Учебно-тренировочный пилотажный самолет як-54
Изобретение относится к авиации, в частности к учебно-тренировочным пилотажным самолетам. Самолет содержит фюзеляж, воздушный винт, расположенный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло симметричного профиля, состоящее из полукрыльев с элеронами, горизонтальное и вертикальное оперение, при этом плоскости хорд профилей каждого полукрыла, строительная горизонталь фюзеляжа и ось воздушного винта расположены в одной плоскости. На нижней поверхности элерона каждого полукрыла в средней части выполнены аэродинамические компенсаторы. Крыло выполнено с удлинением 5-5,3, отношение площади элеронов к площади крыла составляет 23-25%, отношение расстояния от центра тяжести самолета до 25% средней аэродинамической хорды вертикального оперения составляет не более 2/3 от общей длины самолета. Система управления выполнена с возможностью отклонения элеронов вниз до 15o при возможности дифференцированного отклонения относительно выпущенного положения. Самолет снабжен люком в нижней части фюзеляжа, в котором установлено стекло. Изобретение направлено на повышение пилотажных и маневренных характеристик на всех режимах полета при выполнении сложных комплексов фигур высшего пилотажа. 6 з. п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области авиации, в частности к учебно-тренировочным пилотажным самолетам.
Известен пилотажный самолет, содержащий фюзеляж, воздушный винт, расположенный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, которое выполнено так, что плоскости хорд крыла, строительная горизонталь фюзеляжа и ось воздушного винта расположены в одной плоскости, элероны, размещенные на крыле, горизонтальное и вертикальное оперение, устройство управления элеронами /Авторское свидетельство СССР 764275, В 64 С 1/26, 1982/. Самолет имеет ограниченные возможности при выполнении фигур высшего пилотажа. Известен также учебно-тренировочный, двухместный, пилотажный самолет ЯК-52, содержащий фюзеляж, воздушный винт, расположенный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло несимметричного профиля, состоящее из полукрыльев с элеронами, горизонтальное и вертикальное оперение, при этом плоскости хорд профилей каждого полукрыла, строительная горизонталь фюзеляжа и ось воздушного винта расположены в одной плоскости /Jane's. All the word's Aircraft. 1994-95, р. 281/. Известный самолет имеет ограничения при выполнении обратных фигур высшего пилотажа по программе чемпионатов мира, поскольку отношение максимальных положительной и отрицательной перегрузок +Uy/-Uy= 0,6, что отрицательно влияет на выполнение обратных фигур. Минимальная допустимая скорость полета, определяемая конструктивной схемой самолета, не позволяет получить высокие посадочные характеристики. Низкая весовая отдача конструкции отрицательно влияет на летно-технические характеристики. Крыло выполнено с несимметричным профилем и сложной формой внешней поверхности, а потому имеет высокую трудоемкость изготовления. Задачей изобретения является создание учебно-тренировочного, двухместного, пилотажного самолета, обладающего высокими пилотажными и маневренными характеристиками на всех режимах полета при выполнении сложных комплексов фигур высшего пилотажа. Другой задачей изобретения является повышение весовой отдачи конструкции самолета за счет уменьшения длины хвостовой части фюзеляжа при сохранении статического момента вертикального оперения и увеличении маневренных и пилотажных свойств самолета. Изобретение направлено также на увеличение располагаемых перегрузок при выполнении обратных фигур высшего пилотажа за счет симметричного профиля крыла. Для решения указанных задач предложен учебно-тренировочный пилотажный самолет, содержащий фюзеляж, воздушный винт, расположенный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами, горизонтальное и вертикальное оперения. При этом плоскости хорд профилей каждого полукрыла, строительная горизонталь фюзеляжа и ось воздушного винта расположены в одной плоскости. На нижней поверхности элерона каждого полукрыла в средней части выполнены аэродинамические компенсаторы. Крыло выполнено с симметричного профиля удлинением 5-5,3. Для увеличения эффективности элеронов величина