Рулевая машина
Изобретение относится к электрогидроприводам и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении и судостроении. Согласно изобретению рулевая машина содержит электродвигатель, трехшестеренный насос, создающий один поток рабочей жидкости, силовой гидроцилиндр и четырехдроссельный золотниковый гидрораспределитель, содержащий электромеханический преобразователь, качалку, плоскую нагрузочную пружину и золотниковые плунжеры, имеющие рабочие пояски, которые размещены в полых вращающихся осях насоса (гильзах гидрораспределителя). В стенках осей выполнены сквозные радиальные отверстия круглой и прямоугольной формы. Пояски плунжеров вместе с отверстиями прямоугольной формы образуют комплексы наливных и сливных дроссельных окон. Оси ведомых шестерен насоса снабжены пазами, выполненными на наружных цилиндрических поверхностях осей в плоскостях, перпендикулярных осям плунжеров и проходящих через оси отверстий прямоугольной формы, причем число пазов соответствует количеству этих отверстий. Наличие данных пазов уменьшает долю потоков, захватываемых стенками осей, и ведет к уменьшению наклона суммарных скоростей потоков к осям золотниковых плунжеров, что приводит к увеличению гидродинамических сил, действующих на плунжеры. Изобретение обеспечивает повышение чувствительности рулевой машины. 2 ил.
Изобретение относится к области электрогидропривода и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении и судостроении.
Известна рулевая машина (РМ), содержащая электродвигатель, вал которого соединен с ведущей шестерней трехшестеренного насоса, размещенного во внутренней полости, заполненного рабочей жидкостью, корпуса РМ, при этом насос соединен гидравлическими каналами с шариковыми предохранительными клапанами и с рабочими полостями двухдроссельного золотникового гидрораспределителя, включающего электромеханический преобразователь, связанный с установленной на корпусе рулевой машины с помощью плоской нагрузочной пружины качалкой, к концам которой крепятся два золотниковых плунжера, выполненных в виде тонкостенных трубок и размещенных в полых осях ведомых шестерен насоса, являющихся гильзами гидрораспределителя, в стенках которых выполнены сквозные радиальные отверстия круглой формы, при этом рабочие полости гидрораспределителя соединены с полостями силового гидроцилиндра [1, стр. 404-405]. Недостатками указанной РМ являются недостаточная чувствительность, характеризуемая командными токами трогания, и высокое энергопотребление, обусловленное тем, что насос создает два независимых потока рабочей жидкости. Наиболее близким аналогом изобретения (прототипом) является РМ, содержащая установленный на корпусе электродвигатель, вал которого соединен с осью ведущей шестерни имеющего одну паразитную ведомую шестерню трехшестеренного насоса, размещенного во внутренней полости корпуса и соединенного одним гидравлическим каналом с предохранительным клапаном, а другим каналом с нагнетательными полостями четырехдроссельного золотникового гидрораспределителя, включающего электромеханический преобразователь, на валике которого установлена нагруженная плоской пружиной качалка, к концам которой крепятся два золотниковых плунжера, размещенных в полых осях ведомых шестерен насоса, в стенках которых выполнены сквозные радиальные отверстия круглой формы и сквозные радиальные отверстия прямоугольной формы, при этом пояски золотниковых плунжеров вместе со сквозными отверстиями прямоугольной формы образуют комплексы наливных дроссельных окон и комплексы сливных дроссельных окон, причем нагнетательные полости гидрораспределителя через сквозные радиальные отверстия круглой формы сообщаются с нагнетательными полостями осей ведомых шестерен насоса, которые через комплексы наливных дроссельных окон сообщены с рабочими полостями гидрораспределителя, при этом рабочие полости гидрораспределителя соединены с полостями силового гидроцилиндра и через комплексы сливных дроссельных окон сообщены со сливными полостями осей ведомых шестерен насоса, которые через канал, выполненный в корпусе, соединены с внутренней полостью корпуса [2, стр. 31, 3, стр. 55]. Такая РМ характеризуется более низким значением энергопотребления, так как ее насос создает только один поток рабочей жидкости, и более высокой чувствительностью, обусловленной действием на золотниковые плунжеры гидродинамических сил. Однако ее чувствительность остается недостаточной по сравнению с традиционными четырехдроссельными гидрораспределителями, поскольку вращение гильз гидрораспределителя (осей насоса) приводит к эффекту увеличения углов наклона суммарных векторов скоростей потоков рабочей жидкости, истекающих через наливные и сливные дроссельные окна вращающихся гильз, к осям золотниковых плунжеров, что выражается в уменьшении гидродинамических сил, действующих на золотниковые плунжеры. Величина этого уменьшения зависит, в частности, от толщины стенок гильз [4, стр. 120, 121] и обусловлена захватом части потоков рабочей жидкости стенками радиальных отверстий прямоугольной формы, в результате чего эти части потоков за счет сил инерции и центробежных сил смещается в углам, образованным стенками радиальных отверстий прямоугольной формы, и дальнейшее движение рабочей жидкости происходит практически вдоль стенок этих углов, при этом другая часть потоков преодолевает сквозные радиальные отверстия прямоугольной формы практически без изменения углов наклона. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности РМ. Технический результат достигается тем, что в известной РМ, содержащей установленный на корпусе электродвигатель, вал которого соединен с осью ведущей шестерни имеющего одну паразитную ведомую шестерню трехшетеренного насоса, размещенного во внутренней полости корпуса РМ и соединенного одним гидравлическим каналом с предохранительным каналом, а другим каналом с нагнетательными полостями четырехдроссельного золотникового гидрораспределителя, включающего электромеханический преобразователь, на валике которого установлена нагруженная плоской пружиной качалка, к концам которой крепятся два золотниковых плунжера, размещенных в полых осях ведомых шестерен насоса, в стенках которых выполнены сквозные радиальные отверстия круглой формы и сквозные радиальные отверстия прямоугольной формы, при этом пояски золотниковых плунжеров вместе со сквозными радиальными отверстиями прямоугольной формы образуют комплексы наливных дроссельных окон и комплексы сливных дроссельных окон, причем нагнетательные полости гидрораспределителя через сквозные радиальные отверстия круглой формы сообщаются с нагнетательными полостями осей ведомых шестерен насоса, которые через комплексы наливных дроссельных окон сообщены с рабочими полостями гидрораспределителя, при этом рабочие полости гидрораспределителя соединены с полостями силового гидроцилиндра и через комплексы сливных дроссельных окон сообщены со сливными полостями осей ведомых шестерен насоса, которые через гидравлический канал, выполненный в корпусе, соединены с внутренней полостью корпус, при этом в отличие от прототипа оси ведомых шестерен насоса снабжены пазами по числу радиальных отверстий прямоугольной формы, выполненными на наружных цилиндрических поверхностях осей в плоскостях, перпендикулярных осям золотниковых плунжеров и проходящих через оси радиальных отверстий прямоугольной формы, причем ширина пазов должны быть не меньше ширины радиальных отверстий прямоугольной формы и не больше ширины рабочих полостей гидрораспределителя, а глубина h пазов определяется соотношением:



