Способ получения зимнего дизельного топлива
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. Нефть перегоняют с выделением керосиновой фракции 120 - (240 - 260)oС и дизельных, 96% которых выкипает в пределах 140 - (300 - 320)oС и 210 - (340 - 360)oС, 10 - 30% последней фракции подвергают вторичной перегонке с выделением фракций 200 - (300 - 320)oС, каталитической ее гидроочистке и цеолитной депарафинизации. Зимнее дизельное топливо получают путем компаундирования депарафинированной фракции со смесью фракций 140 - (300 - 320)oС и 210 - (340 - 360)oС, взятых в массовом соотношении 10 : 90 - 35 : 65, исходной или гидроочищенной, керосиновой 120 - (240 - 260)oС и бензиновой фракцией НК-200oС в соотношении, мас. %: депарафинированная фракция 10 - 25; керосиновая фракция 5 - 20; смесь дизельных фракций 50 - 75; бензиновая фракция до 100. В полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в мольном соотношении 0,3 - 15, молекулярной массой 1 102 - 75
103 в концентрации 0,01 - 0,5 мас.%. 3 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения зимних дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.
В настоящее время производство низкозастывающих дизельных топлив не превышает 12% от общей выработки топлива, в результате чего фактически потребность в зимних сортах дизельных топлив удовлетворяется лишь до 40%. Основное количество зимнего дизельного топлива (89% от его производства) вырабатывается по ГОСТ 305 - 82 путем снижения температуры конца кипения летнего дизельного топлива, что приводит к уменьшению его ресурсов. Для применения в районах умеренного климата наряду с ГОСТ 305-82 разработано зимнее дизельное топливо, вырабатываемое по ТУ 38.101889-81 с депрессорной присадкой (топливо марки ДЗп). Это топливо рекомендуется для эксплуатации дизелей в зимний период при температуре окружающего воздуха не ниже -20oC. Способ производства зимнего дизельного топлива на предприятиях отрасли заключается в следующем. Нефть подвергают перегонке на установке АТ или АВТ с выделением фракции керосина 220 - 240oC (стрипинг K-3/1), легкой дизельной фракции 200 - 320oC (стрипинг K-3/2) и тяжелой 240 - 360oC (стрипинг K-3/3). Часть смеси стрипингов K-3/2 и K-3/3 подвергают гидроочистке. Зимнее дизельное топливо с температурой застывания -35oC и помутнения -25oC вырабатывают путем компаундирования фракций K-3/1 и K-3/2. При этом фракция K-3/2 имеет конец кипения не выше 320oC. При выработке малосернистого дизельного топлива фракции подвергаются гидроочистке. (Топливо, смазочные материалы, технические жидкости: Справочник - М.: Химия, 1989, с. 65). Ресурсы зимнего дизельного топлива в значительной степени зависят от использования в его составе не менее дефицитного реактивного топлива (стрипинг K-3/1) При этом спрос на него все время возрастает. В связи с этим немаловажным является разработка способа получения зимнего дизельного топлива с минимальным использованием в его составе фракций, применяемых для реактивной техники. Известен способ получения дизельного топлива путем фракционирования нефти на атмосферно-вакуумной установке прямой перегонки нефти с выделением фракций керосина 120 - 240oC (стрипинг K-3/1), фракции 200 - 300oC (стрипинг K-3/2) и фракции 260 - 360oC (стрипинг K-3/3). Фракции 200 - 300oC и 260 - 360oC смешивают в балансовом соотношении. 20% этой фракции направляют на установку вторичной перегородки с выделением фракции 200 - 320oC с последующей ее гидроочисткой в известных условиях на цеолитсодержащем катализаторе ГКД-202П при давлении 25 ати, температуре 370oC и объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1. Далее гидроочищенную фракцию подвергают цеолитной депарафинизации (процесс "Парекс") с получением денормализата. Компаундирование фракций 180 - 360oC, 120 - 240oC (керосина) и денормализата производят в соотношении 25:30:45%. В базовое топливо вводят диспрессорную присадку, представляющую собой продукт радикальной сополимеризации алкилметакрилата с винилацетатом в количестве 0,2%. Получающееся дизельное топливо имеет предельную температуру фильтруемости до -40oC и температуру застывания -50oC. При более высоких концентрациях фракции 180 - 360oC присадка практически не влияет на низкотемпературные свойства дизельного топлива. Таким образом, данный способ получения зимнего дизельного топлива предусматривает вовлечение не менее 30% дефицитного керосина и до 45% дорогостоящего денормализата [1]. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ получения зимнего дизельного топлива путем фракционирования нефти на атмосферно-вакуумной установке прямой перегонки нефти с выделением фракций керосина 120 - 260oC и дизельных 160 - 320oC и 230 - 360oC (стрипинги K-3/1, K-3/2 и K-3/3) [2]. Керосиновую фракцию подвергают дополнительной перегонке с получением фракций HK-240oC и остаточной. На вторичную перегонку направляют часть смеси фракций K-3/2 и K-3/3 с выделением фракции 200 - 320oC. Каталитической гидроочистке и последующей депарафинизации подвергают дизельную фракцию 200 - 320oC и депарафинизированную дизельную фракцию смешивают со смесью дизельных фракций или последней, подвергнутой дополнительной каталитической гидроочистке, керосиновой и остаточной фракцией при следующем соотношении компонентов, мас.%: Депарафинированная дизельная фракция - 10 - 20 Смесь дизельных фракций или последняя, подвергнутая дополнительной каталитической гидроочистке - 20 - 50 Керосиновая фракция - 30 - 50 Остаточная фракция - До 100 В данном способе получения в состав зимнего дизельного топлива вовлекается до 50% керосиновых фракций, что приводит не только к значительному снижению топлива для авиации, но и цетанового числа. Целью изобретения является повышение выхода зимнего дизельного топлива не за счет использования керосиновых фракций, а путем применения топлива более утяжеленного фракционного состава и введения в него депрессорных присадок. Предложенный способ получения зимнего дизельного топлива обеспечивает более высокие его пусковые и эксплуатационные характеристики. По изобретению нефть подвергают перегонке с выделением керосиновой фракции 120 - (240 - 260)oC и дизельных фракций, 96% которых выкипает в пределах 140 - (300 - 320)oC и 210 - (340 - 360)oC. 10 - 30% дизельной фракции, 96% которой выкипает в пределах 210 - (340 - 360)oC, подвергают вторичной перегонке с выделением фракций НК-200oC, 200 - (300 - 320)oC и выше 300 - 320oC. Фракцию 200 - (300 - 320)oC подвергают каталитической гидроочистке и цеолитной депарафинизации. Дизельные фракции 140 - (300 - 320)oC и 210 - (340 - 360)oC смешивают в их массовом соотношении 10 : 90 - 35 : 65. Полученную смесь компаундируют с депарафинированной фракцией 200 - (300 - 320)oC и с исходной или гидроочищенной керосиновой фракцией и бензином (НК-200oC) в соотношении, % мас: Депарафинированная фракция - 10 - 25 Смесь дизельных фракций - 50 - 75 Керосиновая фракция - - 5 - 20Бензин НК-200oC - До 100
В полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в мольном соотношении 0,3 - 15, молекулярной массой 1


Формула изобретения
Депарафинированная фракция - 10 - 25
Керосиновая фракция - 5 - 20
Смесь дизельных фракций - 50 - 75
Бензиновая фракция - До 100
и добавлением в полученное топливо в качестве депрессорной присадки сополимера этилена с винилацетатом, взятых в молярном соотношении 0,3 - 15, с молекулярной массой 1


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3