Корпус ледокольного судна
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции корпуса ледокольного судна. По каждому борту корпуса судна за сравнительно широкой носовой оконечностью по направлению к корме образовано углубление, часть которого в этом месте является более узкой по сравнению с носовой оконечностью вблизи ватерлинии с образованием выступа ниже ватерлинии. Верхняя поверхность этого выступа расположена под углублением. Углубление выполнено с образованием выступа, направленного в сторону кормы. Нижняя поверхность выступа расположена над углублением. Выступ под ватерлинией представляет собой скуловой выступ с внешней кромкой, выполняющий функцию скулового киля для демпфирования бортовой качки судна. Для работы судна во льдах в углублении устанавливаются съемные секции, увеличивающие ширину корпуса судна. Достигается улучшение мореходных характеристик корпуса судна. 8 з.п.ф-лы, 17 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции корпуса ледокольного судна.
Одной из проблем в судостроении является то, что корпус судна является компромиссным решением требуемых характеристик. Если корпус судна спроектирован благоприятным только для одной области применения, то остальные характеристики могут ухудшаться. Некоторые области применения судов требуют относительно широкого корпуса. Это однако приводит к ухудшению мореходных характеристик такого судна. Вышеуказанная проблема возникает особенно на современных ледоколах. В настоящее время основные характеристики ледокола определяются, в первую очередь, шириной прокладываемого во льду канала. Корпус современных ледоколов является слишком широким для эксплуатации в открытых водах, что значительно ухудшает мореходные характеристики в открытых водах. Известен корпус ледокольного судна, по каждому борту которого за сравнительно широкий носовой оконечностью по направлению к корме образовано по крайней мере одно углубление или сужение и по крайней мере часть которого в этом месте является более узкой по сравнению с носовой оконечностью вблизи ватерлинии с образованием выступа ниже ватерлинии, верхняя поверхность которого расположена под углублением (см. заявку Японии N 52-143692, кл. B 63 B 35/08, публ. 30.11.77). Недостатком известного корпуса является то, что смещаемая в вертикальном направлении часть корпуса не влияет на мореходные характеристики судна в открытой воде. Техническим результатом изобретения является улучшение мореходные характеристики судна в открытой воде. Он достигается тем, что в корпусе ледокольного судна, по каждому борту которого за сравнительно широкой носовой оконечностью по направлению к корме образовано, по крайней мере, одно углубление или сужение, и, по крайней мере, часть которого в этом месте является более узкой по сравнению с носовой оконечностью вблизи ватерлинии с образованием выступа ниже ватерлинии, верхняя поверхность которого расположена под углублением, углубление выполнено с образованием выступа, направленного в сторону кормы, нижняя поверхность которого расположена над углублением, а выступ под ватерлинией представляет собой скуловой выступ с внешней кромкой, выполняющий функцию скулового киля для демпфирования бортовой качки. Кроме того, скуловые выступы имеют длину, которая представляет собой по крайней мере часть длины углубления. Кроме того, углубление и скуловой выступ, расположенные под ватерлинией, находятся по крайней мере в средней части корпуса судна. Кроме того, углубление образовано от середины и до кормы корпуса судна. Кроме того, скуловой выступ сужается от середины корпуса судна в направлении кормы, при этом скуловой выступ плавно соединяется по существу с вертикальным бортом корпуса. Кроме того, в средней части корпуса судна верхняя поверхность скулового выступа расположена под углом 0-20o по отношению к горизонтальной плоскости, при этом скуловой выступ сужается к кормовой оконечности судна, а угол наклона его верхней поверхности