Способ управления космическим аппаратом, снабженным реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс аппарата линиями действия тяг, система для реализации способа, блок реактивных двигателей системы
Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей (РД), преимущественно электрореактивных, устанавливаемых на геостационарных спутниках. В предлагаемом способе к корпусу КА прикладывают по трем осям связанного базиса управляющие моменты сил тяг РД, установленных - по четыре равнотяговых секции - в двух параллельных базовой плоскости ("север-восток") равноудаленных от нее плоскостях, обеспечивая суммирование проекций этих моментов на ось требуемого управляющего момента и компенсацию по остальным осям. При этом коррекцию орбиты КА по двум направлениям (связанным осям, например, "север-юг" и "запад-восток") производят тягами РД, проекции которых совпадают с данными направлениями (осями), а возмущающие моменты по этим осям взаимно компенсируются. Для создания по третьей оси момента, противоположного возмущающему, применяют РД с взаимной компенсацией их моментов и тяг по указанным двум осям. С помощью введенного в предлагаемую систему блока превышения скорости коррекции устраняют данное превышение по одной из осей коррекции посредством РД с компенсацией их тяг на другую ось коррекции. Изобретение позволяет уменьшить число РД и затраты топлива, исключив влияние факелов РД на бортовую аппаратуру КА. 3 с.п.ф-лы, 12 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей (РД). Они могут быть использованы для управления движением КА, реактивные системы которых имеют двигатели с продольными осями, расположенными под углами к осям связанного базиса и не проходящими через центр масс КА. Такое расположение РД характерно для реактивных систем некоторых геостационарных спутников.
Известен способ управления реактивными двигателями КА - геостационарного спутника с линиями действия сил тяги, нормальными по отношению к осям связанного базиса, совпадающими с главными центральными осями инерции (см. [1] ). Суть способа заключается в том, что управление вокруг центра масс КА ведется парами сил векторов тяги РД относительно всех трех главных центральных осей связанного базиса. Тем самым исключается искажение орбиты КА за счет нерасчетного перемещения его центра масс. А при коррекции орбиты в направлении вектора скорости КА (восток-запад) и в направлении, перпендикулярном его плоскости орбиты (север-юг), включается группа РД, векторы тяги которых после соответствующей ориентации КА строго совпадают с заданными направлениями коррекции. Причем двигатели расположены симметрично относительно осей связанного базиса, имеют фиксированную величину силы тяги и одинаковые расстояния до мест установки от центра масс. Поэтому в процессе коррекции они взаимно компенсируют возникающие номинальные (установленные) управляющие моменты, зависящие от их расположения. Следовательно, при обработке заданных величин линейной скорости в каждом из направлений и одновременно в двух парировать номинальные возмущающие моменты не требуется. Блок-схема системы управления движением, реализующей способ-аналог, представлена на фиг. 1, где введены следующие обозначения: 1 - блок скорости коррекции (БСК); 2 - блок датчиков внешней информации для опорного базиса (БДВИ); 3 - блок определения управляющих сил и моментов на РД (БОУСМНРД); 4 - блок формирования управляющих сил и моментов на РД, нормально расположенные к осям связанного базиса (БФУСМРДНРОСБ); 5 - блок управления РД, нормально расположенными к осям связанного базиса (БУРДНРОСБ); 6 - блок РД, нормально расположенных к осям связанного базиса (БРДНРОСБ); 7 - корпус КА (ККА); 8 - блок датчиков угловой скорости (БДУС); 9 - блок датчиков линейных ускорений (БДЛУ);10 - блок задания параметров управления КА (БЗПУКА). При этом выходы БСК 1 и БДВИ 2 соединены соответственно с первым и вторым входами БОУСМНРД 3, а выход БОУСМНРД 3 соединен с первым входом БФУСМРДНРОСБ 4. Выход БФУСМРДНРОСБ 4 соединен с первым входом БУРДНРОСБ 5, а выход БУРДНРОСБ 5 соединен со входом БРДНРОСБ 6. В свою очередь БРДНРОСБ 6 соединен со вторым входом БУРДНРОСБ 5. На ККА 7 установлены БРДНРОСБ 6, БДУС 8 и ДЛУ 9. При этом выход БДУС 8 соединен с третьим входом БОУСМНРД 3, а выход БДЛУ 9 соединен с первым входом БСК 1. Первый, второй, третий и четвертый выходы БЗПУКА 10 соединены соответственно с входом БДВИ 2, вторым входом БСК 1, четвертым входом БОУСМНРД 3 и вторым входом БФУСМРДНРОСБ 4. Указанная система составлена в соответствии с описанием, представленным для аналога [1]. Так, БСК 1 и БДВИ 2 по функциональному назначению аналогичны блоку получения сигналов управления положением КА на фиг. 2 аналога. Под управлением положением в описании аналога понимается как управление положением осей связанного базиса относительно осей опорного физического базиса (т. е. его ориентацией), так и управление положением КА в пространстве при перемещении его центра масс (т.е. его коррекцией). Для большего функционального разграничения, необходимого в последующем при описании системы, были введены два указанных блока. БОУСМНРД 3 аналогичен блоку выработки сигналов управления для получения управляющих сил и моментов














