрейфа, которые определяются предварительно в результате калибровочных испытаний гироскопа. Однако при калибровочных испытаниях эти коэффициенты определяются с погрешностями, они также изменяются в процессе наработки гироскопа и выполнить их повторные калибровочные испытания без снятия с гироскопического устройства не представляется возможным. Ошибки в задании коэффициентов модели дрейфа обуславливают погрешности гирокомпасирования. Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, является повышение точности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости. Технический результат достигается тем, что в известном способе гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, включающем предварительную привязку измерительных осей гироскопа к осям, связанным с объектом, использование гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, определение сигналов с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости, согласование знаков изменения сигналов с эталонных сопротивлений гироскопа с направлением азимутального поворота его корпуса вокруг оси собственного вращения, определение коэффициентов модели дрейфа гироскопа, а в рабочем режиме нахождение широты местоположения объекта, углов наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, алгоритмическую компенсацию дрейфа гироскопа, аналитическое определение нескорректированного угла К истинного курса объекта, дополнительно предварительно устанавливают гироскоп в положение, при котором угол истинного курса равен 0 o, плоскость измерительных осей гироскопа горизонтальна, измерительные оси Хг1,Уг1 гироскопа направлены соответственно на восток и север, выполняют аналитическое гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования





















где















































































g - ускорение силы тяжести. Найдем аналитическое выражение для погрешности гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости на основе динамически настраиваемого гироскопа. Для известного способа аналитическое гирокомпасирование выполняется с использованием выражения (1). Представим выражение (1) в виде:
tg(

где

B = (U11Kн11cos







Положим, что




tg(





В соответствии с тригонометрической формулой сложения
tg(









Из выражения (4) с учетом (5) погрешность гирокомпасирования можно представить в следующем виде:

где





































Для изодромной обратной связи гироскопа измеряемые с эталонных сопротивлений напряжения можно представить в следующем виде:
U11 = a





U12 = a





где a





a

a






a






a





a







Подставляя (7) в (6) и полагая

после преобразований получим:

Полученное выражение (8) характеризует погрешность гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угла. Эта погрешность обусловлена остаточным дрейфом









В первом приближении в качестве угла К можно использовать угол истинного курса, который определен известным методом, так как практически погрешность его определения можно считать малой. Коэффициенты модели остаточного дрейфа на основе информации о погрешностях гирокомпасирования можно определить следующим образом. Для синуса погрешности гирокомпасирования можно записать следующее выражение:

Используя выражение (10), определим коэффициенты модели остаточного дрейфа через погрешность гирокомпасирования








чувствительности второго канала гироскопа, ось Уг1 - по оси чувствительности первого канала, а ось Zг1 - по оси собственного вращения. Вдоль оси Zг1 направлен вектор кинетического момента Н гироскопа. Пусть привязка осей гироскопа выполнена таким образом, что они совпадают с осями объекта. Установим гироскоп в положение 1, как показано на фиг.1. В этом положении угол истинного курса равен 0o, плоскость измерительных осей гироскопа горизонтальна, измерительные оси Xг1, Уг1 гироскопа направлены соответственно на восток и север. Выполним аналитическое гирокомпасирование известным методом и найдем погрешность гирокомпасирования










Установим гироскоп в положение 2, как показано на фиг.1. В этом положении угол истинного курса равен 270o, горизонтально расположенные измерительные оси Xг1,Уг1 направлены соответственно на север и запад. Проведем гирокомпасирование известным методом и определим погрешность гирокомпасирования










Установим гироскоп в положение 3, как показано на фиг.1. В этом положении угол истинного курса равен 0o, измерительная ось Xг1 находится в горизонте и направлена на восток, а измерительная ось Уг1 наклонена по тангажу на угол

















Установим гироскоп в положение 4, как показано на рис. 1. В этом положении угол истинного курса равен 270o, измерительная ось Xг1 находится в горизонте и направлена на север, а измерительная ось Уг1 наклонена по тангажу на угол


















Установим гироскоп в положение 5, как показано на фиг.1. В этом положении угол истинного курса равен 0o, измерительная ось Уг1 находится в горизонте и направлена на север, а измерительная ось Xг1 наклонена по крену на угол


















Установим гироскоп в положение 6, как показано на фиг. 1. В этом положении угол истинного курса равен 270o, измерительная ось Yг1 находится в горизонте и направлена на запад, а измерительная ось Xг1 наклонена по крену на угол

















Таким образом, предлагаемый способ алгоритмической компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости имеет следующие отличия от известного способа:
- в предварительной операции находят коэффициенты модели остаточного дрейфа, обусловленного несовершенством модели дрейфа, используемого в известном способе;
- в операции гирокомпасирования вводится новое действие связанное с алгоритмической компенсацией непосредственно погрешности гирокомпасирования с использованием новой аналитической зависимости;
- коэффициенты модели остаточного дрейфа находятся новым способом на основе полученных связей между коэффициентами остаточного дрейфа и соответствующих им погрешностям гирокомпасирования. На фиг. 1 показаны системы координат: географическая, связанная с объектом гироскопом. На фиг. 2 показаны экспериментальные зависимости погрешностей гирокомпасирования на разных азимутальных углах при использовании известного и предлагаемого способов. Проводилась экспериментальная сравнительная оценка погрешностей гирокомпасирования с применением известного и предлагаемого способов. Экспериментальные исследования проводились с помощью датчика угловой скорости на основе динамически настраиваемого гироскопа ГВК-6 392116. Предварительно в калибровочных испытаниях определялись коэффициенты модели дрейфа гироскопа. Для испытываемого гироскопа коэффициенты модели дрейфа имели следующие значения:










После этих калибровочных испытаний и наработки 500 ч гироскоп был установлен на платформу наклонно-поворотного стенда. Для проведения испытаний по точности гирокомпасирования с использованием ранее полученных коэффициентов и модели дрейфа плоскость измерительных осей гироскопа наклонялась на угол тангажа




















На разных углах истинного курса при наклоне гироскопа по крену и тангажу на углы


Kк = K-


где К - значение истинного курса, определенное известным методом;


Формула изобретения





















где
















































































g - ускорение силы тяжести.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2