Способ получения антифрикционного покрытия на вкладышах подшипников скольжения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения. Процесс формирования покрытия осуществляют на подшипниковом слое из алюминиево-оловянистого сплава, на который предварительно осаждают никелевую пленку толщиной 0,5-1 мкм термической диссоциацией паров тетракарбонила никеля (ТКН) при температуре вкладыша 180-200oС, последовательно нагревают вкладыш до температуры 235-285oС и осаждают никележелезный сплав (Ni-Fe) совместной термической диссоциацией паров ТКН и пентакарбонила железа (ПКЖ). Технический результат - упрощение технологии получения и формирование с заданной толщиной антифрикционных покрытий на вкладышах подшипников скольжения. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения, в частности многослойных биметаллических вкладышей подшипников скольжения автотракторных двигателей.
Известен подшипник скольжения и способ его производства, в котором на подшипник скольжения, состоящий из подшипникового слоя на основе алюминия и меди, прикрепленного к стальному вкладышу, наносят антифрикционный слой катодным распылением в вакууме непосредственно на подшипниковый слой (Патент СССР N 1809881, кл. F 16 C 33/12, 1993). Катодное распыление осуществляют при давлении аргона приблизительно 2-10-3 бар, причем подшипниковый слой удерживается при постоянной температуре, которая соответствует половинной абсолютной температуре точки плавления основного материала антифрикционного слоя. Основные составляющие антифрикционного и подшипникового слоев выполнены из Al, Cu, Fe, Ni или Ag, включения выполнены из Sn, Pb или Bi. Объемная доля включений в антифрикционном слое составляет 5-45%, при слое алюминия в качестве основной составляющей включения составляют не более 20%. Недостатком способа является то, что он относится к низкопроизводительным и термически энергоемким методам, кроме того, из-за разности энергии испарения компонентов, входящих в покрытие, трудно получить заданный исходный состав наносимого слоя. Наиболее близким по технической сущности к предложенному способу является способ получения антифрикционного покрытия, представленный в патенте на подшипник скольжения (Патент Великобритании N 2313163, кл. F 16 C 33/12, 1997). Способ получения антифрикционного покрытия на вкладыше подшипника скольжения, состоящего из стального основания, скрепленного с основанием подшипникового слоя на основе алюминия или меди и поверхностного слоя, нанесенного на подшипниковый слой и включающий, по крайней мере, один из следующих элементов - Pb, In, Cu, Ni, Zn или Sb, состоит в том, что на поверхностный слой одним из методов - электролитическим, газофазным или напылением в вакууме наносят пленку толщиной 2 мкм, по крайней мере, из одного из следующих элементов - Fe, Cr, Ni, Co, Au, Ag и Cu и затем проводят термическую обработку в течение заданного времени, при которой происходит взаимная диффузия или сплавление элементов пленки и поверхностного слоя. Например, при нанесении на поверхностный слой, состоящий из сплава Pb-In или Pb-Sn, пленки никеля толщиной 1-3 мкм электролитическим способом проводят последующую термообработку при температуре 160oC в течение 20 минут, и никель диффундирует в поверхностный слой, соединяясь с In или Sn и образуя смесь или твердый раствор. Недостатком, этого способа является сложность технологии, требующей проведения процесса в несколько стадий для получения необходимой структуры покрытия. Кроме того, указанный способ не позволяет формировать однородные по объему антифрикционные слои толщиной более 3 мкм из-за низкой скорости и ограниченной глубины распространения взаимной диффузии элементов. Задачей данного изобретения является упрощение технологии получения и формирование с заданной толщиной антифрикционных покрытий на вкладышах подшипников скольжения. Указанная задача решена предложенным способом получения антифрикционного покрытия на вкладышах подшипников скольжения, состоящих из стального основания, связанного с ним подшипникового слоя на основе алюминия, включающим введение упрочняющих добавок из никеля и железа, газофазным методом в вакууме, в котором согласно изобретению процесс формирования покрытия осуществляют на подшипниковом слое из алюминиево-оловянистого сплава, на который предварительно осаждают никелевую пленку толщиной 0,5-1 мкм термической диссоциацией паров тетракарбонила никеля при температуре вкладыша 180-200oC, последовательно нагревают вкладыш до температуры 235-285oC и осаждают никележелезный сплав совместной термической диссоциацией паров тетракарбонила никеля (ТКН) и пентакарбонила железа (ПКЖ). Никелевая пленка толщиной 0,5-1 мкм, осаждаемая термической диссоциацией паров ТКН, является исходной поверхностью для получения антифрикционного слоя, при этом пористая структура пленки обеспечивает равномерное распределение олова между растущими никележелезными (Ni-Fe) кристаллами в процессе формирования этого слоя. Пленки толщиной менее 0,5 мкм или более 1 мкм не имеют пористой структуры, необходимой для формирования однородного антафрикционного слоя с заданным химическим составом. При разложении паров ТКН нижняя граница температурного интервала (180oC) обуславливается оптимальной скоростью формирования никелевой пленки с пористой структурой, а верхняя граница (200oC) обусловлена формированием плотной никелевой пленки с беспористой структурой. При совместном разложении паров ТКН и ПКЖ нижняя граница температурного интервала (235oC) определяется температурой начала выделения олова из алюминиево-оловянистого (Al-Sn) сплава, а верхняя граница (285oC) определяется нарушением пропорции между скоростью выделения олова из Al-Sn сплава и скоростью осаждения Ni-Fe сплава из газовой фазы. Соотношение паров ТКН и ПКЖ в рабочей смеси при совместной термической диссоциации принимают равным 2,4-2,6:1 с тем, чтобы состав полученного Ni-Fe сплава в покрытии соответствовал химическому соединению FeNi3 и
Формула изобретения
1. Способ получения антифрикционного покрытия на вкладышах подшипников скольжения, состоящих из стального основания, связанного с ним подшипникового слоя на основе алюминия, включающий введение упрочняющих добавок из никеля и железа газофазным методом в вакууме, отличающийся тем, что процесс формирования покрытия осуществляют на подшипниковом слое из алюминиево-оловянистого сплава, на который предварительно осаждают никелевую пленку толщиной 0,5-1 мкм термической диссоциацией паров тетракарбонила никеля при температуре вкладыша 180-200oС, последовательно нагревают вкладыш до температуры 235-285oС и осаждают никележелезный сплав совместной термической диссоциацией паров тетракарбонила никеля и пентакарбонила железа. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при ведении совместной термической диссоциации рабочую смесь паров тетракарбонила никеля и пентакарбонила железа принимают в соотношении 2,4-2,6:1. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что объемную долю никележелезного сплава в покрытии получают равной 50-70%. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщину покрытия получают равной 5-10% от толщины подшипникового слоя.РИСУНКИ
Рисунок 1