увеличивается и он плавно соединяется по существу с вертикальным бортом корпуса. Кроме того, палуба судна имеет в зоне углубления по крайней мере на части длины углубления, рабочую палубу с полной шириной при суженной ватерлинии корпуса. Кроме того, нижняя поверхность выступа представляет собой наклонную поверхность, поднимающуюся в направлении кормы судна и образующую по крайней мере часть верхней поверхности углубления. Кроме того, углубление, образованное между скуловым выступом и выступом, расширяется к корме судна и соединяется с более узкой частью корпуса кормовой оконечности судна. Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен вид корпуса судна сбоку согласно одной форме применения изобретения; на фиг. 2 - вид корпуса судна на фиг. 1 сверху; на фиг. 3 - сечение по линии III-III фиг. 1; на фиг. 4 - сечение по линии IV-IV на фиг. 1; на фиг. 5 - вид корпуса судна сбоку по второй форме применения; на фиг. 6 - вид корпуса на фиг. 5 сверху; на фиг. 7 - сечение по линии VII-VII на фиг. 5; на фиг. 8 - вид корпуса судна сбоку по третьей форме применения; на фиг. 9 - вид корпуса судна на фиг. 8 сверху; на фиг. 10 - сечение по линии X-X на фиг. 8; на фиг. 11 вид корпуса судна сбоку по четвертой форме применения; на фиг. 12 - вид корпуса судна сверху на фиг. 11; на фиг. 13 - сечение по линии XIII-XIII на фиг. 11; на фиг. 14 - вид корпуса судна сбоку, снабженного съемными бортовыми секциями; на фиг. 15 - вид корпуса судна на фиг. 14 сверху; на фиг. 16 - сечение по линии XIV-XIV на фиг. 14; на фиг. 17 - поперечное сечение корпуса судна, снабженного бортовой конструкцией другого типа. На фиг. 1 изображен корпус судна 20 сбоку, где ширина носовой оконечности 65 корпуса 21 соответствует обычному, относительно широкому ледоколу, а кормовая оконечность 64 сделана явно уже, чем носовая оконечность 65. Сужение корпуса 21 выполнено таким образом, что на миделе по каждому борту корпуса близ поверхности воды 22 образованы углубление 60, над и под которыми корпус 21, однако, еще продолжается в широком виде некоторое расстояние к корме. При этом углубление 60 образовывается между поверхностями 63, 66 и 71. Поверхность 63 представляет собой образующую сужение, главным образом, вертикальную поверхность. Поверхность 71, расположенная над углублением 60, представляет собой нижнюю поверхность выступа 70, а расположенная под ним поверхность 66 - верхняя поверхность скулового выступа 24, выполняющего функцию скулового киля. Углубление 60 и связанная с ним более узкая кормовая оконечность 64 корпуса 21 предназначены для улучшения мореходных характеристик судна. Выступ 70 предназначен для разлома льда на заднем ходу судна. Поэтому наклонная нижняя поверхность 71 выступа 70 размещена в районе поверхности воды 22, т.е. ломаемого льда таким образом, что часть выступа 70 находится над поверхностью воды, а часть - под ней. Наклонная нижняя поверхность 71 выступа 70 является наклонный по отношению как к продольной оси, так и к поперечной оси. В продольном направлении судна угол ф наклонной нижней поверхности 71 выступа 70 по отношению к поверхности воды 22 составляет, например, 15-20o, в самом предпочтительном случае 15o. Скуловой выступ 24 образуется в районе углубления 60 на миделе корпуса 21 судна в качестве расширения широкой носовой оконечности. Наклонность его верхней поверхности составляет около 15o по отношению к горизонтальной плоскости. На фиг. 2 изображен корпус 21 судна 20 на фиг. 1 сверху. Из фигуры явствует, что носовая оконечность 65 корпуса 21 является широкой, а кормовая оконечность 64 более узкой. Прерывистые линии показывают углубления 60 по бортам корпуса 21, расположенные между скловым выступом 24 и выступом 70. Из фигуры явствует, что ширина корпуса в районе скулового выступа 24 не совсем такая большая как в районе выступа 70. Это вызвано тем, что борта корпуса 21 являются наклонными. Так как нижняя часть корпуса 21 при этом более узкая, чем верхняя часть, то корпус и в районе скулового выступа 24 является более узким. Сечение, изображенное на фиг. 3, показывает, как корпус 21 соответствующего изобретению судна является узким в своей кормовой оконечности, т.