Реактивный движитель
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве движителя с колебательным перемещением рабочего органа. Сущность изобретения заключается в том, что в движителе, содержащем камеру прямоугольного сечения с расположенной в ней пластиной, один из концов которой шарнирно присоединен к тяге с возможностью качания пластины, другой конец пластины и сама камера шарнирно прикреплены к корпусу транспортного средства с возможностью передачи камере качательных движений. Камера может быть разделена параллельными перегородками на ряд камер, в каждой из которых помещена пластина. Использование изобретения улучшает эксплуатационные характеристики движителя и обеспечивает универсальность его применения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к транспортному конструированию, а именно к устройствам создания реактивной тяги, и может найти применение как движитель на судне, на летательном аппарате, на наземном транспорте и др.
Известно устройство по авт.св. СССР N 1761590, кл.В 63 Н 1/04, Судовой движитель "ДЯ", 15.09.92. Оно содержит пластину, жестко закрепленную концами в открытой с торцов камере прямоугольного сечения. Передний конец пластины закреплен совместно с двумя располагающимися с обеих сторон пластины упругими лепестками, выполняющими роль отсечных клапанов части входного отверстия. Привод соединен с креплением переднего конца пластины. Недостатки движителя следующие: - в начале работы, когда при повороте переднего конца пластины и отсечных клапанов входное отверстие еще не перекрыто, имеет место вытеснение части среды на входное отверстие, что снижает коэффициент использования; - невозможность осуществления реверса без дополнительных устройств; - снижение эффективности использования его в газовых средах, что связано со сжимаемостью газа; - изменение режима работы с изменением скорости набегающего потока, так как упругие свойства пластины неизменны, а противодействие перемещению части пластины зависит от скорости набегающего потока; - сравнительно узкий частотный диапазон, связанный с упругими и геометрическими параметрами пластины. Известен реактивный прямоточный движитель "Гидроимпульс" фирмы Рено ("Крыло под водой", ж. Моделист-Конструктор, N 2, 1982, с.12,13). Он содержит размещенную в камере прямоугольного сечения пластину с профилем крыла, в передней трети шарнирно подсоединенную к тяге. Камера жестко соединена с корпусом судна. Недостатки движителя следующие: - ввиду особенностей конструкции (одна тяга и два свободных конца рабочего органа) при движении по крайней мере в одну из сторон воздействие потока среды на крыло приводит к тому, что объем среды, вытесняемой крылом из камеры, уменьшается; - невозможность осуществления реверса без дополнительных устройств; - снижение эффективности его использования в газовых средах, что связано со сжимаемостью среды. Известно устройство по авт.св. СССР N 1466986, кл.В 63 Н 1/02, 1/36, Водометный движитель, 23.03.89. Оно содержит пластину, размещенную в камере прямоугольного сечения, открытой с обоих торцов. Пластина в первой трети шарнирно связана с тягой, а также к пластине шарнирно прикреплен закрылок. Кроме того, имеется специальный механизм реверсивного хода, снабженный подпружиненными защелками, установленными на боковых стенках камеры со стороны носовой и кормовой кромок пластины и поочередно взаимодействующими с носовой и кормовой кромками пластины. Недостатки этого движителя следующие: - невысокие эксплуатационные характеристики ввиду неопределенности режима работы движителя, связанные с тем, что в начальном этапе работы пластина поворачивается за счет сил инерции и гидродинамических сил, которые в значительной мере зависят от скорости набегающего потока;- пассивная роль закрылка сужает частотный диапазон работы и исключает использование движителя в газовой среде;
- значительное усложнение конструкции для достижения реверса;
- реверс не может быть полным, т.е. невозможно достичь максимальной силы тяги, приложенной в противоположном первоначальному движению направлении. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик и универсализация использования. Эта цель достигается тем, что пластина размещена в камере прямоугольного сечения с открытыми торцами с возможностью плотного прилегания к противоположным поверхностям камеры и перемещения в ней в направлении, ортогональном пластине. Пластина шарнирно соединена с тягой. Камера и один конец пластины вне камеры шарнирно подсоединяются к корпусу или несущей поверхности транспортного средства, а пластина шарнирно соединена с тягой вторым своим концом с возможностью передачи качательных движений камере и перемещения в камере с малыми зазорами. Реактивный движитель может быть выполнен в виде камеры с одинаковыми параллельными ячейками (камерами), в которых размещены пластины. Улучшение эксплуатационных характеристик включает следующее:
- упрощение конструкции;
- повышение КДП (снижение потерь);