l - расстояние между линиями действия векторов сил тяги РД. Пунктиром также обозначены места расположения солнечных батарей. Аналогичным образом можно разместить и секции РД, например, по два двигателя в каждой. Тогда






С помощью указанных РД можно проводить также поочередно коррекцию орбиты КА в направлении осей OY и OZ связанного базиса. При соответствующей ориентации указанные оси КА могут совпадать с направлением, перпендикулярным плоскости орбиты (направление север-юг), и с направлением вектора скорости КА (направление восток-запад). Обычно для отработки заданных направлений коррекции задаются векторы линейной скорости

На фиг. 2 показан пример выдачи корректирующего импульса в направлении оси OZ. При этом проекции векторов





Таким образом, способ-прототип управления реактивными двигателями с линиями действия сил тяги, не проходящими через центр масс КА, включает в себя приложение к корпусу КА требуемого управляющего момента относительно оси связанного базиса от РД со взаимной компенсацией векторов тяг, коррекцию орбиты КА по одному из заданных направлений, совпадающих с направлением осей связанного базиса, с приложением сил тяги РД для отработки импульсов, заданных в соответствии с направлениями и величиной векторов линейной скорости

Недостатки способа-прототипа заключаются в следующем. При управлении вокруг центра масс можно создать лишь управляющие воздействия относительно одной оси. Тем самым необходимо реактивную систему дополнять другими РД для управления по другим осям управления. При коррекции орбиты происходит потеря суммарного располагаемого импульса тяги, пропорциональная cos

15 - блок формирования управляющих сил и моментов на РД с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг (БФУСМРДЛДСТРУ);
16 - блок управления РД с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг (БОЗПИРДЛДСТРУ);
17 - блок РД коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг (БРДКУОЦМЛДСТРУ). При этом второй выход БОУСМНРД 3 соединен с первым входом БФУСМРДЛДСТРУ 15, второй вход которого, в свою очередь, соединен с четвертым выходом БЗПУКА 10. Выход БФУСМРДЛДСТРУ 15 соединен с первым входом БУРДЛДСТРУ 16, выход которого соединен с входом БРДКУОЦМЛДСТРУ 17. А выход БРДКУОЦМЛДСТРУ 17 соединен со вторым входом БКРДЛДСТРУ 16. Остальные блоки и их функциональные связи соответствуют системе аналога. В соответствии с описанием прототипа к первой группе блоков и датчиков системы-прототипа (см. [4] , стр. 87) можно отнести БДВИ 2, БЗПУКА 10. При этом в качестве датчиков внешней информации используются инфракрасные датчики для режимов номинальной фазы и передачи вращения, датчики Солнца и др. Ко второй группе - БСК 1, БДУС 8 и БДЛУ 9, а к третий группе - остальные блоки системы управления, показанной на фиг. 3. Функциональные связи блоков соответствуют, как и в системе-аналоге, замкнутым контурам управления КА как вокруг центра масс, так и непосредственно его перемещением. Различие же состоит в том, что вновь введенный БРДКУОЦМЛДСТРУ 17, снабженный электрическими РД (ЭРД), имеет при управлении заведомо более высокий приоритет по сравнению с БРДНРОСБ 6, снабженным химическими РД (ХРД). Следовательно, при определении в БОУСМНРД 3 управляющих сил, связанных с коррекцией орбиты в направлении



