Многоканальный датчик частоты вращения и угла поворота вала
Использование: в измерительной технике в устройствах контроля параметров вращения и диагностирования системы регулирования паровых, гидравлических и газовых турбин. Изобретение направлено на повышение достоверности и точности измерения частоты вращения и угла поворота вала, расширения функциональных возможностей за счет увеличения уровня выходного сигнала при номинальной частоте вращения и за счет увеличения и повышения частоты выходного сигнала при малых частотах вращения, а также увеличения разрешающей способности при измерении угла поворот, а вала на номинальной частоте вращения и повышения надежности за счет обеспечения резерва. Сущность изобретения: в датчике частоты вращения и угла поворота вала, содержащей зубчатый ротор, статор, состоящий из магнитопровода с обмоткой и постоянного магнита, статор дополнительно снабжается "n" магнитопроводами с автономными обмотками и "m" постоянными магнитами, объединенными в общий магнитопровод, при этом магниты размещаются между нерабочими концами магнитопроводов, а полюсы магнитов соориентированы так, что в каждом магнитопроводе, кроме первого и "n"-го, магнитные потоки суммируются, что обеспечивает повышение уровня выходного сигнала. Кроме того, повышение частоты выходного сигнала при малых частотах вращения вала достигается тем, что каждые три смежных из "n" магнитопроводов объединяются в группы, при этом при совпадении торцевой плоскости среднего магнитопровода с торцевой поверхностью зуба ротора торцевая плоскость предыдущего магнитопровода смещена относительно наружной поверхности соответствующего зуба ротора на угол "-фи", а торцевая плоскость последующего магнитопровода относительно поверхности соответствующего зуба - на угол "+фи". Кроме того, повышение уровня и частоты выходного сигнала при малых частотах вращения вала достигается тем, что осуществляется последовательное и/или параллельное соединение между собой обмоток "n" магнитопроводов. 1 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах контроля параметров вращения и диагностики системы регулирования паровых турбин.
Известно устройство для контроля частоты вращения, содержащее асинхронную машину с короткозамкнутым ротором, двумя трехфазными обмотками, включенными последовательно (1). Однако, данное устройство имеет недостаточную точность, ограниченные функциональные возможности и ненадежно в эксплуатации. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является датчик скорости, содержащий зубчатый ротор, статор, имеющий магнитопровод с выступами, на которых размещены обмотки. Варианты выполнения датчика отличаются размещением магнитов (2). Основным недостатком такого датчика является недостаточная величина ЭДС в каждой обмотке из-за разделения общего магнитного потока между выступами. Это сужает функциональные возможности датчика, в частности, не позволяет использование его с аналоговыми вторичными приборами. Для решения такой задачи с известным датчиком необходимо использование усилителя в схеме измерения, что существенно снижает надежность и помехоустойчивость. Увеличение выходного сигнала датчика частоты вращения и угла поворота вала возможно следующими путями: 1) увеличением магнитного потока, создаваемого постоянными магнитами; 2) уменьшением потоков рассеивания; 3) уменьшением сопротивления магнитной цепи. Повышение магнитного потока за счет использования более "сильного" магнита является решением тривиальным. Техническое решение по п. 2 используется в прототипе. Наиболее эффективным решением является уменьшение сопротивления магнитной цепи. Это используется, в частности, в предлагаемом изобретении. Увеличение магнитного потока достигается объединением нескольких магнитопроводов с обмотками и постоянными магнитами в общий магнитопровод. Это позволяет суммировать магнитные потоки от смежных магнитов и организовать путь магнитного потока между полюсами в основном через магнитопроводы, что уменьшает величину потоков рассеивания. Кроме того, часть магнитопроводов с обмотками могут быть использованы как резервные, что повышает надежность датчика. Повышение достоверности и точности измерений в области низких частот вращения вала может быть достигнуто за счет увеличения числа импульсов датчика, приходящихся на один оборот вала или на определенный угол поворота, а также за счет одновременного увеличения амплитуды выходного сигнала. Цель изобретения повышение достоверности и точности измерения частоты вращения и угла поворота вала при номинальной частоте и в области низких частот вращения, расширение функциональных возможностей и повышения надежности и помехоустойчивости схемы измерений. Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом многоканальном датчике частоты вращения и угла поворота вала, содержащим зубчатый ротор, статор, состоящий из "n" автономных магнитопроводов с обмоткой и "m" постоянных магнитов, магнитопроводы с обмотками объединяются в общий магнитопровод путем размещения между нерабочими концами магнитопроводов "m" магнитов так, что в каждом магнитопроводе (кроме первого и "n") магнитные потоки суммируются. Кроме того, с целью повышения достоверности и точности измерений в области низких частот вращения каждые три смежные из "n" магнитопроводов конструктивно объединяются в группы так, чтобы при точном совпадении торцевой плоскости среднего магнитопровода с наpужной поверхностью зуба ротора торцевая плоскость предшествующего магнитопровода была смещена относительно наружной поверхности соответствующего зуба ротора на угол "-






Формула изобретения
Многоканальный датчик частоты вращения и угла поворота вала, содержащий зубчатый ротор, статор, состоящий из магнитопровода с обмотками и постоянного магнита, отличающийся тем, что статор дополнительно снабжен n магнитопроводами с автономными обмотками и m постоянными магнитами, объединенными в общей магнитопровод, при этом магниты размещаются между нерабочими концами магнитопроводов, а ориентация полюсов магнитов соответствует условию обеспечения суммирования магнитных потоков в каждом магнитопроводе, кроме первого и n-го, каждые три смежные из n магнитопроводов объединены в группы, причем при совпадении торцевой плоскости среднего магнитопровода с торцевой поверхностью зуба ротора торцевая плоскость предыдущего магнитопровода смещена относительно наружной поверхности соответствующего зуба ротора на угол -

РИСУНКИ
Рисунок 1