- повышение маневренности (управляемость). Простота движителя очевидна: кроме трех шарнирных подсоединений, конструкция в отличие от прототипа не содержит дополнительных устройств (упоров, защелок, пластинчатых пружин, рычагов) для обеспечения работы. Возможность передавать качательные движения камере позволяет использовать только одну тягу для работы движителя и полного вытеснения среды в объеме камеры (камер) за полуцикл работы. Отсутствуют потери, связанные с гидродинамическим сопротивлением собственно пластины в начальной стадии работы (в прототипе). В предлагаемом устройстве перемещения (качания) пластины и камеры целиком определяются приводом и не требуют затрат гидродинамических сил, так как отсутствуют моменты пассивного перемещения движителя. Отсутствие пассивных перемещений движителя определяет управляемость транспортного средства с предлагаемым движителем. Движитель позволяет следующее:
- быстро менять силу тяги, меняя частоту перемещения (качания);
- быстро изменять направление следования транспортного средства, изменяя угол между продольными осями симметрии движителя и транспортного средства;
- осуществить мгновенный полный реверс, изменив функциональное назначение концов пластины. Перемещения с малыми зазорами пластины внутри камеры и отсутствие пассивных перемещений движителя определяют полное вытеснение среды в объеме камеры (за полуцикл работы). Это определяет возможность применения движителя и для работы в газовых (сжимаемых) средах, т.е. универсализацию движителя. Секционирование движителя позволяет расширить частотный диапазон работы движителя, а это повышает маневренность транспортного средства и снижает потери за счет увеличения возможности оптимизации работы движителя. На фиг. 1 изображен схематический чертеж реактивного движителя; на фиг. 2 - схема перемещения реактивного движителя; на фиг. 3 - схематический чертеж секционированного (многоканального) реактивного движителя. На фиг. 1 изображен реактивный движитель, состоящий из камеры прямоугольного сечения 1 с открытыми торцами. Внутри камеры расположена пластина 2, концы которой находятся вне камеры. Пластина имеет возможность перемещаться в камере с малыми зазорами в плоскости, ортогональной пластине, и полным прилеганием попеременно к верхней и нижней поверхностям камеры. Камера в плоскости, параллельной плоскости поперечной симметрии, шарниром 3 прикреплена к корпусу или несущей плоскости транспортного средства. Один из концов пластины также шарнирно прикреплен к корпусу или несущей плоскости транспортного средства с возможностью качания в одной плоскости с камерой, а второй конец пластины шарнирно соединен с тягой 4 с возможностью передачи качательных движений камере и перемещения в камере с малыми зазорами. Оси всех шарнирных соединений ортогональны продольной оси симметрии камеры. На фиг. 2 показана схема перемещений реактивного прямоточного движителя. Положение I - начальное состояние движителя. Пластина плоско прилегает к верхней поверхности камеры. Под воздействием внешней силы (показана стрелками) пластина перемещается до упора в нижний край камеры - положение II. За время этого перемещения из камеры вытесняется около половины содержащегося в ней объема среды (газ, жидкость). Затем рабочий конец под воздействием внешней силы, продолжая давление на нижний край камеры, приводит ее в положение III, заставляя поворачиваться камеру вокруг оси ее шарнирного крепления, и пластина плоско прилегает к нижней поверхности камеры. За время этого перемещения из камеры вытесняется оставшаяся часть среды объема камеры. Таким образом, за время полуцикла перемещения пластины из камеры вытесняется среда в полном объеме камеры. Начало второго полуцикла характеризуется сменой направления воздействия силы перемещения движителя. Третья четверть цикла завершается, когда конец пластины дойдет до верхнего края камеры, вытеснив при этом среду в половине объема камеры - положение IV. Под дальнейшим воздействием силы перемещения движителя пластина, воздействуя на верхний край камеры, заставляет последнюю поворачиваться вокруг шарнирного крепления, приводя камеру в начальное положение - положение V. За время этого перемещения из камеры вытеснится еще половина объема. Таким образом, за время одного цикла качания реактивного движителя из него вытесняется два объема среды. Среда при работе устройства непрерывно перемещается через камеру в направлении, противоположном направлению движения транспортного средства, и снижение коэффициента полезного действия устройства связано, в основном, с качеством обтюрации и совершенством конструкции камеры. Сила тяги, создаваемая реактивным движителем в процессе его перемещения, может быть оценена по формуле
<F> = rSl2


где r - объемный вес среды, кг/м3;
S - площадь поперечного сечения камеры, м;
l - длина камеры, м;
t - время полуцикла, с;
2

N = rSl3/t (2)
И затраты мощности на единицу тяги, создаваемой при работе реактивного движителя, определяется как
N/F = 2l/t(1+cos

т. е. приблизительно равны скорости истечения вытесняемой из камеры среды. Приведенные оценки грубы, однако позволяют составить представление о зависимости силы тяги от параметров реактивного движителя. Так, например, для увеличения силы тяги в 10 раз достаточно увеличить в 3,3 раза либо длину камеру, либо частоту ее перемещения. На фиг. 3 приведен схематический чертеж реактивного движителя с тремя камерами. Камера 1 разделена параллельными перегородками 5 на три одинаковые ячейки-камеры. В каждой камере расположена пластина 2. Одноименные концы пластин шарнирно соединены между собой с одинаковым расстоянием между пластинами. Как видно из чертежа (фиг.3b), амплитуда перемещения рабочего конца пластин, а значит и угол 2



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3