Магнитоиндукционный датчик частоты вращения
Датчик может быть использован для измерения частоты вращения, а также для преобразования информации фазометрическими способами для измерения расхода крутящего момента. Магнитная система датчика снабжена Ж-образными полюсными наконечниками с сигнальными обмотками на перемычках. Крайние полюса наконечников размещены над зубьями ферромагнитного зубчатого индуктора, а средний полюс - над пазом между зубьями. Ж-образное устройство полюсных наконечников обеспечивает последовательно-встречную коммутацию магнитного потока, наводя тем самым суммарную ЭДС в обмотках датчика при последовательно-встречном их соединении. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к измерительной технике, системе автоматики и может быть использовано для измерения частоты вращения вала привода, измерения расхода турбинными расходомерами, крутящего момента вращающегося вала и т.д.
В настоящем изобретении решается задача защиты от помехи внешнего поля при обеспечении высокой чувствительности и относительно малых габаритах датчика, работающего с ферромагнитным зубчатым индуктором. Известны датчики, возбуждаемые постоянными магнитами, работающие по принципу модулирования потока магнита и наводящие суммарную переменную ЭДС сигнала в двух обмотках комбинированного магнитопровода П-образной формы, размещенного на полюсах магнита (см [1]) А.Я.Тун. "Системы контроля скорости электропривода. М. , Энергоиздат, 1984 г. стр. 127, рис. 5, 8ж)). В итоге магнитная система получает П-образную форму с магнитом в середине. В двух обмотках датчика наводятся сигналы: e = e1-(-e2) = W



















e = e1 + e2 = 2W




На фиг. 1 изображена схема датчика с одним Ж-образным магнитопроводящим полюсным наконечником. На фиг. 2 изображена схема датчика с дополнительно введенным Ж-образным магнитопроводящим полюсным наконечником. Устройство датчика выполнено следующим образом: над индуктором 1 на полюсе S магнита 2, обращенного к индуктору, размещен полюсный наконечник, имеющий полюса 3, 4 и 5, которые соединены между собой перемычками-сердечниками 6 и 7. Крайние полюса 3 и 4 наконечника размещены над выступами зубьев индуктора и находятся между собой на расстоянии одного или нескольких (в зависимости от величины модуля зуба индуктора или от заданного габаритного размера датчика) нечетных чисел шагов зубьев, а средний полюс размещен над пазом между зубьями индуктора посередине между крайними полюсами. На перемычках-сердечниках 6 и 7 намотаны сигнальные обмотки. Для целей формирования помехозащищенного сигнала обмотки соединены между собой последовательно-встречно, посредством клемм концов обмоток K1 и K2. В случае отсутствия помехи сигналы каждой обмотки могут быть использованы по отдельности как независимый канал преобразования первичной информации. И в этом случае сигналы обмоток как по магнитным, так и электрическим каналам будут взаимно независимыми. В случае необходимости двух помехозащищенных каналов формирования сигнала в магнитной системе датчик дополнительно снабжен Ж-образным магнитопроводящим полюсным наконечником с сигнальными обмотками на перемычках, при этом два идентичных Ж-образных полюсных наконечника расположены параллельно (см. фиг. 2). В случае же использования датчика в объектах без помех такой датчик может быть использован как четырехсигнальный. Магнитокоммутационный датчик частоты вращения с одним Ж-образным магнитопроводящим полюсным наконечником (см.фиг. 1) работает следующим образом. При вращении индуктора 1 со скоростью














f = Zn/60 (Гц), (4)
где
Z - число зубьев индуктора;
n - частота вращения индуктора, об/ми. Датчик, снабженный двумя Ж-образными магнитопроводящими полюсными наконечниками (см.фиг. 2), работает так же, как два отдельных датчика с Ж-образными полюсными наконечниками, приведенными на фиг.1. Другим преимуществом применения Ж-образных полюсных наконечников по сравнению с прототипом [2], является увеличение сигнала на единицу массы датчика, что особо важно при использовании датчиков в авиации и в космическом приборостроении. Если учесть, что такие датчики в авиационной автоматике устанавливаются во внутренних полостях двигателей, где отсутствуют источники внешних помех, то нет необходимости соединять между собой обмотки каждого Ж-образного полюсного наконечника и поэтому появляется возможность разработки четырехсигнальных датчиков, вместо используемых в настоящее время двухсигнальных датчиков. Таким образом, снабжение магнитоиндукционного датчика одним или двумя последовательно-встречными коммутаторами в виде Ж-образных магнитопроводящих полюсных наконечников делает его помехозащищенным и в два раза увеличивает чувствительность его магнитной системы. Экспериментальные образцы датчиков, построенные по предлагаемому решению, подтвердили их высокую чувствительность, показав при одинаковых условиях примерно в три раза большую амплитуду сигнала на нагрузке сопротивлением 2 кОм (4-5 B),чем датчики, построенные по схеме прототипа (1-1,5 B).
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.05.2005 БИ: 15/2005