Способ контроля технического состояния автоколебательных рулевых приводов и устройство для его осуществления
Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами, в частности управляемыми снарядами. Техническое решение основано на регистрации работы привода в режимах отработки нулевого, постоянного и гармонического входного и выходного сигналов. Гармоническому анализу подвергается выходной сигнал в части выделения постоянной составляющей, амплитуды и фазового сдвига первой гармоники разложения в ряд Фурье. Измеряют с выхода датчика обратной связи частоту и амплитуду автоколебаний при отсутствии входного сигнала на привод и сравнивают их с расчетными. Далее пропускают сигнал от датчика обратной связи через сглаживающий фильтр, постоянную времени которого выбирают из условия эффективного подавления частоты автоколебаний при обеспечении минимальной инерционности фильтра. По величине выходного напряжения фильтра оценивают уход нуля и статический коэффициент передачи рулевого привода, а по величине сдвига выходного сигнала фильтра относительно входного - значение фазового сдвига. В данном техническом решении обеспечиваются объективный контроль и повышенная точность. Кроме того, снижается трудоемкость и стоимость контроля. 2 с. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и наиболее целесообразно может быть использовано в автоколебательных рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов.
Известны релейные автоколебательные системы управления [1, стр. 233-243; 2, стр. 31-36] и регулирования [3, стр. 9-10], автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда [4, 5, 6]. Комплексной задачей контроля технического состояния релейных автоколебательных систем является выявление перечня обязательных проверяемых параметров системы, как и чем осуществлять их контроль с необходимой точностью за счет применения простых, надежных и доступных технических средств. В большинстве известных способов настройки и проверки линейных следящих систем информацию о показателях качества проверяемой системы получают в результате исследования реакции систем на типовые, как правило, гармонические входные воздействия, создаваемые специальными генераторами контрольных сигналов. Релейные автоколебательные системы имеют свои особенности, усложняющие их исследования и контроль технического состояния. В таких системах нет подобия при различных начальных состояниях и различных величинах внешних воздействий. К ним неприменим принцип суперпозиции. В переходном процессе в релейных системах изменяется не только амплитуда, но и частота колебаний. Для автоматических систем с большими подвижными массами, мощными управляемыми объектами автоколебательный режим недопустим, так как при таком режиме возникнут недопустимые перегрузки, будут преждевременно изнашиваться кинематические передачи, появятся дополнительные ошибки. В системах с малыми подвижными массами, например, в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов автоколебательный режим является полезным, так как при этом повышается быстродействие системы и ее чувствительность работы за счет проявления свойства стабилизации характеристик системы при наличии автоколебаний по отношению к изменяющимся параметрам объекта управления, упрощается аппаратура управления и др. Рулевые приводы и автопилоты управляемых снарядов относятся к объектам с изменяющимися параметрами. В широких пределах по времени полета снаряда изменяется шарнирная нагрузка на рулях (от пружинной до перекомпенсации) из-за изменения скорости полета снаряда, максимальный развиваемый момент привода в управляемых снарядах, использующих, например, энергию сжатого воздуха за счет скоростного напора набегающего потока при полете снаряда [4], в широких пределах изменяются также по времени полета частота входного сигнала за счет переменности повремени полета частоты вращения снаряда по крену и амплитуда входного сигнала, например, на участке ввода снаряда в луч управления и на участке управляемого полета. Релейные автоколебательные системы и автоколебательные рулевые приводы и автопилоты управляемых снарядов в частности имеют свои особенности, связанные с наличием в выходном сигнале автоколебаний, амплитуда и частота которых изменяются в широких пределах не только при переходе с одного режима контроля, соответствующего, например, минимальной или максимальной скорости полета снаряда или др., на другой, но также при изменении амплитуды и частоты входного сигнала. При подаче на вход автоколебательного рулевого привода управляющего сигнала, являющегося медленно меняющимся по сравнению с автоколебаниями, с уровнем, не приводящем к срыву автоколебаний, на выходе привода имеем сумму сигналов, состоящую из высокочастотной автоколебательной составляющей и низкочастотной реакции привода на медленно меняющееся входное воздействие. Реакция релейной автоколебательной системы, линеаризованной автоколебаниями, на медленно меняющееся входное воздействие будет соответствовать реакции некоторой эквивалентной линейной системы, выходные параметры которой (статический и динамический коэффициенты передачи, фазовые сдвиги, уход нулевого положения рулей) представляют практический интерес и должны определяться при контроле технического состояния автоколебательных рулевых приводов и автопилотов управляемых снарядов. Как показал многолетний положительный опыт разработки, исследований и эксплуатации релейных автоколебательных систем, основными показателями технического состояния являются амплитуда и частота автоколебаний, уход нулевого положения рулей, статический коэффициент передачи, фазовый сдвиг и динамический коэффициент передачи по первой гармонике выходного сигнала, эти показатели качества нелинейной системы с достаточной для практики степенью точности характеризуют техническое состояние системы. Сама же задача разработки комплексного способа контроля технического состояния релейных автоколебательных систем управления, автоколебательных рулевых приводов и автопилотов управляемых снарядов не нашла отражения в технической литературе и других источниках, что делает ее решение актуальным для конструкторов-разработчиков и исследователей таких систем. Существующий способ контроля основан на регистрации работы привода в режимах отработки нулевого, постоянного и гармонического входного сигналов с записью на осциллограмме входного и выходного сигналов и последующем определении ухода нулевого положения рулей, статического и динамического коэффициентов передачи и фазового сдвига, проводимых по результатам гармонического анализа выходного сигнала в части выделения постоянной составляющей, амплитуды и фазового сдвига первой гармоники разложения в ряд Фурье [7, стр. 549-550]. Известным методом (аналог) определения частотных характеристик исследуемого объекта является метод [8, стр. 96] одновременной записи входного синусоидального воздействия и установившихся колебаний на выходе объекта с последующей обработкой полученных кривых [8, стр. 101-103]. Обработка записи колебаний для определения коэффициентов разложения в ряд Фурье [7, стр. 558-561; 8, стр. 102] при оценке постоянной составляющей (a0), первой (a1, b1) гармоники методом 12 или 24 ординат требует больших вычислений, что является существенным недостатком этого метода. Известен метод (прототип) гармонического анализа периодических колебаний сложной формы, используемый в специальных приборах, предназначенных для определения первой и высших гармонических составляющих [8, стр. 124-128]. Суть этого метода заключается в разложении выходного сигнала в ряд Фурье в виде суммы постоянной составляющей, первой и высших гармонических составляющих с использованием специальных множительных и интегрирующих устройств для получения синфазной и квадратурной составляющих первой гармоники выходного сигнала [8, стр. 127, рис. 2-26]. Для нахождения амплитуды и фазы гармоники требуется дополнительный расчет. Для реализации этого метода промышленностью бывшего СССР выпускался комплект приборов [9, 10] в виде фазочувствительного вольтметра типа В5-2 в комплекте с низкочастотным генератором типа Г3-39. Вольтметр предназначен для измерения величины комплексных составляющих вектора напряжения первой гармоники на выходе исследуемого четырехполюсника по отношению к опорному синусоидальному напряжению и определения амплитудно-фазовой характеристики четырехполюсника. Максимальная погрешность определения фазового угла не превышает