отношения площади элеронов к площади крыла составляет 23-25%. Величина отношения расстояния от центра тяжести самолета до 25% средней аэродинамической хорды вертикального оперения составляет не более 2/3 от общей длины самолета. Самолет может быть снабжен люком в нижней части фюзеляжа, в котором установлено стекло. В предпочтительном варианте выполнения силовая установка самолета имеет четырехтактный двигатель воздушного охлаждения, фюзеляж типа полумонокок и среднерасположенное относительно фюзеляжа крыло. Самолет имеет трехлопастной винт изменяемого шага и трапециевидное оперение. Уменьшение размаха крыла и уменьшение длины хвостовой части фюзеляжа при сохранении статического момента Вво вертикального оперения позволяет снизить массу самолета, а следовательно увеличить маневренность и пилотажные свойства при постоянной величине статического момента. Вво = (SвоLво до ц.т)/(Sкр lкр) = const, где Sво - площадь вертикального оперения, Sкp - площадь крыла, Lвo д о ц.т - расстояние от центра тяжести самолета до 25% средней аэродинамической хорды вертикального оперения, lкр - размах крыла. При равной величине площадей Sвo и Sкр за счет уменьшения удлинения относительно прототипа до 5-5,3 возможно уменьшить размах крыла lкр и расстояние Lвo до ц.т, а следовательно снизить вес фюзеляжа в целом на 20%. Изобретение поясняется чертежами. Фиг. 1 - общий вид самолета ЯК-54. Фиг. 2 - самолет, вид сбоку. Фиг. 3 - самолет, вид спереди. Фиг. 4 - самолет, вид сверху. Фиг. 5 - график влияния удлинения крыла на относительную располагаемую скорость крена. Фиг. 6 - график влияния относительной площади элеронов на относительную располагаемую скорость крена. Учебно-тренировочный пилотажный самолет ЯК-54 (фиг. 1-4) содержит фюзеляж 1, воздушный винт 2, расположенный в носовой части фюзеляжа 1, силовую установку для привода винта 2, трапециевидное крыло 3 симметричного профиля, состоящее из полукрыльев 4 и 5 с элеронами 6 и 7, горизонтальное трапециевидное оперение 8 и вертикальное оперение 9. Самолет имеет неубирающееся с пустотелыми рессорами трехопорное шасси, выполненное с хвостовым колесом. Плоскости хорд профилей каждого полукрыла 4 и 5, строительная горизонталь 10 фюзеляжа 1 и ось воздушного винта 2 расположены в одной плоскости. На нижней поверхности элерона каждого полукрыла 4 и 5 в средней части выполнены аэродинамические компенсаторы 11 и 12. В центральной части фюзеляжа расположена двухместная кабина 13 экипажа. Крыло 3 выполнено с удлинением




Формула изобретения
1. Самолет, содержащий фюзеляж, воздушный винт, расположенный в носовой части фюзеляжа, силовую установку для привода винта, трапециевидное крыло, состоящее из полукрыльев с элеронами, систему управления элеронами, горизонтальное и вертикальное оперение, при этом плоскости хорд профилей каждого полукрыла, строительная горизонталь фюзеляжа и ось воздушного винта расположены в одной плоскости, отличающийся тем, что на нижней поверхности элерона каждого полукрыла в средней части выполнены аэродинамические компенсаторы, крыло выполнено с симметричным профилем и имеет удлинение 5-5,3, отношение площади элеронов к площади крыла составляет 23-25%, отношение расстояния от центра тяжести самолета до 25% средней аэродинамической хорды вертикального оперения составляет не более 2/3 от общей длины самолета. 2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что упомянутая система управления выполнена с возможностью отклонения элеронов вниз до 15o при возможности дифференцированного отклонения относительно выпущенного положения. 3. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен люком в нижней части фюзеляжа, в котором установлено стекло. 4. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что силовая установка имеет четырехтактный двигатель воздушного охлаждения. 5. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что он имеет трехлопастной винт изменяемого шага. 6. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что он имеет фюзеляж типа полумонокок и среднерасположенное относительно фюзеляжа крыло. 7. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что горизонтальное оперение выполнено трапециевидным.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6