18 - блок формирования управляющих моментов относительно оси связанного базиса, не совпадающей с направлениями коррекции (БФУМООСБНСНК);
19 - блок формирования управляющих сил в направлении первой оси коррекции связанного базиса (БФУСНПОКСБ);
20 - блок формирования управляющих сил в направлении второй оси коррекции связанного базиса (БФУСНВОКСБ). При этом первые входы указанных блоков соединены со вторым выходом БОУСМНРД 3, а вторые входы, являющиеся одновременно вторым входом БФУСМРДЛДСТРУ 15, соединены с четвертым выходом БЗПУКА 10. Выходы БФУМООСБНСНК 18, БФУСНПОКСБ 19 и БФУСНВОКСБ 20 соединены с выходом БФУСМРДЛДСТРУ 15. БФУСМРДЛДСТРУ 15 может быть реализован с использованием микропроцессорной техники, например, на базе одного из процессоров трехканального исполнения ЦВМ "Электроника" МС1201.02-02 (см. [5]) с дополнительными контроллерами ввода-вывода. На фиг. 5 показан пример такой реализации, при этом введены новые обозначения:
21 - тактовый генератор (ТН);
22 - процессор (П);
23 - дешифратор адреса (ДША);
24 - устройство ввода-вывода (УВВ);
ШД(16)* - трехстабильная двухнаправленная 16-ти разрядная шина данных;
ША(16)* - трехстабильная однонаправленная 16-ти разрядная шина адреса;
ШУ(10) - шина управления (10 линий сигналов управления). Блоки 18 - 20 набраны из стандартных ПЗУ емкостью 1 кБайт (см. [6], стр. 115 -117). Через УВВ 24 осуществляется многоканальная функциональная связь второго выхода БОУСМ 3 с первыми входами блоков 18 - 20 (см. фиг. 4), а также пятого выхода БЗПУКА 10 со вторыми входами блоков 18 - 20. При этом реализация связи УВВ 24 и БЗПУКА 10 может быть осуществлена при помощи аппаратуры управляющего информационно-вычислительного комплекса (УИВК) "СТЕК-30", подробное описание которой представлено в [2] на стр. 31 - 33. Работает БФУСМРДЛДСТРУ 15 следующим образом. При помощи УИВК через УВВ 24 в адреса ячеек ПЗУ блоков 18 - 20 заносится информация о номерах РД, обеспечивающих тот или иной динамический процесс. Так, в БФУСМРДЛДСТРУ 15 непосредственно из БФУМООСБНСНК 18 заносится информация для формирования управляющего момента



По запросу с второго выхода БОУСМ 3, через УВВ 24 и ДША 23 производится адресное обращение к соответствующему ПЗУ, на базе которого реализован один из блоков 18 - 20. При этом, например, одним из 16-ти разрядов управляющего слова определяется знак управляющего воздействия, а другими - считывается информация о номерах РД. Сформированная информация через УВВ 24 передается в БОЗПИРДЛДСТРУ 16. В указанном блоке, пройдя цифроаналоговый преобразователь и усилитель, она достигает обмотки соответствующего командного реле на включение РД. После срабатывания реле проходит команда на включение двигателя в БРДКУОЦМЛДСТРУ 17. При этом в БОЗПИРДЛДСТРУ 16 возвращается "квитанция", подтверждающая срабатывание двигателя (например, от сигнализатора давления в камере сгорания). Если "квитанция" не получена, БОЗПИРДЛДСТРУ 16 дублирует выдачу включающей команды и т.д. до 3-х раз. Выключение РД производится по снятию запроса на управление из БОУСМНРД 3 в соответствующий началу управления блок, входящий в состав БФУСМРДЛДСТРУ 15. Поскольку блок РД, указанный на фиг. 2, не может справиться полностью с задачами управления, его дополняют вторым блоком еще с 14 двигателями. Действия сил тяги указанных 14 двигателей нормальны к соответствующим плечам. При этом сохраняется независимость управления вокруг центра масс КА по всем трем осям. Управление вторым блоком РД может проводиться в соответствии со способом-аналогом