Способ обработки рельсов
Авторы патента:
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к обработке рельсов. Задача изобретения - уменьшить непрямолинейность рельсов без изменения уровня остаточных напряжений. Для этого рельсы, прошедшие объемный нагрев, охлаждение в масле и отпуск, подвергают холодной деформации по крайней мере однократно, подавая в очаг деформации воду при температуре 70-90oC и расходе 0,5-1,5 л/мин. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к обработке рельсов.
Известен способ изготовления с использованием роликового рихтовочного агрегата стальных рельсов с низким уровнем остаточных напряжений (ФРГ, патент N 3501522, C 21 D 9/04). Согласно способу охлажденные после горячей прокатки до температуры ниже 100oC рельс перед введением в агрегат для рихтования роликами нагревают в зоне перемычки до 100-500oC, а после рихтовки охлаждают на воздухе до комнатной температуры. Недостатком способа является необходимость использования сложного оборудования, который должен обеспечить заданный интервал температуры в шейке рельса, а также минимальную искривленность рельсов после охлаждения на воздухе. Известен способ обработки стальных изделий, преимущественно, рельсов, для снижения уровня остаточных напряжений, включающий нагрев выше Ас3 растяжение путем приложения нагрузки и закалку в растянутом состоянии до температуры 230-270oC (А.С. СССР, N 1434775, C 21 D 8/00, 1992). Недостатком этого способа является необходимость проведения дополнительной операции для снижения уровня остаточных напряжений. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является известный способ обработки рельсов, включающий объемный нагрев, охлаждение рельса в масле, отпуск и правку путем холодной деформации (А.С. N 434112, C 21 D 9/04, 1974). Способ позволяет повысить предел выносливости рельсов за счет снижения уровня остаточных напряжений. Недостатком данного способа является невозможность его использования для многократной холодной деформации (правки) рельса с целью снижения его непрямолинейности, так как в головке формируется высокий уровень растягивающих напряжений, что снижает предел выносливости при циклическом нагружении. Это связано с тем, что при правке используется сравнительно холодная вода (4 -20oC). которая плохо смачивает поверхность головки, в результате чего в очаге деформации образуется неоднородная пленка. Поэтому усилие, передаваемое от бандажа правильной машины, распределяется по поверхности головки рельса неравномерно и при повторной правке одного и того же рельса в головке формируется высокий уровень остаточных напряжений. Поставлена задача снизить непрямолинейность рельсов без изменения уровня остаточных напряжений. Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, включающем объемный нагрев, охлаждение в масле, отпуск и холодную деформацию с подачей жидкости в очаг деформации, холодную деформацию (правку) осуществляют по крайней мере однократно, подавая в очаг деформации воду при температуре 70-90oC и расходе 0,5-1,5 л/мин. Указанные отличительные признаки способа позволяют осуществлять многократную правку рельсов. Низкий уровень напряжений характеризует возможность осуществления повторной правки. Применение многократной правки обеспечивает снижение непрямолинейности рельсов. Известно, что поверхностное натяжение воды с повышением температуры уменьшается. Использование воды с температурой 70-90oC улучшает смачивание поверхности катания головки рельса, что обеспечивает создание однородной тонкой пленки воды и более равномерное распределение усилия по поверхности головки, передаваемое от бандажа правильной машины. Экспериментально установлено, что оптимальный расход воды при температуре 70-90oC составляет 0,5 -1,5 л/мин. При этой температуре и расходе не требуется устройства для отвода воды, так как смачиваемая поверхность рельса и температура воды достаточно велики и вся вода испаряется. При расходе воды менее 0,5 л/мин количество воды для образования однородной пленки недостаточно, вследствие этого уровень напряжений возрастает, а следовательно, невозможно проводить повторную правку. При увеличении расхода воды более 1,5 л/мин выигрыша в уровне напряжений не происходит, однако возникают дополнительные сложности, связанные с организацией отвода воды. При температуре воды менее 70oC расход воды должен быть более 1,5 л/мин, правка одного и того же рельса может осуществляться не более двух раз. При температуре воды более 90o расход воды может быть снижен до 0,4 л/мин за счет лучшего смачивания головки рельса водой, а правка осуществляется трехкратно. Однако использование воды при этой температуре затруднительно как с точки зрения ее нагрева в условиях цеха, так и образование большого количества пара. Многократную правку можно осуществлять только при температуре воды 70-90oC. При этом расход воды составляет 0,5-1,5 л/мин. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемый способ обработки рельсов отличается от прототипа тем, что воду подают в очаг деформации при температуре 70-90oC это позволяет получить в очаге деформации однородную тонкую пленку при расходе воды 0,5-1,5 л/мин, и что особенно важно, осуществлять многократную правку сильно искривленных рельсов. Это позволяет повысить прямолинейность рельсов без изменения уровня остаточных напряжений. Таким образом, данное техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ патентов и научно-технической информации не выявил использования новых существенных признаков, используемых в предлагаемом изобретении по их функциональному назначению. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень". Примеры конкретного выполнения. Обработке по предлагаемому способу подвергали рельсы Р65 из стали М76 следующего состава: 0,74% углерода, 0,92% марганца; 0,28% кремния; 0,33% фосфора и 0,027% серы. Температура нагрева рельсов под закалку составляла 840oC, время выдержки в закаленной печи 55 мин. Закалку осуществляли в масле, а отпуск при температуре 460oC в течение 2 ч. После охлаждения рельсов на холодильнике до температуры 60oC осуществляли холодную деформацию рельсов (правку) на горизонтальной и вертикальной роликоправильных машинах. Правка с использованием воды осуществлялась на горизонтальной роликоправильной машине. Результаты испытания представлены в таблице. Оценка остаточных напряжений производилась по расхождению паза (ГОСТ 18267-82), а измерение непрямолинейности по стрелке прогиба рельса на базе 1 м с помощью набора щупов (
Формула изобретения
1. Способ обработки рельсов, включающий объемный нагрев, охлаждение рельса в масле, отпуск и правку путем холодной деформации, отличающийся тем, что правку осуществляют с одновременной подачей в очаг деформации воды с температурой 70 90oС, расход которой составляет 0,5 1,5 л/м. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что осуществляют многократную правку.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, а преимущественная область применения - железнодорожный транспорт
Способ термической обработки изделий // 2081191
Изобретение относится к области черной металлургии, преимущественно к производству упрочняемых стальных литых сердечников крестовин железнодорожных стрелочных переводов, изготовляемых из стали 100 ХСФ при их термической обработке
Изобретение относится к области металлургии, к способам термической обработки сталей, и может быть использовано для термической обработки сталей мартенситного класса, применяемых в машиностроении и приборостроении
Изобретение относится к электротермическим способам обработки металлических материалов и предназначено для поверхностного насыщения углеродом рабочей поверхности крестовины из аустенитной марганцовистой стали
Способ термической обработки рельсов // 2058998
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к термической обработке рельсов
Способ термической обработки рельсов // 2058997
Изобретение относится к железнодорожному транспорту
Изобретение относится к методам контроля качества стали и может быть использовано на металлургических заводах, производящих рельсы
Установка для закалки рельсовых подкладок // 2040552
Способ термической обработки рельсов // 2037534
Изобретение относится к способу и устройству для термической обработки профилированного проката, в частности рельсов
Изобретение относится к устройствам упрочнения рельсов в районе сварных стыков
Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью и ударной вязкостью и способ его производства // 2107740
Изобретение относится к рельсам высокой прочности из высокоуглеродистых перлитных сталей, имеющих высокую прочность и износостойкость, предназначенных для железнодорожных рельсов и промышленных агрегатов и способам их производства
Изобретение относится к стальному рельсу, имеющему повышенные износостойкость и внутреннее сопротивление усталостному разрушению, необходимые для тяжелогрузных железнодорожных путей, и способу его изготовления
Способ обработки рельсов // 2120480
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству рельсов
Рельс // 2122056
Изобретение относится к рельсам, в частности к рельсам с увеличенной прочностью, твердостью и вязкостью
Закалочное устройство // 2128718
Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для создания упрочненного поверхностного слоя мартенсита в изделиях из малоуглеродистых или низколегированных сталей, преимущественно работающих в условиях повторяющегося ударного взаимодействия с другими изделиями, в частности в рельсовых подкладках, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути
Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины
Способ термической обработки остряковых и рамных рельсов и устройство для его осуществления // 2135607
Изобретение относится к машиностроению, связанного с термической обработкой ответственных деталей верхнего строения пути - остряковых и рамных рельсов