Движитель судна
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям надводных и подводных судов. Движитель судна содержит лопасть, соединенную с приводом ее поступательного и углового колебаний. Привод включает в себя кривошипно-ползунный синусный механизм с кривошипом, взаимодействующим посредством шатуна с ползуном, шарниры и поступательную пару. Лопасть соединена с ползуном синусного механизма посредством шарнира, а также снабжена жестко присоединенным к ней рычагом, свободный конец которого шарнирно связан со звеном поступательной пары, второе звено которой жестко соединено с шатуном синусного механизма и ориентировано вдоль направляющих его ползуна. Достигается упрощение конструкции привода лопасти волнового движителя. 1 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям надводных и подводных судов. Оно может быть также использовано в качестве вибрационного конвейера, а также в качестве наглядного пособия волнового движения.
Известно приводное устройство движителя лодок, содержащее двигатель с выходным валом и коробкой передач, кинематически связанной посредством силового механизма с вертикальной гибкой пластиной, и парные рычаги с лопастями, связанные с неподвижными обоймами (патент Японии 22887, 84 E 5, опубл. 1970). Недостатком указанного устройства является низкая тяга движителя и устойчивость лодки при движении. Известен движитель судна, содержащий две лопасти с приводом, включающим рычажный механизм, содержащий рычаги со сферическими шарнирами, а также эксцентрик, связанный с маятниковым рычагом и кривошипом, взаимодействующими посредством зубчатых передач с вертикальной гибкой лопастью (авторское свидетельство СССР 941239, В 63 Н 1/04, 1979). Недостатком известного движителя судна является низкая тяга, связанная с тем, что вследствие постоянства положения осей закрепления вертикальной гибкой лопасти она может совершать движение либо по типу стоячей волны, либо по типу бегущей волны на ограниченных участках с переменной формой волны. Прототипом заявляемого изобретения является движитель судна, содержащий лопасть, соединенную с приводом ее поступательного и углового колебаний, включающим в себя кривошипно-ползунный синусный механизм с кривошипом, взаимодействующим посредством шатуна с ползуном, шарниры и поступательную пару (патент РФ 2143375, В 63 Н 1/37, 1998). Недостатком прототипа является сложность конструкции привода лопасти волнового движителя, связанная с большим количеством звеньев его механизма. Задачей создания изобретения является упрощение конструкции привода лопасти волнового движителя за счет уменьшения числа звеньев его механизма. Этот технический результат достигается за счет того, что в движителе судна, содержащем лопасть, соединенную с приводом ее поступательного и углового колебаний, включающим в себя кривошипно-ползунный синусный механизм с кривошипом, взаимодействующим посредством шатуна с ползуном, шарниры и поступательную пару, согласно изобретению лопасть соединена с ползуном синусного механизма посредством шарнира, а также снабжена жестко присоединенным к ней рычагом, свободный конец которого шарнирно связан со звеном поступательной пары, второе звено которой жестко соединено с шатуном синусного механизма и ориентировано вдоль направляющих его ползуна. Соединение лопасти движителя с ползуном синусного механизма посредством шарнира, а также снабжение жестко присоединенным к ней рычагом, который шарнирно соединен со звеном поступательной пары, второе звено которой жестко соединено с шатуном синусного механизма и ориентировано вдоль направляющих ползуна, позволяет получить изменение поступательного и углового перемещений со смещением по фазе на 90o, т.е., например, изменение поступательного перемещения по закону синуса, а углового перемещения - по закону косинуса, и добиться тем самым волнообразного движения лопасти. Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена принципиальная схема движителя судна. Движитель судна содержит лопасть 1, соединенную с приводом ее поступательного и углового колебаний, включающим в себя кривошипно-ползунный синусный механизм с кривошипом 2, взаимодействующим посредством шатуна 3 с ползуном 4. Лопасть 1 соединена с ползуном 4 синусного механизма посредством шарнира 5, а также снабжена жестко присоединенным к ней рычагом 6. Свободный конец рычага 6 шарнирно соединен со звеном 7 поступательной пары, второе звено 8 которой жестко соединено с шатуном 3 синусного механизма и ориентировано вдоль направляющих 9 его ползуна 4. Движитель судна работает следующим образом. При вращении кривошипа 2 шатун 3 сообщает ползуну 4 возвратно-поступательное движение в вертикальном направлении по закону y = rsin




Формула изобретения
Движитель судна, содержащий лопасть, соединенную с приводом ее поступательного и углового колебаний, включающим в себя кривошипно-ползунный синусный механизм с кривошипом, взаимодействующим посредством шатуна с ползуном, шарниры и поступательную пару, отличающийся тем, что лопасть соединена с ползуном синусного механизма посредством шарнира, а также снабжена жестко присоединенным к ней рычагом, который шарнирно связан со звеном поступательный пары, второе звено которой жестко соединено с шатуном синусного механизма и ориентировано вдоль направляющих его ползуна.РИСУНКИ
Рисунок 1