Лопастной движитель судна
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым лопастным движителям типа соосные гребные винты (СГВ) противоположного вращения. По меньшей мере лопасти заднего гребного винта закреплены в ступице подвижно. Каждая лопасть установлена с возможностью поворота на оси, проходящей через корневую часть лопасти параллельно оси гребного вала. В ступице в плоскости диска винта выполнены пазы, в которых размещены корневые части лопастей. Каждая корневая часть неподвижно закреплена на соответствующей оси, которая подвижно установлена в пазу. Причем лопасти гребных винтов установлены с возможностью поворота на угол 10o. Изобретение позволяет снизить уровень пульсаций давлений на корпусе судна, уменьшить периодические гидродинамические силы на гребных винтах и увеличить кпд движителя на непроектных режимах. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым лопастным движителям типа соосные гребные винты (СГВ) противоположного вращения.
Известен лопастной движитель, содержащий соосные гребные винты противоположного вращения в составе поворотной колонки, включающий горизонтальную и вертикальную линию приводных валов (см. NAVIGATOR, the Yearbook of the Finnish marine industry 1996, p. 46). Недостатком указанного движителя является повышенный уровень вибрации заднего гребного вала соосной пары. Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип изобретения, является движитель, содержащий два соосных гребных винта противоположного вращения, приводящихся во вращение одним двигателем посредством гребных валов, один из которых имеет полость, а другой (вал заднего гребного винта) размещен в этой полости (см. ж. Фунэ-но-кагаку, V01 41, 11, 1988г.). Конструкция прототипа предусматривает использование заднего гребного винта противоположного вращения, что обеспечивает утилизацию энергии закрученной струи за передним гребным винтом и повышает коэффициент полезного действия (кпд) лопастного движителя на 10-14%. Недостатком указанного прототипа является повышенный уровень пульсаций давлений от лопастей заднего гребного винта соосной пары, а также увеличение периодических сил гидродинамической природы на заднем гребном винте по сравнению с одиночным гребным винтом. Кроме того, прототип обладает максимальной гидродинамической эффективностью только на режиме проектной нагрузки. При других нагрузках (в т.ч. во всем диапазоне повышенных нагрузок, т. е. при плавании судна в штормовых условиях, при разгоне судна, при преодолении горба сопротивления для судов с динамическими принципами поддержания и т. п. ) в результате разбалансировки СГВ по моментным характеристикам их гидродинамическая эффективность снижается вследствие наличия остаточной закрутки потока за задним гребным винтом. Предлагаемое техническое решение направлено на улучшение эксплуатационных характеристик лопастного движителя, а именно: уменьшение пульсирующих давлений от движителя и периодических сил на элементах движителя, а также увеличение кпд на режимах, не соответствующих проектному. Указанный технический результат достигается тем, что в лопастном движителе судна, содержащим передний гребной винт и соосно с ним расположенный задний гребной винт противоположного вращения, по меньшей мере лопасти заднего гребного винта закреплены в ступице подвижно, причем каждая лопасть установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, проходящей через корневую часть лопасти и расположенной параллельно оси гребного вала. При этом каждая лопасть гребных винтов установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на угол

Формула изобретения
1. Лопастной движитель судна, содержащий передний гребной винт и соосно с ним расположенный задний гребной винт противоположного вращения, отличающийся тем, что по меньшей мере лопасти заднего гребного винта закреплены в ступице подвижно, причем каждая лопасть установлена с возможностью поворота на оси, проходящей через корневую часть лопасти параллельно оси гребного вала, а в ступице в плоскости диска винта выполнены пазы, в которых размещены корневые части лопастей гребного винта, при этом каждая из упомянутых корневых частей неподвижно закреплена на соответствующей оси, которая подвижно установлена в пазу. 2. Лопастной движитель по п.1, отличающийся тем, что каждая лопасть гребных винтов установлена с возможностью поворота на угол
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3