Способ ускорения космического аппарата и устройство для его осуществления
Изобретение относится к космической технике, в частности к способам ускорения космических аппаратов (КА) с помощью потока рабочего тела, истекающего из его двигателей. Предлагаемый способ включает извлечение из КА с помощью зонда рабочего тела (РТ) и его размещение в виде длинной дорожки вдоль пути требуемого ускорения КА. КА, направляемый по этой дорожке, захватывает РТ с помощью (магнитного) диффузора, после чего РТ направляется в двигатель, где сжигается и истекает через сопло, создавая тягу. Зонд может быть выполнен в виде барабана, на который наматывается дорожка РТ, и снабжен системой управления с двигательной установкой для отвода зонда от КА. Изобретение позволяет снизить энергозатраты на разгон рабочего тела, потребного для ускорения КА. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к способам ускорения космических аппаратов с помощью потока рабочего тела, истекающего из его двигателей.
Известен способ ускорения сверхзвукового летательного аппарата /см. книгу Р. И. Курзинер. Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета. М.: Машиностроение, 1989, с. 264, включающий захват вещества внешней среды и его поступление в вдигатель, нагрев вещества и истечение из двигателя с образованием силы воздействия на летательный аппарат. Такие двигатели используются в широком диапазоне режимов полета, в том числе гиперзвуковых летательных аппаратов, летающих на больших высотах и малом давлении воздуха окружающей среды. Однако в космических условиях давление ничтожно и не позволяет захватить большие количества вещества и получить большую силу тяги, и такой двигатель не может использоваться для ускорения космических аппаратов /далее сокращенно - КА/. Известен способ ускорения космического аппарата /см. книгу В.П.Бурдаков, Ю. И. Данилов. Внешние ресурсы и космонавтика М.: Атомиздат, 1976, с. 207/, включающий захват вещества космической среды с помощью магнитного диффузора и ускорение захваченного вещества в двигателе КА с созданием на него силы воздействия, силы тяги. Такой способ достаточно прост, не требует расхода рабочего тела, запасаемого в КА. Однако для космического пространства, в том числе и около Земли, характерна низкая концентрация плазмы, поэтому для захвата больших количеств плазмы необходим мощный и тяжелый диффузор с массой до нескольких тонн и радиусом захвата плазмы в десятки километров. А это уменьшает получаемое ускорение КА и делает перспективным этот способ только для полета КА с длительным временем работы двигателя и большим путем разгона КА при малом ускорении. Известен способ ускорения космического аппарата /см. патент Великобритании N 2002307, кл. B 64 G 1/00, НКИ B7 W, 21.02.79, включающий раскручивание КА тросом относительно корабля-носителя, а затем выбрасывание КА с полученным ускорением. Такой способ предельно прост, эффективен, не требует расхода рабочего тела, а длина самого троса для раскручивания КА может достигать десятков километров. Однако такой способ обеспечивает ограниченный прирост скорости КА из-за ограничений по прочности троса. Кроме того, здесь раскручиваемый КА должен быть по массе значительно меньше корабля-носителя, а это ограничивает возможности способа. Также, этот способ не универсален, так как не позволяет замедлить КА в космическом пространстве, так как там негде взять другой спутник. Известен способ ускорения космического аппарата, принятый за прототип /см. книгу В.Ф.Сафранович, Л.М.Эмдин. Маршевые двигатели космических аппаратов. М.: Машиностроение, 1980, с. 17/, включающий размещение запаса рабочего тела, например, химически активных веществ, на борту КА, затем нагрев и сжигание в двигателе КА рабочего тела и его истечение с созданием силы воздействия и ускорения КА. Такой способ прост, универсален и широко используется. Однако здесь используются химические реакции, энергия которых относительно невелика, и существующие химические двигатели обеспечивают сравнительно низкие скорости истечения рабочего тела, что требует использования больших количеств рабочего тела. При этом значительная часть энергии и массы рабочего тела тратится на разгон самого рабочего тела, что снижает эффективность такого способа. Предлагаемое изобретение решает задачу по созданию искусственной внешней среды для ускорения КА, что приводит к техническому результату в виде уменьшения затрат энергии на разгон самого рабочего тела двигателя КА при его ускорении. Поставленная задача решается тем, что в известном способе ускорения космического аппарата, включающем размещение запаса рабочего тела на аппарате, затем нагрев в двигателе и его истечение с созданием силы воздействия и ускорения аппарата, из космического аппарата с помощью зонда извлекают рабочее тело, отделяют его и размещают в виде длинной дорожки по направлению ускорения аппарата, с длиной, соответствующей длине пути ускорения аппарата, при этом дорожка из рабочего тела имеет скорость движения, равную скорости движения аппарата до начала ускорения, и по этой дорожке направляют ускоряющийся космический аппарат, захватывающий рабочее тело дорожки и нагревающий его в двигателе с последующим истечением. Устройство для ускорения космического аппарата, содержащее двигатель и магнитный диффузор, в котором дополнительно имеется зонд, выполненный в виде барабана, на который намотана дорожка из рабочего тела, и снабженный системой управления и двигательной установкой для отвода зонда от ускоряемого космического аппарата. Вывод рабочего тела с борта КА и его превращение в дорожку из рабочего тела соответствует превращению дорожки в самостоятельное небесное тело, выполняющей роль внешней среды по отношению к КА. Такая дорожка имеет скорость движения, равную скорости КА до начала ускорения и практически не изменяет своей скорости при ускорении КА. И