е. в районе сечения и к корме от него. Перед сечением, т.е. в своей носовой оконечности судно является более широким. Близ сужения по каждому борту корпуса 21 образуются углубления 60, которые расположены между наклонной верхней поверхностью 66 скулового выступа 24, находящегося под поверхностью воды 22, и наклонной нижней поверхностью 71 выступа 70. Передняя часть углубления 60 ограничивается клинообразной, главным образом вертикальной поверхностью 63. Из фиг. 3 явствует, что на миделе наружные поверхности скулового выступа 24 и выступа 70 главным образом следуют габаритным размерам корпуса 21 судна. Так как вопрос стоит о ледокольном судне, носовая оконечность корпуса должна быть относительно широкой, чтобы во льду образовался канал достаточной ширины, но, с другой стороны, борта должны также быть немного наклонным. Поэтому максимальная ширина скулового выступа 24 меньше, чем максимальная ширина выступа 70. Одновременно скуловой выступ 24 также защищен бортом таким образом, что скуловой выступ не столкнется с причалом. Из фиг. 3 следует также, что на заднем ходу наклонная нижняя поверхность 71 ломающего льда выступа 70 простирается как над поверхностью воды 22, так и под нее. Эта наклонная поверхность 71 наклонена как по отношению к продольной оси судна 20, как явствует из фиг. 1, так и по отношению к поперечной оси судна. Угол

Формула изобретения
1. Корпус ледокольного судна, по каждому борту которого за сравнительно широкой носовой оконечностью по направлению к корме образовано по крайней мере одно углубление или сужение и по крайней мере часть которого в этом месте является более узкой по сравнению с носовой оконечностью вблизи ватерлинии с образованием выступа ниже ватерлинии, верхняя поверхность которого расположена под углублением, отличающийся тем, что углубление выполнено с образованием выступа, направленного в сторону кормы, нижняя поверхность которого расположена над углублением, а выступ под ватерлинией представляет собой скуловой выступ с внешней кромкой, выполняющий функцию скулового киля для демпфирования бортовой качки. 2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что скуловые выступы имеют длину, которая представляет собой по крайней мере часть длины углубления. 3. Корпус по п.2, отличающийся тем, что углубление и скуловой выступ, расположенные под ватерлинией, находятся по крайней мере в средней части корпуса судна. 4. Корпус по п.2, отличающийся тем, что углубление образовано от середины и до кормы корпуса судна. 5. Корпус по п.2, отличающийся тем, что скуловой выступ сужается от середины корпуса судна в направлении кормы, при этом скуловой выступ плавно соединяется по существу с вертикальным бортом корпуса. 6. Корпус по п.1, отличающийся тем, что в средней части корпуса судна верхняя поверхность скулового выступа расположена под углом 0 - 20o по отношению к горизонтальной плоскости, при этом скуловой выступ сужается к кормовой оконечности судна, а угол наклона его верхней поверхности увеличивается, и он плавно соединяется по существу с вертикальным бортом корпуса. 7. Корпус по п.1, отличающийся тем, что палуба судна имеет в зоне углубления по крайней мере на части длины углубления рабочую палубу с полной шириной при суженной ватерлинии корпуса. 8. Корпус по п. 1, отличающийся тем, что нижняя поверхность выступа представляет собой наклонную поверхность, поднимающуюся в направлении кормы судна и образующую по крайней мере часть верхней поверхности углубления. 9. Корпус по п.1, отличающийся тем, что углубление, образованное между скуловым выступом и выступом, расширяется к корме судна и соединяется с более узкой частью корпуса кормовой оконечности судна.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17