и системой-аналогом, его реализующей. Таким образом, КА содержит всего 18 двигателей, то есть на 6 меньше, чем у аналога. Для КА определенного класса - геостационарных спутников - в [4] проведен подробный анализ стоимости канала связи в зависимости от массы спутника при одинаковом сроке службы 10 лет. При этом показано, что при установке на спутнике реактивной системы, содержащей один блок РД, работающий по принципу аналога на однокомпонентном топливе, масса спутника составит 1000 кг; то же, но на двухкомпонентном топливе - 920 кг. А с гибридной реактивной системой прототипа, где 14 химических двигателей на двухкомпонентном топливе и 4 (установленные по схеме на фиг. 2) являются электрореактивными, масса спутника составит 770 кг. Соответственно, годовая стоимость канала связи в миллионах расчетных единиц составила 6,8; 6,0; 4,6. Уменьшение массы спутника при установленной массе полезной нагрузки и прочих равных условиях достигается прежде всего за счет увеличения удельного импульса РД. Это, в свою очередь, требует меньших запасов рабочего тела на весь срок эксплуатации. Известно, что наибольшим удельным импульсом из перечисленных обладают ЭРД. Однако они имеют и наименьшую тягу. Поэтому, если для двигателей, работающих на химическом топливе, потребное время в импульсах тяги составляет единицы и десятки секунд, то для ЭРД оно может составлять сотни и тысячи секунд. Естественно, что в первом случае легче принудительно защититься от вредного воздействия факелов двигателей и истекающих газов на работающую датчиковую аппаратуру, если они попадают в ее рабочую зону. Например, можно просто ограничить участки связи с Землей на время коррекции спутника. Во втором случае это сделать практически невозможно, так как ЭРД работают почти непрерывно. Опытно-конструкторские проработки показывают, что замену на корпусе КА химических двигателей на ЭРД можно произвести, установив последние под углами к осям связанного базиса КА. Только тогда удается учесть ограничения на установку двигателей, которые задают датчики служебной аппаратуры, приборы и аппаратура полезной нагрузки, элементы конструкции КА (в частности солнечные батареи). Естественно, что замена химических РД на ЭРД приведет либо к уменьшению общей массы спутника, либо, при его заданной массе, к увеличению массы полезной нагрузки. То и другое является положительным техническим результатом. Технический результат, на который направлены предлагаемые изобретения, заключается в разработке способа управления КА с реактивной системой, содержащей блок РД, использующий только двигатели, расположенные под углами к осям связанного базиса. При этом обеспечивается независимость управления КА относительно центра масс при его перемещении в заданных четырех направлениях коррекции. Разработанный блок РД, входящий в систему, реализующую способ, также имеет минимальное число установленных на КА двигателей. Указанный технический результат достигается тем, что в способе управления КА, снабженным реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс аппарата линиями действия сил тяг, включающем приложение к корпусу КА требуемого управляющего момента относительно оси связанного базиса от реактивных двигателей со взаимной компенсацией векторов тяг, коррекцию орбиты КА по одному из двух заданных направлений, совпадающих с направлением осей связанного базиса с приложением сил тяг реактивных двигателей для отработки импульсов, заданных в соответствии с направлениями и величиной векторов линейной скорости КА