при старте КА, за счет небольшого толчка, сам КА движется по независимой от него дорожке из рабочего тела, "по внешней среде", захватывая при этом рабочее тело и нагревая его за счет химических реакций в камере сгорания двигателя КА, а затем нагретое рабочее тело истекает из двигателя, создавая силу тяги и ускоряя КА. Это позволяет отказаться от затрат энергии на ускорение самого рабочего тела. Устройство содержит двигатель и магнитный диффузор, размещенные на КА, и для осуществления способа дополнительно вводят зонд, выполненный в виде барабана с намотанной на нем дорожкой рабочего тела, и этот зонд снабжен системой управления и двигательной установкой, обеспечивающей отвод зонда от КА и постепенное разматывание дорожки из рабочего тела в ожидаемом направлении ускорения КА. На чертеже показан космический аппарат 1 с двигателем 2 и магнитным диффузором 3, от которых отходит дорожка из рабочего тела 4, прикрепленная к барабану 5 зонда 6, управляемый двигательной установкой 7 и системой управления 8. При работе зонд 6 отходит от аппарата 1 и разматывает с барабана 5 дорожку из рабочего тела 4, направляемый по предполагаемой траектории ускорения с помощью двигательной установки 7 и системой управления 8, а перед началом ускорения зонд 6 уходит от дорожки 4, не препятствуя движению аппарата 1. Затем аппарат 1 начинает ускорение, при этом рабочее тело из дорожки 4 попадает в двигатель 2, направляемое магнитным диффузором 3, и в камере сгорания двигателя 2 рабочее тело 4 в результате химических реакций нагревается и затем истекает с созданием силы тяги на двигатель 2 и ускоряемый аппарат 1. При этом на чертеже положение аппарата 1 около "Земли" соответствует режиму движения с положительным ускорением и повышением скорости аппарата 1. А положение аппарата 1 около "Луны" соответствует режиму движения с отрицательным ускорением и снижением скорости аппарата 1, его замедление, при этом сама дорожка 4 как бы сама набегает, в силу большей скорости, на замедляющийся космический аппарат 1 и двигатель 2 с магнитным диффузором 3. Пример. Рассмотрим межпланетный полет КА, стартующего с орбиты Земли и замедляющегося у Луны или другой планеты. Для разгона КА дорожка из рабочего тела расстилается по ожидаемой траектории ускорения в направлении от Земли к планете, и по ней движется КА, двигатель которого заглатывает рабочее тело, искусственную внешнюю среду, неподвижно висящую в пространстве. И это рабочее тело в двигателе КА в результате химических реакций нагревается и истекает через сопло двигателя, создавая силу тяги, при этом истечение горячего тела происходит в сторону, прямо противоположную дорожке. При этом скорость КА превышает скорость дорожки, которая остается постоянной и примерно равной скорости КА до начала ускорения. Здесь положительная величина ускорения КА, и его скорость растет. При приближении к Луне или планетам необходимо погасить скорость КА. При этом топливо из КА вытаскивается зондом /другим, так как первый зонд для ускорения от Земли безвозвратно потерян/ и вытягивается в дорожку. Затем КА, после первоначального толчка, со скоростью 0,1-1 м/с, начинает взаимодействовать с дорожкой. При этом дорожка сохраняет более высокую скорость, примерно равную скорости КА до начала замедления, и дорожка как бы заползает в двигатель замедляющегося КА, дорожка "набегает" на двигатель в силу более высокой скорости. При этом горячий поток рабочего тела из двигателя движется по направлению к планете, относительно которой замедляется КА. Здесь отрицательная величина ускорения КА и его скорость падает. Отметим, что здесь дорожка используется на достаточно высокой орбите или в межпланетном пространстве, причем концы дорожки находятся практически на одной высоте орбиты, в невесомости, как и сам КА, поэтому разность скоростей на концах дорожки ничтожна и можно пренебречь ее влияниям, в том числе и на прочность дорожки. Поэтому здесь получают и используют дорожку практически любой длины, в десятки- сотни километров и более. В качестве топлива применяют всякие виды компонентов и агрегатном состоянии - газообразные, твердые, жидкие, гелеобразные. Наиболее просты в эксплуатации при длительном хранении на борту КА - жидкие и твердые топлива. Поэтому дорожка из рабочего тела выполнена в виде кишки, тонкой металлической оболочки, в которой помещено топливо. В качестве материала оболочки используют алюминий или другой металл, горящий при взаимодействии с окислителем. Специальным требованием к топливу является быстрое сгорание. Это предъявляет повышенные требования к периоду задержки воспламенения. Поэтому применяют различные составы, имеющие малое время воспламенения. Это и горючие - амины, типа триэтиламин, имеющий для смеси с азотной кислотой время задержки самовоспламенения










Формула изобретения
1. Способ ускорения космического аппарата, включающий размещение запаса рабочего тела на аппарате, затем нагрев в двигателе и его истечение с созданием силы воздействия и ускорения аппарата, отличающийся тем, что из космического аппарата с помощью зонда извлекают рабочее тело, отделяют его и размещают в виде длинной дорожки по направлению ускорения аппарата с длиной, соответствующей длине пути ускорения аппарата, так, чтобы дорожка из рабочего тела имела скорость движения, равную скорости движения аппарата до начала ускорения, и по этой дорожке направляют ускоряющийся космический аппарат, захватывая им рабочее тело дорожки и нагревая его в двигателе с последующим истечением. 2. Устройство для ускорения космического аппарата, содержащее двигатель и магнитный диффузор, отличающееся тем, что оно дополнительно имеет зонд, выполненный в виде барабана, на который намотана дорожка из рабочего тела, и снабженный системой управления и двигательной установкой для отвода зонда от ускоряемого космического аппарата.РИСУНКИ
Рисунок 1