а по величине сдвига выходного сигнала фильтра относительно входного для рулевого привода оценивают значение фазового сдвига


T=R2C. При реализации фильтра на операционном усилителе в случае необходимости для более эффективного подавления автоколебаний легко реализовать и более сложный фильтр, описываемый, например, колебательным звеном, шире возможности масштабирования выходного сигнала. В отдельных случаях не исключено применение пассивного RC-фильтра (фиг. 3), хотя возможности такого фильтра значительно меньше. При сравнительно высокой частоте автоколебаний (несколько десятков Гц и выше) не исключается возможность использования сглаживающих свойств измерительного вольтметра типа, например, В7-36 и др. В качестве фильтра РФ для выделения первой гармоники выходного сигнала используется фильтр, принципиальная схема которого приведена на фиг. 4. По сравнению с известным устройством [8, стр. 127, рис. 2-26] для выделения синфазной и квадратурной составляющих определяемой гармоники колебаний на выходе исследуемого объекта предлагаемый фильтр реализован на четырех блоках произведения БП1-БП4 и двух сглаживающих фильтрах СФ1, СФ2 апериодического типа с передаточной функцией

Передаточная функция фильтра фиг. 4 имеет вид

где


где T - постоянная времени сглаживающего фильтра,






Логарифмическая амплитудно-фазовая частотная характеристика (ЛАФЧХ) фильтра с передаточной функцией (3) приведена на фиг. 5, где 1 - логарифмическая асимптотическая амплитудная частотная характеристика (без учета поправок), 2 - с учетом поправок, 3, 4, 5 - фазовые частотные характеристики соответственно колебательного звена, форсирующего звена Тр+1 и суммарная (всего) фильтра,
















где

Uавт - амплитуда автоколебаний на выходе датчика обратной связи,
KДОС - коэффициент передачи датчика обратной связи. Полученные значения частоты fавт и амплитуды