где


после чего определяют вектор превышения скорости коррекции и компенсируют его путем приложения направленных противоположно вектору превышенной скорости векторов тяг реактивных двигателей, установленных в указанных параллельных плоскостях, при этом взаимно компенсируют проекции векторов тяг на другую ось коррекции, а также взаимно компенсируют возмущающие моменты относительно трех осей связанного базиса, приложение векторов тяги прекращают по достижению кажущейся скоростью КА превышенной величины. В системе управления движением КА, снабженным РД с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, включающей блок скорости коррекции, блок датчиков внешней информации для опорного базиса, блок определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели, блок формирования управляющих сил и моментов на реактивные двигатели с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, блок управления реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, блок реактивных двигателей коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейных ускорений, блок задания параметров управления КА, при этом выходы блоков скорости коррекции и датчиков внешней информации для опорного базиса соединены соответственно с первым и вторым входом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели, а выход блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели соединен с первым входом блока формирования управляющих сил и моментов на реактивные двигатели с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяги, выход которого, в свою очередь, соединен с первым входом блока управления реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, а второй вход указанного блока соединен с выходом блока реактивных двигателей коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, выход блока управления реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, соединен с входом блока реактивных двигателей коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, выход блока датчиков угловой скорости соединен с третьим входом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели, а выход блока датчиков линейных ускорений соединен с первым входом блока скорости коррекции, первый, второй, третий и четвертый выходы блока задания параметров управления КА соединены соответственно с входом блока датчиков внешней информации для опорного базиса, вторым входом блока скорости коррекции, четвертым входом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели и вторым входом блока формирования управляющих сил и моментов на реактивные двигатели с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, при этом блок формирования управляющих сил и моментов на реактивные двигатели с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг включает в себя:
блок формирования управляющих моментов относительно оси связанного базиса, не совпадающей с направлениями коррекции, блок формирования управляющих сил в направлении первой оси коррекции связанного базиса, блок формирования управляющих сил в направлении второй оси коррекции связанного базиса, при этом первые входы указанных блоков формирования соединены с выходом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели, а вторые входы соединены с четвертым выходом блока задания параметров управления КА, а выходы указанных блоков соединены с первым входом блока управления реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, дополнительно включен блок определения вектора превышения скорости коррекции, при этом второй выход блока задания параметров управления КА соединен с первым входом указанного блока, а выход блока скорости коррекции - со вторым его входом, выход блока определения вектора превышения скорости коррекции соединен с первым входом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели, кроме того, блок реактивных двигателей коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг выполнен в виде двухосной схемы управления коррекцией и трехосной схемы управления ориентацией, при этом блок формирования управляющих сил и моментов на РД с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг дополнительно содержит: блок формирования управляющих сил относительно двух осей коррекции, блок формирования управляющих моментов относительно первой оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции, блок формирования управляющих моментов относительно второй оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции, при этом первые входы указанных блоков формирования соединены с выходом блока определения управляющих сил и моментов на реактивные двигатели и вторые входы соединены с четвертым выходом блока задания параметров управления КА, а выходы указанных блоков соединены с первым входом блока управления реактивными двигателями с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг. В блоке реактивных двигателей коррекции и управления относительно центра масс с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия сил тяг, включающем четыре равнотяговых секций реактивных двигателей с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс аппарата продольными осями, установленных на корпусе КА параллельно базовой плоскости, образованной осями связанного базиса, дополнительно введены четыре равнотяговые секции реактивных двигателей, имеющие аналогичную вышеуказанной установку в одной плоскости, при этом обе плоскости установки равноудалены от базовой плоскости и параллельны ей, а проекции векторов управляющих сил /Pi/ и моментов /Mi/ от каждой секции двигателей на оси базиса, где i = 1, 2, 3 - номера указанных осей, имеют вид: для секции 1 - (O, P2, P3),(-M1, -M2, M3); для секции 2 - (O, P2, P3), (-M1, M2, -M3); для секции 3 - (O, -P2, P3), (M1, -M2, -M3); для секции 4 - (O, -P2, P3), (M1, M2, M3); для секции 5 - (O, -P2, -P3), (-M1, M2, -M3); для секции 6 - (O, -P2, -P3), (-M1, -M2, M3); для секции 7 - (O, P2, -P3), (M1, M2, M3); для секции 8 - (O, P2, -P3), (M1, -M2, -M3). Сущность предлагаемых технических решений объясняется фиг. 1 - 12, где представлены:
на фиг. 1 - блок-схема системы-аналога;
на фиг. 2 - схема, объясняющая логику работы способа-прототипа;
на фиг. 3 - 5 - блок-схема системы-прототипа с примером реализации;
на фиг. 6 - 8 - схемы, объясняющие логику работы предлагаемого способа;
на фиг. 9 - 11 - блок-схемы предлагаемой системы с примером реализации;
на фиг. 12 - схема размещения блока РД на корпусе КА. Рассмотрим сущность предлагаемого способа управления, при этом приоритет отдадим управлению перемещением центра масс как более продолжительному режиму по сравнению с управлением движением вокруг центра масс. Поскольку коррекция орбиты производится сразу в двух направлениях, то расположим РД1 и РД2 на КА таким образом (см. поз. 25, 26 на фиг. 6, 7), чтобы проекции их векторов тяг были направлены по двум осям связанного базиса OY и OZ. Как видно из указанных фигур, каждый из двигателей расположен в отдельной плоскости, параллельной плоскости, образованной осями связанного базиса OY и OZ. При этом проекции векторов тяги





Если соблюсти указанный угол удается, то потерь в располагаемом суммарном импульсе тяги от двух РД нет. Управление движением вокруг центра масс в процессе коррекции должно быть квазинезависимым от номинальных управляющих моментов, вызванных установкой двигателей, т.е. указанные моменты должны взаимно компенсироваться. При соблюдении указанных выше условий коррекции взаимно скомпенсировать все три составляющие номинальных управляющих векторов моментов, создаваемых каждым РД, физически невозможно. Наиболее оптимальной будет установка РД в том случае, когда плоскости, где они размещены, равноудалены от центра масс O. На фиг. 6, 7 радиус-векторы



так как

Для компенсации составляющей Mx = 2(rZPY - rYPZ) необходима пара РД, тогда их включение не повлияет на величину корректирующих импульсов. В отличие от аналога и прототипа такую пару предлагается создать также при помощи РД, установленных под углами к продольным осям КА. Указанная пара должна создавать противоположный момент, а по остальным осям управляющие моменты должны взаимно компенсироваться. Кроме того, двигатели указанной пары, при необходимости, должны участвовать в коррекции орбиты по другим направлениям. Укажем четыре возможных направления одновременной коррекции орбиты КА по двум осям без его переориентации:
1) +OY, +OZ; 2) -OY +OZ; 3) -OY, -OZ; 4) +OY, -OZ. Для реализации указанной коррекции разместим еще 6 двигателей от РД3 до РД8 (см. поз. 27 - 32 на фиг. 8) в выбранных ранее плоскостях. При этом установим их также под углом