Учитывая, что OC = r, а CD = AB = b/2, получим:

Следовательно, глубина h пазов 31 в соответствии с фиг. 2 должна удовлетворять следующему соотношению:
hmin


или:

откуда:

Выбор величины глубины пазов из данного диапазона является предметом оптимизации под конкретное техническое задание. Поскольку движение поясков 18 золотниковых плунжеров 17 при работе РМ может происходить вдоль всей ширины радиальных отверстий 22 прямоугольной формы и даже превышать его, минимальная ширина пазов не должна быть меньше ширины радиальных отверстий 22 прямоугольной формы. С другой стороны, для обеспечения отсутствия утечек рабочей жидкости из рабочих полостей 26 гидрораспределителя, ширина пазов 31 не должна превышать ширины рабочих полостей 26. Наличие пазов определенной формы и размеров в осях ведомых шестерен насоса уменьшает долю потоков, захватываемых стенками осей и ведет к уменьшению углов наклона суммарных векторов скоростей потоков к осям золотниковых плунжеров, а, следовательно, приводит к увеличению гидродинамических сил, действующих на золотниковые плунжеры, что обеспечивает повышение чувствительности РМ. Таким образом в рулевой машине с четырехдроссельным золотниковым гидрораспределителем за счет наличия пазов в осях насоса обеспечивается повышение ее чувствительности. Источники информации. 1. В.И.Феодосьев, Г.Б.Синярев, Введение в ракетную технику. М.: Государственное научно-техническое издательство Оборонгиз, 1960. 2. Белоногов О.Б., Жарков М.Н., Кудрявцев В.В., Шутенко В.И. Методы расчета статических характеристик автономных однокаскадных рулевых машин с четырехдроссельным электрогидравлическим усилителем с отрицательным перекрытием/ Сб. : Ракетно-космическая техника. Серия XII. Вып 1. - РКК "Энергия", 1977 г. 3. Белоногов О.Б., Жарков М.Н., Кудрявцев В.В., Шутенко В.И. Методы расчета статических характеристик автономных однокаскадных рулевых машин с четырехдроссельным электрогидравлическим усилителем с нулевым и положительным перекрытиями/ Сб. : Ракетно-космическая техника. Серия XII. Вып 1. - РКК "Энергия", 1977 г. 4. Белоногов О.Б. Исследование гидродинамических сил, действующих на золотниковые плунжеры рулевых машин. Тез. докл. /Проблемы и перспективы прецизионной механики и управления в машиностроении. Материалы международной конференции. - Издательство Саратовского университета, 1997.
Формула изобретения

где R - радиус наружной поверхности оси;
r - радиус внутренней поверхности оси;
b - ширина радиального отверстия прямоугольной формы в оси.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.05.2005 БИ: 14/2005