Для определения статического коэффициента передачи на вход рулевого привода подают сигнал Uвх=U(0) постоянного уровня одного знака. На выходе сглаживающего фильтра получают в установившемся состоянии соответствующее значение напряжения U1(0). При смене знака входного сигнала получают значение напряжения U2(0). По величинам полученных напряжений получают среднее значение напряжения

в котором исключена составляющая ухода нулевого положения рулей. По зависимости (2), зная величину напряжения U(0), определяют статический коэффициент передачи рулевого привода. Для контроля фазового сдвига и динамического коэффициента передачи на вход рулевого привода подают с выхода двухфазного генератора синусоидальных колебаний (фиг. 4) входной сигнал Uвх = Umsin






Uрфвых = Umвых1



содержит амплитудное Uвых1m значение и фазовый сдвиг


По величине сдвига выходного UвыхРФ и входного Uвх сигналов определяют значение фазового сдвига






1. Релейная автоколебательная система управления для объектов с изменяющимися параметрами. В кн.: Принципы построения и проектирования самонастраивающихся систем управления. Петров Б.Н., Рутковский В.Ю., Крутова И.Н., Земляков С.Д. М., Машиностроение, 1972, стр. 233-243. 2. Релейная автоколебательная система управления. Сборник научных трудов. Моделирование и оптимизация систем автоматического управления и их элементов. Тульский политехнический институт. Тула, 1990, стр. 31-36. 3. Релейная система автоматического регулирования. В кн.: Теория автоматического регулирования под редакцией В.В.Солодовникова. Книга 3. Теория нестационарных, нелинейных и самонастраивающихся систем автоматического регулирования, часть II. М., Машиностроение, 1969, стр. 9-10, 34-46. 4. Автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда 9М117. Министерство обороны СССР. Выстрел ЗУБК10 с управляемым снарядом 9М117. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЗУБК10.00.00.000 ТО. М., Военное издательство, 1987. 5. Автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда. RU, патент N 2079806, кл. 6 F 42 B 15/01, B 64 C 13/36, БИ, N 14, 1997. 6. Автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда. RU, заявка N 97106962/02, кл. 6 F 42 B 15/01, B 64 C 13/36. Положительное решение ВНИИГПЭ от 29 октября 1997г. о выдаче патента на изобретение по заявке N 97106962/02 (н/вх. N 6581 от 25.11.97). 7. Разложение периодических функций в ряд Фурье (гармонический анализ). Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗОВ. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. М., Наука, 1965, стр. 549-561. 8. Метод определения частотных характеристик по зарегистрированным колебаниям на входе и выходе исследуемого объекта. В кн.: Экспериментальное определение частотных характеристик автоматических систем. Вавилов А.А., Солодовников А.И. М.-Л., ГЭИ, 1963, стр. 96-103. 9. Вольтметр фазочувствительный В5-2. Описание, инструкция по эксплуатации и паспорт. Предприятие-изготовитель п/я А-7786, г.Киев, ГСП, 3/IX-69 г. 10. Декадный генератор Г3-39. Описание, инструкция по эксплуатации и паспорт. Предприятие-изготовитель п/я А-7786, г.Киев, ГСП, 30/IX-69 г. 11. Лэм Г. Аналоговые и цифровые фильтры. Расчет и реализация. М., Мир, 1982, стр. 217.
Формула изобретения


где


Kп - статический коэффициент передачи;

Uвх(О) - величина задаваемого постоянного напряжения на входе рулевого привода;

Kдос - коэффициент передачи датчика обратной связи рулевого привода;
К(О) - статический коэффициент передачи сглаживающего фильтра,
определяют фазовый сдвиг и динамический коэффициент передачи рулевого привода при гармоническом входном сигнале Uвх=Um sin


а по величине сдвига выходного сигнала фильтра относительно входного для рулевого привода оценивают значение фазового сдвига


2. Устройство для реализации способа, включающее сглаживающий фильтр и фильтр с резонансным подъемом на частотах задаваемого входного гармонического сигнала, входы которых подключены к выходу датчика обратной связи рулевого привода, а выходы - ко входу регистрирующего прибора, отличающееся тем, что в нем фильтр с резонансным подъемом выполнен из двух параллельно соединенных цепочек, каждая из которых содержит последовательно соединенные первый блок произведения, сглаживающий фильтр и второй блок произведения, первые входы первых блоков произведения подключены к выходу датчика обратной связи, вторые входы блоков произведения первой и второй цепочек подключены соответственно к синусоидальному и косинусоидальному выходам двухфазного генератора синусоидальных колебаний, а синусоидальный выход генератора является входом привода, причем сглаживающий фильтр выполнен в виде апериодического звена с передаточной функцией

постоянная времени Т которого выбирается из условия

где

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5