Узел трения и способ его изготовления
Использование: при нанесении покрытий в сопряженных деталях, работающих в узлах трения. Сущность изобретения: с целью повышения износостойкости контактирующих деталей поверхность основы снабжена адсорбирующим слоем толщиной 0,01 - 2 мкм, выполненным на основе переходного металла и компонентов адсорбента. Между адсорбирущим слоем и покрытием сформирован слой адсорбата толщиной 0,1 - 1 мкм, выполненный из переходного металла, по крайней мере, один из которых является тугоплавким металлом, образующим эвтектику с покрытием. С целью повышения износостойкости в способе, включающем размещение контактирующих деталей в вакуумной камере, приложение напряжения к деталям, очистку и разогрев поверхности ионами испаряемых в вакууме катодов, выполненных из переходных металлов, снижение напряжения, введение газа-реагента и конденсацию покрытия, в камере дополнительно устанавливают катод, выполненный из компонентов материала адсорбента. Далее проводят очистку и разогрев сначала ионами переходного металла до температуры адсорбции, затем зажигают катод-адсорбент и продолжают очистку и разогрев совместно ионами переходного металла и ионами материала адсорбента до температуры нанесения покрытия. В указанном процессе периодически подключают катод-адсорбент на 1,0 - 1,2 мин с последующей паузой в течение 1,2 - 2 мин. После чего катод-адсорбент выключают, напряжение на деталях снижают. Зажигают на 1 - 10 мин катод, выполненный из тугоплавкого металла. После чего конденсируют покрытие в среде газа-реагента, причем, тугоплавкий металл выбирают из условия образования его с материалом покрытия эвтектической системы с температурой плавления эвтектики 1500 - 3000oC. 2 з. п. ф-лы, 1 ил, 1 табл.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения.
Известен узел контактирующих деталей с износостойким покрытием, выполненным из пористого хрома (авт. св. N 1263897, кл.F 02 F 1/20). Основным недостатком таких деталей является их низкая стойкость. Это связано с тем, что оно имеет адгезию к детали, а также низкую сплошность. Кроме того, покрытия имеют грубую нерегулярную структуру. Все это снижает его износостойкость. В процессе эксплуатации другая контактирующая деталь взаимодействует как с материалом покрытия, так и с непокрытыми участками. Кроме того, грубая структура покрытия способствует преждевременному износу материала контртела, что снижает ресурс работы узла. Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту к предлагаемому устройству является узел контакта режущих деталей с износостойким покрытием, включающим N, C, O, например, из фаз внедрения переходных материалов (карбидов, нитридов, карбонитридов и других) (авт. св. N 1518579, кл. F 16 C 33/12). Основным недостатком известного устройства является его невысокая стойкость, которая обусловлена несплошностью покрытия, его грубой структурой и низкой адгезией, вследствие плохой совместимости материала покрытия и основы, а также сравнительно низкими температурами ее разупрочнения (100 500oC). Изготовление такого устройства осуществляется методом КИБ. Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления деталей, при котором детали размещают в вакуумной камере, прикладывают к ним напряжение, производят очистку и разогрев поверхности ионами переходных металлов, затем напряжение снижают, вводят газ-реагент и конденсируют покрытие (Физика и химия обработки металлов, М. Наука, N 2, 1979, с. 169). Недостатком известного способа является низкая износостойкость деталей с нанесенными на них покрытиями. Это объясняется тем, что в нем отсутствуют приемы, обеспечивающие высокую адгезию покрытия к деталям, особенно для низкотемпературных материалов, а также приемы, совершенствующие структуру покрытий из фаз переходных металлов. Цель изобретения повышение износостойкости контактирующих деталей. Поставленная цель достигается тем, что рабочая поверхность основы контактирующих деталей снабжена адсорбирующим слоем толщиной 0,01 2 мкм, выполненных на основе переходного металла и компонентов адсорбента, а между адсорбирующим слоем и покрытием сформирован слой адсорбента толщиной 0,1 1,0 мкм, выполненный из переходных материалов, по крайней мере, один из которых является тугоплавким металлом, образующим эвтектику с покрытием. Предложенное устройство изготавливается способом, при котором в камере дополнительно устанавливают катод, выполненный из компонентов материала адсорбента, проводят очистку и разогрев сначала ионами переходного металла до температуры адсорбции, затем зажигают катод-адсорбент и продолжают очистку и разогрев совместно ионами переходного металла и ионами материала адсорбента до температуры нанесения покрытия, периодически подключая катод-адсорбент на 1,0 1,2 мин с последующей паузой в течение 1,2 2 мин, после чего катод-адсорбент выключают, напряжение на деталях снижают, зажигают на 1 10 мин катод, выполненный из тугоплавкого металла, после чего конденсируют покрытие в среде газа-реагента, причем, тугоплавкий металл выбирают из условия образования его с материалом покрытия эвтектической системы с температурой плавления эвтектики 1500 3000oC, а в качестве компонентов материала катода-адсорбента используют алюминий и/или кремний. Заявленные операции и режимы способа обеспечивают расположение предложенных слоев в определенном порядке и тем самым обеспечивают достижение