Опорный подшипник
Сущность изобретения: подшипник содержит покрывающий слой, осажденный катодным распылением. Покрывающий слой может быть выполнен в виде алюминиевой матрицы, содержащей дисперсную фазу олова и имет относительно низкое содержание олова по соседству с поверхностью раздела с субстратом, увеличиваясь до относительно высокого содержания у поверхности. Поверхность может представлять собой слой по существу чистого олова, действующего как предохранительный покрывающий слой во время начальной работы подшипника. 14 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорным подшипникам и к покрытиям, известным как покрывающие слои, осажденные на таких подшипниках при помощи техники катодного распыления.
Известно осаждение композиций из мягкого покрывающего сплава на рабочую поверхность опорного подшипника при помощи катодного распыления [1]. Известен покрывающий слой, основанный на меди, алюминии или серебра, имеющий столбчатые кристаллические зерна с главной осью, нормальной к направлению скольжения, и с включениями частиц фазы более мягкой, чем матрица, и также нерастворимой в матрице. Приведены примеры составов покрывающего слоя, содержащие алюминий 20% по объему олова и медь 30% по объему свинца. Такие составы сплавов, использовавшиеся в качестве сварочных или литейных материалов, в качестве основного подшипникового материала имели покрывающий слой рабочего покрытия, основанный на сплавах свинца или олова. Использование таких двух фазных сплавов в качестве покрывающего слоя привело к поиску материалов, обладающих как улучшенной износостойкостью, так и улучшенной усталостной прочностью по сравнению с обычными электрически осажденными сплавами на основе свинца и олова при сохранении хорошей прирабатываемости и хороших свойств противосхватываемости. На фиг. 1 представлен предлагаемый подшипник, сечение; на фиг. 2 - график изменения в композиции покрывающего слоя, вариант; на фиг. 3 - график другого варианта покрывающего слоя. Подшипник содержит стальной вкладыш 1, слой 2 из свинцовистой бронзы и покрытие 3, выполненное из алюминиево-оловянного композиционного материала, имеющего первый слой 4, поверхность раздела 5 из чистого алюминия толщиной приблизительно 2 мкм. Слой 4 представляет собой промежуточный слой 6, имеющий алюминиевую матрицу 7 с дисперсными частицами 8. Промежуточный слой имеет состав: приблизительно алюминий - 10% по массе олова рядом со слоем 4 и содержание олова постоянно увеличивается приблизительно до 50% по массе при толщине приблизительно 22 мкм. Покрытие 3 в виде поверхностного слоя 9 представляет собой слой чистого олова толщиной приблизительно 22 мкм. Ступенчатое приращение изменения содержания олова получается в результате ручного управления распыляющим устройством. На практике получают более равномерное изменение содержания олова, так как изменения параметров управления не приводит к мгновенным изменениям состава. На фиг. 3 показано распределение олова по толщине покрытия, где уровень приблизительно 40% по массе олова достигается примерно на половине толщины промежуточного слоя. При помощи техники катодного распыления покрывающие слои могут быть подобраны под требования конкретного двигателя в отношении состава и структуры. Покрытие на фиг. 1 и 2 было получено следующим образом. Три анода, два из алюминия и один из олова, были размещены в камере устройства катодного распыления, камера откачена до давления 6,75 х 10-6 тор (0,9 МПа), а затем давление было поднято до 8 миллитора (10,6 МПа) введением чистого аргона. Подшипники из свинцовистой бронзы со стальными вкладышами были помещены в зажимное приспособление поворотной опоры, закрепленной под углом 70о для распыляющей очистки, во время которой температура поверхности подшипника становится примерно 150оС. К зажимному приспособлению опоры подшипника было приложено смещающее напряжение 3000 В постоянного тока и получен ток 500 МА, распылительная очистка осуществлялась в течение 15 мин с вращением зажимного приспособления опоры со скоростью 1 об/мин. Во время распылительной очистки подшипников все анодные заслонки были закрыты. После 10 мин распылительной очистки два алюминиевых анода начали работу при 440 В и 17,5 А каждый, сообщая общую силовую мощность 15,4 кВт. После 5 мин смещающее напряжение на зажимном приспособлении опоры было понижено до 500 В, открыты заслонки алюминиевого анода и на поверхность подшипника нанесен слой чистого алюминия толщиной 2 мкм в течение 5 мин. В начале нанесения чистого