Аналогично получим


Таким образом, при коррекции орбиты в любом из заданных направлений мы получим один из управляющих моментов +Mx или -Mx. Парировать возмущения от -Mx, например, полученные при работе РД1 и РД2, могут пары двигателей РД3 + РД7 или РД4 + РД8. При этом относительно других двух осей (OY и OZ) номинальные возмущающие моменты взаимно компенсируются:

Как видно из (3) и (7), моменты




Угол









При выполнении обоих условий (8) одно равенство будет выполняться, а другое неравенство будет характеризовать переработку импульса силы тяги по величине кажущейся скорости. Например, пусть произошла переработка импульса в направлении оси OZ на величину


Следовательно, необходимо отработать импульс тяги для получения кажущейся скорости

От РД5 и РД7 номинальный возмущающий момент


В процессе коррекции







-



По достижении кажущейся скоростью одного из полученных значений Vzk, -Vzk, Vyk, -Vyk все двигатели, участвующие в коррекции, выключаются. Из вышеизложенного следует, что предложенный способ сохраняет возможность квазинезависимого управления перемещением центра масс КА, в том числе и при коррекции орбиты только в одном направлении

Для управления движением вокруг центра масс предлагается включать одновременно четыре РД. При этом выбирается следующее сочетание двигателей:
+Mx



-Mx



+My



-My



+Mz



-Mz



Таким образом сохраняется квазинезависимость управления КА вокруг центра масс. Следовательно, для управления вокруг центра масс КА выбираем РД таким образом, что проекции их векторов тяг на оси связанного базиса взаимно компенсируют друг друга, а в качестве требуемого управляющего момента (



34 - блок формирования управляющих сил относительно двух осей коррекции (БФУСОДОК);
35 - блок формирования управляющих моментов относительно первой оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции (БФУМОПОСБСНК);
36 - блок формирования управляющих моментов относительно второй оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции (БФУМОВОСБСНК). При этом первые входы указанных блоков соединены со вторым выходом БОУСМНРД 3, а вторые входы, являющиеся одновременно вторым входом БФУСМРДЛДСТРУ 15, соединены с четвертым выходом БЗПУКА 10. А выходы указанных блоков соединены с первым входом БУРДЛДСТРУ 16. БОВПСК 33, а также БФУСОДОК 34, БФУМОПОСБСНК 35, БФУМОПОСБСНК 36 могут быть реализованы на базе указанного ранее микропроцессора (см.[5]). На фиг. 11 показан пример такой реализации с учетом ранее введенных на фиг. 5 обозначений. Блоки 33 - 36 набраны на стандартных ПЗУ емкостью 2 кБайт, см. [6]), стр. 115 - 117. Через УВВ 24 осуществляется многоканальная функциональная связь первого выхода БСК1 со вторым входом БОВПСК 33, а также выхода БОВПСК 33 с первым входом БОУСМНРД 3. ДША 23 позволяет также через ШД(16)*, ША(16)*, ШУ(10)* использовать блоки 34 - 36 для управления по адресному обращению к соответствующим ПЗУ. Связь БЗПУКА 10 с блоками 33 - 36 осуществляется через УИВК "СТЕК-30" (подробное описание см. в [2] на стр. 31 - 33). Работает система следующим образом. При помощи УИВК через УВВ 24 в адреса ячеек ПЗУ блоков 18 - 20, 34 - 36 записывается информация о номерах РД, обеспечивающих соответствующий динамический процесс. Причем в блоках 18 - 20 системы-прототипа и представленной системы информация разная. Так, например, в соответствии с номерами РД рассмотренного способа в БФУМООСБНСНК 18 записываются два кодовых слова, кодирующие выражения (13) и (14). Для 16-ти разрядных шин данные слова кодируются в виде (для +Mx):

или в восьмеричном виде:
014600. А для - Mx:
1 110 011 000 000 000, или в восьмеричном виде: 163000. В БФУМОПОСБСНК 35 записывается аналогично информация об РД для получения






В БФУСОДОК 34 записываются четыре управляющих слова, соответствующие вышеуказанным четырем возможным направлениям одновременной коррекции с указанием также номеров РД для парирования возникающих возмущающих моментов. Например, для первого направления коррекции (+OY, +OZ), в котором участвуют РД1, РД2 и парируют возмущения РД3 - РД7:

OY - OZ
или в восьмеричном виде: 070400. Аналогично заносится информация об остальных направлениях коррекции. Примечание: как видно из приведенных примеров, кодирование знака управляющего воздействия носит только информационный смысл для оператора, обслуживающего систему. Выбором же номеров РД обеспечивается требуемый вид управляющего воздействия, в том числе и его знак. В БОВПСК 33 заносится в восьмеричном виде значение проекций






Как и в прототипе, отработка заданной скорости фиксируется в БСК 1, получающего информацию с БДЛУ 9. После того как по одному из каналов управления выполнится одно из условий неравенств (8), информация об этом передается в БОВПСК 33, однако, далее она не транслируется в БОУСМНРД 3, а продолжается фиксация величины кажущейся скорости



Далее производится присвоение:
U1: = -sign V1 или
U2: = -sign V2
Управляющий сигнал U1 или U2 транслируется в БОУСМНРД 3, где по нему выбирается соответствующее управляющее воздействие, которое затем кодируется и передается для сравнения в соответствующие блоки БФУСНПОКСБ 19 (для получения








M1, M2, M3 - значения проекций векторов моментов от действия сил тяги двигателей РД1 - РД8 на оси связанного базиса OX, OY, OZ соответственно. Исходя из действий способа, реализуемых системой, и в соответствии с выражениями (3) - (7) можно записать:
P2 = Py; P3 = Pz; r1 = rx; r2 = ry; r3 = rz;
M1 = ryPz - rzPy = r2P3 - r3P2;
M2 = rxPz = r1P3;
M3 = rxPy = r1P2. Тогда значения сил и моментов можно представить в соответствии с таблицей (см. приложение). Как видно из таблицы, мы имеем определенное соотношение значений управляющих сил и моментов. В данном случае для реактивного блока оно привязано к 8-ми двигателям. Это число РД является минимальным для реализации предлагаемого способа управления, предполагающего квазинезависимое управление КА как вокруг центра масс, так и в случае его перемещения в четырех направлениях. Однако, как видно из таблицы, левый столбик имеет чисто условное значение. Если поменять местами номера двигателей или в каждую из строчек вписать, например, их n-е число, то при сохранении указанного в таблице соотношения управляющих сил и моментов все заложенные принципы способа квазинезависимого управления КА сохраняются. Таким образом, можно проектировать и другие реактивные блоки, содержащие секции реактивных двигателей, расположенных под различными углами к осям связанного базиса, с осями, не проходящими через центр масс КА. При этом за счет соблюдения соотношения управляющих сил и моментов, указанного в таблице, сохраняются определенные способом принципы управления КА. Указанная на фиг. 12 схема расположения 8 ЭРД, входящих в блок РД, предложена авторами для системы управления движением одного геостационарного спутника, разрабатываемого на нашем предприятии. Приведем в качестве примера некоторые расчетные значения величин для указанного спутника:

P2 = 0,0265н; P3 = 0,0289н;
M1 = 0,01183н




1 Spacecraft attitude and velocity control system. US Patent N 5130931. Jul. 14, 1992. 2. В.С. Ковтун и др. Система управления ориентацией КА с силовыми гироскопами. Заявка N 5032611/22 (012690)/ Патент RU 2006430 C1; 20.04.94. 3. Б.В. Раушенбах, Е.Н. Токарь. Управление ориентацией КА. М.: "Наука", 1974. 4. Х. Баснер, К. Фецер, Д.Е. Келле. Комбинированная система управления с химическими и электрическими двигателями для геостационарных спутников. В сб. "Датчики и вспомогательные системы КА. Роботы и манипуляторы." Труды 7-го Международного симпозиума ИФАК по автоматическому управлению в пространстве. Том 4, "Наука", 1978, стр. 83 - 89. 5. Техническое описание. ЩИ3.059.064_02 микроЭВМ "Электроника", 1990. 6. О.А. Петросян и др. Схемотехника БИС ПЗУ. М.: Радио и связь, 1987.
Формула изобретения



