Движитель орлова в.п.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям наземного, водного или воздушного транспортного средства. Движитель, включающий привод с изменяемой геометрией, содержит приводной вал, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица с рабочим органом, а также жестко установлена втулка. Ступица установлена с возможностью вращения между сопряженными с ней дискообразными ведущими элементами. Втулка и дискообразные ведущие элементы выполнены составными из внутренней и наружной подвижных между собой втулок и дисков, ведущих и наружных. Оси вращения дисков расположены под углом к взаимно пересекающимся образующим наружной и внутренней цилиндрических поверхностей наружной втулки, параллельным осям пересечения и перпендикулярным соответствующим взаимно пересекающимся наружным и внутренним плоскостям ведущих дисков. Ведущие диски связаны с наружной втулкой зацеплением вращения и вдоль осевого перемещения и упругими элементами с осью управления. Рабочий орган связан упругими элементами с автономным приводным валом. Достигается упрощение конструкции привода и управления движителем. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в т.ч. нетрадиционному, а именно к движителю наземного, водного или воздушного транспортного средства, в т.ч. маховому.
Известен движитель, содержащий рабочий орган в виде диска и несущий элемент в виде штока, у которого диск закреплен на штоке под непрямым углом к последнему, а шток выполнен с возможностью поворота вокруг своей оси, колебательного движения вокруг нее и проходит через центр диска (см. авт. свид. СССР N 954330, публ. 30.08.82). Универсальность движителя, отнесенного к водному транспорту, состоит в регулировке и соответствующем выборе амплитуды и частоты возвратно-поступательного движения штока и угла поворота его относительно своей продольной оси, чем обеспечивается выбор направления и величины тяги. К существенному недостатку движителя относится жесткая связь рабочего органа с приводным валом (штоком). Известен движитель, включающий привод с изменяемой геометрией, содержащий приводной вал, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица с рабочим органом и упругие элементы, связывающие вал с рабочим органом, а также жестко установлена втулка, образующая цилиндрической поверхности которой непараллельна оси вращения приводного вала, а ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, параллельна образующей цилиндрической поверхности втулки, а ступица установлена с возможностью вращения между сопряженными с ней дискообразными ведущими элементами, причем плоскости сопряжения дискообразных ведущих элементов со ступицей направлены под углом к оси приводного вала так, что ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, перпендикулярна к этим плоскостям сопряжения (см. патент РФ N 2102250, кл. B 60 B 19/04, публ. 20.01.98). Привод обеспечивает автоматическое увеличение проходимости без потери управляемости и сохранение автоматической регулировки повышения тягово-сцепных свойств ведущего колеса, за счет осуществления упругой, фрикционной и одновременно жесткой связи рабочего органа (колеса) c приводным валом как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. К существенному недостатку привода относится невозможность плавной регулировки угла наклона рабочего органа (колеса) или амплитуды его поперечного осциллирующего движения при вращении приводного вала. Техническим результатом является упрощение привода и управления, а также повышение универсальности. Указанный результат достигается тем, что втулка и дискообразные ведущие элементы выполнены составными из внутренней и наружной подвижных между собой втулок и дисков ведущих и наружных, причем их оси вращения расположены под углом к взаимно пересекающимся образующим наружной и внутренней цилиндрической поверхности наружной втулки, параллельным осям пересечения и перпендикулярным к соответствующим взаимно пересекавшимся наружным и внутренним плоскостям дисков ведущих, связанных с наружной втулкой зацеплением вращения и вдоль осевого перемещения и упругими элементами с осью управления, а рабочий орган связан упругими элементами с автономным приводным валом. Кроме того, рабочий орган закреплен на ступице таким образом, что плоскость его вращения расположена нормально к оси вращения приводного вала для увеличения угла маховых движении. На чертеже схематически изображен движитель. Движитель включает привод с изменяемой геометрией, содержащий приводной вал 1, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица 2 с рабочим органом 3, например, диска с колесом и упругие элементы 4, связывающие вал с рабочим органом, а также жестко установлена втулка, образующая цилиндрической поверхности которой не параллельна оси 0-0 вращения вала, а ось 02-02 внутреннего отверстия ступицы 2, установленной на наружной втулке 5-1, параллельна образующей цилиндрической поверхности этой втулки. Ступица 2 установлена с возможностью вращения между сопряженными с ней дискообразными ведущими элементами, направленными под углом



Формула изобретения
1. Движитель, включающий привод с изменяемой геометрией, содержащий приводной вал, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица с рабочим органом и упругие элементы, связывающие вал с рабочим органом, а также жестко установлена втулка, образующая цилиндрической поверхности которой непараллельна оси вращения приводного вала, а ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, параллельна образующей цилиндрической поверхности втулки, а ступица установлена с возможностью вращения между сопряженными с ней дискообразными ведущими элементами, причем плоскости сопряжения дискообразных ведущих элементов со ступицей направлены под углом к оси приводного вала так, что ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, перпендикулярна этим плоскостям сопряжения, отличающийся тем, что втулка и дискообразные ведущие элементы выполнены составными из внутренней и наружной подвижных между собой втулок и дисков, ведущих и наружных, причем их оси вращения расположены под углом к взаимно пересекающимся образующим наружной и внутренней цилиндрических поверхностей наружной втулки, параллельным осям пересечения и перпендикулярным соответствующим взаимно пересекающимся наружным и внутренним плоскостям ведущих дисков, связанных с наружной втулкой зацеплением вращения и вдоль осевого перемещения и упругими элементами с осью управления, а рабочий орган связан упругими элементами с автономным приводным валом. 2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что рабочий орган закреплен на ступице так, что плоскость его вращения расположена нормально к оси вращения приводного вала для увеличения угла маховых движений.РИСУНКИ
Рисунок 1