Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Перед началом ледокольных работ в ледяном покрове выполняют концентраторы напряжений в виде канавок. Глубина канавок меньше толщины льда, а длина не менее длины фронта первого за судном гребня поперечных изгибно-гравитационных волн. Канавки ориентированы перпендикулярно направлению движения судна и расположены относительно друг друга на расстоянии, равном полудлине поперечных резонансных изгибно-гравитационных волн. 1 ил.
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом.
Известно техническое решение (Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного-доклада. - Владивосток, ИАПУ, - 1993. - 44с), в котором предлагается разрушать ледяной покров СВП путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. волн максимальной амплитуды. Недостатком способа является ограниченная ледоразрушающая способность этих судов. Сущность изобретения заключается в разработке способа предварительного уменьшения несущей способности ледяного покрова, разрушаемого путем возбуждения резонансных ИГВ. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины льда, разрушаемого резонансным методом. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные признаки: ледяной покров разрушается судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн. Отличительные признаки: предварительно до начала выполнения ледокольных работ в ледяном покрове выполняют концентраторы напряжений в виде канавок глубиной меньше толщины льда и длиной не менее длины фронта первого за судном гребня поперечных ИГВ, ориентированные перпендикулярно направлению движения судна и расположенные относительно друг друга на расстоянии, равном полудлине поперечных резонансных ИГВ. Известно (Air cushion technology promises a cheup way. - Cnaadion shipping and marine enqineerinq, 1974, November, voe. 45, p. 14-16), что при разрушении льда ИГВ от движущегося с резонансной скоростью СВП лед начинал разрушаться под судном, т.е. на подошве ИГВ и окончательно разрушался за судном на вершине первого за судном гребня ИГВ. Таким образом, разрушение льда происходит в местах наибольшей кривизны профиля ИГВ, которые отстают друг от друга на расстоянии, равном полудлине ИГВ. В этой же работе отмечается, что ширина разрушаемой области льда в три раза превышала ширину СВП, соответственно длина фронта первого за кормой судна гребня ИГВ в три раза превышала ширину СВП. Известно также, что длина ИГВ (Хейшн Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1967.-216с.) может быть определена по следующей формуле


Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, отличающийся тем, что предварительно до начала ледокольных работ в ледяном покрове выполняют концентраторы напряжений в виде канавок, глубиной меньше толщины льда и длиной не менее длины фронта первого за судном гребня поперечных изгибно-гравитационных волн, ориентированные перпендикулярно направлению движения судна и расположенные относительно друг друга на расстоянии, равном полудлине поперечных резонансных изгибно-гравитационных волн.РИСУНКИ
Рисунок 1