поставленной заявителем цели. Это позволяет сделать вывод, что заявленные изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом. Сравнение заявленных технических решений с прототипом позволило установить соответствие их критерию изобретения "Новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемые изобретения от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявленному техническому решению соответствие критерию "существенные отличия". На чертеже представлена схема поперечного разреза предложенной конструкции. Каждая контактирующая деталь состоит из металлической основы 1 с нанесенным на ее поверхность износостойким покрытием 2 и расположенных между ними адсорбирующего слоя 3 и слоя адсорбента 4, расположенного между адсорбирующим слоем и покрытием. Дополнительные слои введены, исходя из того, что адсорбирующий слой формируют с целью увеличения адгезии покрытия к поверхности детали и совершенствования его структуры. Для этого в его состав вводят компоненты адсорбентов, например, алюминий или кремний, которые улучшают совместимость адсорбирующего слоя и последующего слоя адсорбента, создаваемого для снижения поверхностного напряжения на границе деталь-покрытие. В результате того, что этот слой содержит также тугоплавкий металл, образующий эвтектику с покрытием, снижается фазовое напряжение на границе, увеличивается сплошность покрытия. Кроме того, условие того, что металл адсорбента и покрытие образуют эвтектическую систему, позволяет формировать покрытие более мелкодисперсного строения, в котором фаза имеет округлую, повторяющуюся форму (псевдорегулируемую структуру). Кроме того, наиболее мелкодисперсионным строением отличаются покрытия, которые образуют с тугоплавкими металлами или их сплавами эвтектики с температурой плавления 1500 3000oC. Например, Mo-Ti-C, W-Ti-N и др. При выходе за указанный интервал, например, для сплавов V-Ti-C или Ni-Ti-C зерна покрытия укрупняются и регулярность отсутствует, что снижает долговечность детали с покрытием. Максимальный эффект предложенного устройства достигается при определенной толщине адсорбирующего слоя и слоя адсорбента. Толщина адсорбирующего слоя, включающего компоненты адсорбентов, например, алюминий и кремний, выбраны в пределах 0,01 2 мкм. Так как при меньших толщинах адсорбирующий слой обладает низкой адсорбирующей стойкостью, а при большей температуре он начинает отслаиваться, что в обоих случаях снижает стойкость изделия. Толщина слоя адсорбента, включающего тугоплавкий металл или его сплав, лежит в пределах 0,1 1,0 мкм. Этот слой является связующим слоем между основой и покрытием. Высокая адгезия конструкции на границе адсобирующий слой адсорбент обеспечивается непосредственно наличием адсорбирующих компонентов, а на границе адсорбат - покрытие тем, что слой адсорбента содержит тугоплавкий металл, образующий эвтектическую систему с материалом покрытия, в которых обычно существует повышенная взаимная растворимость компонентов друг в друге. Оптимальная толщина слоя адсорбента по результатам исследования составляет 0,1 1,0 мкм. При этом уменьшение или увеличение этого диапазона приводит к нарушению конструкции, то есть снижению адгезии на границах, а следовательно и долговечности деталей вследствие отслоения покрытий. Изобретение осуществляется следующим образом: Контактирующие детали располагают в камере, вакуумированной до значения 5


Формула изобретения
1. Узел трения, содержащий по крайней мере две сопряженные рабочие поверхности с металлической основой, по крайней мере одна из которых снабжена износостойким покрытием из фаз внедрения переходных металлов, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости контактирующих деталей, рабочая поверхность основы снабжена адсорбирующим слоем толщиной 0,01 2 мкм, выполненным на основе переходного металла и компонентов адсорбента, а между адсорбирующим слоем и покрытием расположен слой адсорбента, толщиной 0,1 1,0 мкм, выполненный из переходных металлов, по крайней мере один из которых является тугоплавким и образующим эвтектику с покрытием. 2. Способ изготовления узла трения, включающий размещение его в вакуумной камере, приложение напряжения к деталям узла, очистку и разогрев поверхности трения ионами испаряемых в вакууме катодов, выполненных из переходных металлов, снижение напряжения, введение газа-реагента и конденсацию покрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения изностойкости деталей, в камере дополнительно устанавливают катод, выполненный из компонентов материала адсорбента, очистку и разогрев проводят сначала ионами переходного металла до температуры адсорбции и продолжают очистку и разогрев совместно ионами переходного металла и ионами материала адсорбента до температуры нанесения покрытия, периодически подключая катод-адсорбент на 1,0 1,2 мин с последующей паузой в течение 1,2 2,0 мин, после чего катод-адсорбент выключают, зажигают на 1 10 мин катод, выполненный из тугоплавкого металла или его сплава, после чего конденсируют покрытие в среде газа-реагента, причем тугоплавкий металл выбирают с учетом образования им с материалом покрытия эвтектической системы с температурой плавления эвтектики 1500 3000oС. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве компонентов материала катода-адсорбента используют алюминий и/или кремний или сплавы на их основе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4