Гироскопический анеморумбометр
2I85 53
Сома Советских
Социалистических
Республик
Всесовенал патентио-тьхничеокас1 библиотека МБА
R АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕРЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14.Х1,1906 (¹ 1112816j26-10) с присоединением заявки №
Кл. 42о, 15
42i; 20,F01
Приоритет
МПК G Olf
G 011
УДК 551.508.5(088.8) Комитет го делам иаобретоиий и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 17.У.1968. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 6.УП1.1968
Автор изобретения
Заявитель
В. Ю. Торочков
Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии
ГИРОСКОП И Ч ЕСКИ Й А НЕМО РУМБОМЕТР
Изобретение относится к области метеорологического приборостроения.
Известны устройства, предназначенные для измерения параметров ветра, содержащие флюгарку, которая укреплена на оси вращения наруж ной рамки гироскопического устройства, датчик угла, укрепленный на оси вращения внутренней рамки и электрически связанный с датчиками момента, установлен ными на осях вращения наружной и внутренней рамок. Подобные устройства позволяют измерять только интегральное направление ветра, скорость же ветра этим прибором измерить невозможно.
В предложенном устройстве датчик угла, установленный IHB оси наружной рамки приемника ветра, соединен с датчиком момента, установленным на оси внутренней рамки гироскопического устройства. Это дает возможность измерить составляющую среднего вектора ветра в,направлении ориентации флюгарки, которая сохраняет неизменным свое направление в пространстве. Использование трех аналогичных устройств, ориентированных взаимно ортогонально,,позволяет измерять суммарное з начение вектора ветра за выбранный интервал времени.
На,фиг. 1 приведена схема размещения трех идентичных привмников скорости и направления ветра по осям координат; на фиг. 2— кинематическая схема приемника, Приемники 1 располагаются так, что их флюгарки 2 воспринимают составляющие вектора ветра по трем взаимно ортогональным
5 осям координат ОХ, ОУ, OZ, флюгарка2 укреплена на оси 8 вращения, наружной рамки4 гироскопического устройства. На внутренней рамке 5 установлен датчик б угла, связанный с датчиком 7 момента, расположенным на оси
10 вращения наруноной рамки 4. С осью вращения наружной рамки 4 соединен датчик 8 угла, связанный с датчиком 9 момента, расположенным на оси вращения внутренней рамки 5. Для улучшения динамических характе15 ристик устройства с внутренней рамкой 5 связа;н демпфер 1О.
Составляющая воздушного потока создает на .оси 8 момент, который стремится развернуть наружную рамку 4, но в силу гироскопи20 ческих свойств ыа синает прецессировать внутренняя рамка 5. Угол поворота внутренней рамки 5 пропорционален интегралу от действующего момента на оси 8 и поэтому может достигать любой величины. Для обеспечения
25 работоспособности гироскопа угол поворота внутрен ней рамки не должен быть больше
30 — 40 . Поэтому в целях компенсации аэродинамического момента на оси вращения внутренней рамки установлен датчик б угла, ко30 торый управляет работой датчика 7 момента.
Составитель С, Непомнящая
Редактор Е. В. Семанова Тскред А. А. Камышникова
Корректоры: H. И. Быстрова и А. П. Татаринцева.
Заказ 21!2!20 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по .!снам !!зобретсии!! и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Этот датчик развивает момент, ровный, но протпвоположпыЙ аэродинамическому моменту. При такой связи между рамками 4 и угол поворота рамки 5 }3 установившемся рсжиме будет пропорционален аэродинамическому моменту на Ocll 8 наружной рам ки 4.
Для того, чтобы флюгарка 2, воспринимающая воздушное давление, все время была ориентирована отнссптельно выбранной системы коовдппят, ТО ес1ь Оставалась 1!сподвижной, ня осп 3 вращения наружной рамки 4 уста павливается датчик 8 угла, который управляет работой датчика 9 момента, установленного на осп вращения внутренней рамки 5. Всякое изменение ориентации флюгарки
2. являющееся следствием поворота наружной рамки 4 вокруг своей оси, вызывает поя!вление сигнала на дагчике 8 угла, который вырабатывает соответствующий момент на датчике 9, и,наруж!ная рамка 4 возвращается в исходное положение.
Выходным сигналом, характеризующим среднее значение вектора скорости ветра по одной !из координатных осей, является угол поворота рам.ки 5.
Предмет изобретения
Гироскопический анеморумбометр, состоя. щий из трех приемнтиков ветра, каждый из которых содержит флюгарку, Овязанную,с на10 ружной рамкой гироскопического устройства и ориентированную ортогонально по отношению к направлению других флюгарок, датчик угла,на внутренней рамке, связанный с,датчиком момента на наружной рамке, отличаю15 и!ийся тем, что,,с целью измерения составляющих среднего вектора ветра в направле нии ориентации фл!Огар!си при неизменном ее положении, датчик угла, установленный на оси наружной рамки каждого приемника вет20 ра, соед!!нен с датчиком момента, установленным на оси внутренней раикг!.