алюминия работает единственный оловянный анод при 490 В и 4,5 А, имея силовую мощность 2,2 кВт. Оловянный анод был таким образом очищен при его закрытой заслонке. Мощность оловянного анода была затем уменьшена до 0,2 кВт при 426 В и 0,47 А, затем была открыта заслонка оловянного анода. Смещающее напряжение на зажимном приспособлении опоры было уменьшено до 100 В в течение остального времени осаждения. При продолжительности вращения носителя мощность каждого анода регулировалась через 5-минутный интервал для получения содержания олова со ступенчатой характеристикой, показанной на фиг. 2. Когда было завершено создание промежуточного слоя, были закрыты заслонки алюминиевого анода и их мощность была выключена в течение оставшегося времени нанесения поверхностного слоя олова. Состав покрывающего слоя, показанный на фиг. 2, имеет относительно одинаковую скорость изменения содержания олова на протяжении толщин от 2 до 22 мкм, тогда как покрывающий слой, показанный на фиг. 3, имеет постоянный состав между примерно 15 и 24 мкм. Таким образом, при использовании катодного распыления состав и структура покрывающего слоя могут быть "подогнаны" под специфические характеристики, показываемые конкретным типом двигателя. Усталостная прочность покрывающих слоев измеряется известным прибором определения усталости "Сапфир" и на машине определения износа. Покрывающие слои, полученные распылением, показывают среднюю прочность 107 МПа в пределах 3
Формула изобретения
1. ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК, включающий прочный опорный материал, имеющий на себе покрытие покрывающего слоя, которое представляет собой первый материал, образующий покрывающую матрицу, имеющую в себе дисперсную фазу второго материала, отличающийся тем, что, с целью повышения первоначально степени прирабатываемости и впоследствии износостойкости, дисперсная фаза второго материала имеет относительно низкое содержание на поверхности раздела между опорным материалом и покрытием и имеет относительно высокое содержание на поверхности покрытия. 2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит слой подшипникового материала, обладающего антифрикционными свойствами, расположенного между опорным материалом и покрывающим слоем. 3. Подшипник по п.2, отличающийся тем, что слой антифрикционного материала выбран из группы, включающей медные сплавы, алюминиевые сплавы и серебряные сплавы. 4. Подшипник по пп.2 и 3, отличающийся тем, что покрытие имеет промежуточный слой, расположенный между слоем антифрикционного материала и покрывающим слоем. 5. Подшипник по пп.1 - 4, отличающийся тем, что покрывающий слой в смежной с поверхностью раздела нижележащего материала части представляет собой по существу чистый материал матрицы с толщиной до 3 мкм. 6. Подшипник по п.5, отличающийся тем, что толщина части слоя по существу чистого материала матрицы лежит в интервале от 0,1 до 2 мкм. 7. Подшипник по пп.1 - 6, отличающийся тем, что общая толщина покрытия покрывающего слоя лежит в интервале от 10 до 50 мкм. 8. Подшипник по п.6, отличающийся тем, что общая толщина лежит в интервале от 15 до 40 мкм. 9. Подшипник по пп.1 - 8, отличающийся тем, что поверхность покрывающего слоя покрытия представляет собой по существу чистый второй материал с толщиной до 5 мкм. 10. Подшипник по п.9, отличающийся тем, что поверхность представляет собой по существу чистый второй материал с толщиной, лежащей в интервале между 1 и 3 мкм. 11. Подшипник по пп.1 - 10, отличающийся тем, что второй материал покрывающего слоя покрытия выбран из группы, включающей в себя свинец, олово, кадмий, сурьму, висмут, индий и их сплавы. 12. Подшипник по пп.1 - 11, отличающийся тем, что первый материал покрывающего слоя покрытия выбран из группы, включающей в себя алюминий, медь, серебро, сплавы алюминия, сплавы меди и сплавы серебра. 13. Подшипник по пп.1 - 12, отличающийся тем, что покрывающий слой покрытия осажден катодным распылением. 14. Подшипник по пп.1 - 10, 13, отличающийся тем, что покрывающий слой покрытия представляет собой алюминиевую матрицу, имеющую дисперсную вторую фазу олова. 15. Подшипник по п.14, отличающийся тем, что состав части покрывающего слоя покрытия, смежной с поверхностью раздела с нижележащим слоем, имеет алюминий 10% по массе олова, тогда как состав части, смежной с поверхностью, или поверхностный слой имеет алюминий 50% по массе олова.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.06.2009
Извещение опубликовано: 20.07.2010 БИ: 20/2010