где

после чего определяют вектор превышения скорости коррекции и компенсируют его путем приложения направленных противоположно ему векторов тяг РД, установленных в указанных параллельных плоскостях, взаимно компенсируя проекции векторов этих тяг на другую ось коррекции, а также возникающие от них возмущающие моменты относительно трех осей связанного базиса, и прекращают приложение векторов тяг по достижении кажущейся скоростью КА превышенной величины скорости коррекции. 2. Система управления космическим аппаратом (КА), снабженным реактивными двигателя (РД) с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия тяг, содержащая блок скорости коррекции, блок датчиков внешней информации для опорного базиса, блок определения управляющих сил и моментов на РД, блок формирования управляющих сил и моментов на РД с указанными направленными под углом и смещенными линиями действия сил тяг, блок управления этими РД, блок РД коррекции и управления относительно центра масс с указанными направленными под углом и смещенными линиями действия тяг, блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейных ускорений, блок задания параметров управления КА, при этом выходы блоков скорости коррекции и датчиков внешней информации для опорного базиса соединены соответственно с первым и вторым входами блока определения управляющих сил и моментов на РД, а выход этого блока определения соединен с первым входом указанного блока формирования управляющих сил и моментов на РД, выход которого, в свою очередь, соединен с первым входом указанного блока управления РД, а второй вход этого блока управления соединен с выходом указанного блока РД коррекции и управления относительно центра масс, выход указанного блока управления РД соединен с входом блока РД коррекции и управления относительно центра масс, выход блока датчиков угловой скорости соединен с третьим входом блока определения управляющих сил и моментов на РД, а выход блока датчиков линейных ускорений соединен с первым входом блока скорости коррекции, первый, второй, третий и четвертый выходы блока задания параметров управления КА соединены соответственно с входом блока датчиков внешней информации для опорного базиса, вторым входом блока скорости коррекции, четвертым входом указанного блока определения управляющих сил и моментов на РД и вторым входом указанного блока формирования управляющих сил и моментов на РД, при этом данный блок формирования управляющих сил и моментов на РД включает в себя блок формирования управляющих моментов относительно оси связанного базиса, не совпадающей с направлением коррекции, блок формирования управляющих сил в направлении первой оси коррекции связанного базиса, блок формирования управляющих сил в направлении второй оси коррекции связанного базиса, при этом первые входы этих блоков формирования соединены с выходом блока определения управляющих сил и моментов на РД, вторые их входы соединены с четвертым выходом блока задания параметров управления КА, а выходы указанных блоков формирования соединены с первым входом указанного блока управления РД, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введен блок определения вектора превышения скорости коррекции, при этом второй выход блока задания параметров управления КА соединен с первым входом блока определения указанного вектора, а выход блока скорости коррекции - с вторым его входом, выход данного блока определения вектора превышения скорости коррекции соединен с первым входом блока определения управляющих сил и моментов на РД, причем указанный блок РД коррекции и управления относительно центра масс выполнен в виде двухосной системы управления коррекцией и трехосной схемы управления ориентацией, при этом указанный блок формирования управляющих сил и моментов на РД дополнительно содержит блок формирования управляющих сил относительно двух осей коррекции, блок формирования управляющих моментов относительно первой оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции, блок формирования управляющих моментов относительно второй оси связанного базиса, совпадающей с направлением коррекции, при этом первые входы указанных блоков формирования соединены с выходом блока определения управляющих сил и моментов на РД, вторые их входы соединены с четвертым выходом блока задания параметров управления КА, а выходы указанных блоков формирования соединены с первым входом указанного блока управления РД. 3. Блок реактивных двигателей (РД) коррекции и управления относительно центра масс космического аппарата (КА) с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс линиями действия тяг, содержащий четыре равнотяговые секции РД с направленными под углом к осям связанного базиса и смещенными относительно центра масс КА продольными осями, установленные на корпусе КА в плоскости, параллельной базовой плоскости, образованной осями связанного базиса, отличающийся тем, что в него дополнительно введены четыре равнотяговые секции РД, имеющие аналогичную вышеуказанной установку в одной плоскости, при этом обе плоскости установки равноудалены от базовой плоскости и параллельны ей, а проекции векторов управляющих сил (Pi) и моментов (Mi) от каждой секции двигателей на оси связанного базиса, где i = 1, 2, 3 - номера указанных осей, имеют вид: для секции 1 - (O, P2, P3), (-M1, -M2, M3); для секции 2 - (O, P2, P3), (-M1, M2, -M3); для секции 3 - (O, -P2, P3), (M1, -M2, -M3); для секции 4 - (O, -P2, P3), (M1, M2, M3); для секции 5 - (O, -P2, -P3), (-M1, M2, -M3); для секции 6 - (O, -P2, -P3), (-M1, -M2, M3); для секции 7 - (O, P2, -P3), (M1, M2, M3); для секции 8 - (O, P2, -P3), (M1, - M2, -M3).
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13