Путевой датчик (варианты)
Авторы патента:
Использование: в установках для счета осей железнодорожных подвижных составов. Сущность изобретения: путевой датчик содержит генератор электромагнитных колебаний, приемопередающие антенны, разветвители сигналов, направленные ответвители и фазовые детекторы, выходами, подключенные к резистивной схеме сложения сигналов. В другом варианте исполнения путевой датчик содержит амплитудные детекторы, выходами которых образованы выходы управляющих сигналов. 2 с.п.ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к путевым датчикам, которые используются в устройствах для счета осей железнодорожных (ЖД) подвижных составов для раздельного счета осей ЖД составов, движущихся по одной колее в разных направлениях.
Известен путевой датчик, входящий в устройство для счета осей ЖД вагонов (патент ЕПВ N 0130226, кл. B 61 L 1/16, 1988 г.). Это устройство содержит два путевых датчика, СВЧ-генераторы, два детектора, два направленных ответвителя и блок обработки сигналов датчика. Датчики выполнены в виде приемопередающих антенн. Датчики установлены на одном рельсе, так что электрические оси антенн направлены к ободу колеса вагона. Такой датчик неустойчив к путевым помехам, срабатывает от башмаков электромагнитных тормозов и посторонних предметов, находящихся в зоне его действия. Наиболее близким аналогом изобретения является датчик фирмы "Сименс" (Германия) (Бухгольц В.П. и др. Путевые датчики контроля подвижного состава на рельсовом транспорте. М. Транспорт, 1976, с. 45-47). Этот датчик содержит генератор электромагнитных колебаний звуковой частоты, два приемных и два передающих устройства, установленных у двух рельсов ЖД пути, разветвитель сигналов на два канала, два светвителя сигналов из двух каналов в один, фазовращатель, формирующее звено, усилитель, формирователь, схему запроса, триггер и фильтр. Этот датчик не срабатывает от посторонних предметов, движущихся по одному рельсу, но он плохо защищен от естественных и путевых электромагнитных помех и дает ложные срабатывания от башмаков электромагнитных тормозов. Техническим результатом изобретения является защищенность датчика от естественных и путевых электромагнитных помех и башмаков электромагнитных тормозов. Датчик срабатывает только от появления в зоне его действия ЖД колесной пары, так как он измеряет расстояние между внутренними вертикальными гранями ободов колес. В России это расстояние равно 1440









При изменении Ф= 0-


где Uо амплитуда опорного сигнала;
Uк амплитуда сигнала на выходе бокового плеча НО. I вариант
Путевой датчик содержит генератор 1, разветвителя сигналов 2 и 3, направленные ответвители 4, антенны 5, фазовые детекторы 6, резисторы 7 (фиг. 1). Выход генератора 1 соединен с входом разветвителя 2, один выход которого соединен с входом разветвителя 3, другие два выхода разветвителя 2 соединены с входами направленных ответветвителей 4. Выходы основных плеч ответвителей 4 соединены с входами антенн 5. Выходы разветвителя 3 соединены с входами опорных сигналов фазовых детекторов 6. Выходы боковых плеч направленных ответвителей 4 соединены с сигнальными входами фазовых детекторов 6. Выходы фазовых детекторов 6 соединены по схеме арифметического суммирования их сигналов с помощью последовательно соединенных резисторов 7. Выходной сигнал путевого датчика снимается с выходов фазовых детекторов как сумма сигналов каждого детектора. Антенны 5 установлены с внутренней стороны рельсов электрическими осями в направлении перпендикуляров к боковым поверхностям головок рельсов со сдвигом этих солей вдоль ЖД пути на расстоянии от нуля до половины размера раскрыва антенн в горизонтальной плоскости. Путевой датчик работает и без сдвига антенны, но в этом случае он не сможет различать составы, идущие с разных направления по одной колее. Путевой датчик работает следующим образом. При отсутствии в зоне его действия колесной пары напряжение на выходах фазовых детекторов принимают определенное значение. Для простоты будем считать эти напряжения, пропорциональные разности фаз сигналов отраженных от головок рельсов и опорных сигналов, равными нулю. При нахождении в зоне действия датчика колесной пары, длина пути сигнала генератора, отраженного от внутренней вертикальной грани ободов колес, измениться, в нашем случае на p. Напряжение на выходе датчика в виде импульса станет максимальным, значительно превышающим пороговый уровень (фиг. 6). Этот импульс является импульсом счета колесной пары. Определить направление движения состава, проходящего мимо датчикав, можно с помощь схемы фиг.3. В этом случае антенны 5 должны быть разнесены вдоль пути на расстояние, не превыщающее половины раскрыва антенн 5. В рабочем состоянии включен генератор 1 и антенны 5 излучают СВЧ-сигнал в сторону рельсов. Когда одно колесо колесной пары располагается напротив раскрыва одной из антенн 5, на выходе одного фазового детектора появляется сигнал. Срабатывает одна ключевая схема и тем самым блокирует другую схему. При расположении колес одновременно перед раскрывами двух антенн срабатывает схема И и сигнал управления поступает на управляющий вход одного из счетчиков 15, этот счетчик начинает счет, так как на сигнальных входах счетчиков также подается сигнал счета. При движении состава с другого направления на выходе другого фазового детектора появляется сигнал, срабатывает другая ключевая схема и поэтому счет осей будет вести другой счетчик. II вариант
Путевой датчик содержит генератор 1, разветвитель2 и три разветвителя 3, два направленных ответвителя 4, две антенны 5, два фазовых 6 и два амплитудных 9 детектора и два резистора 7. Выход генератора 1 соединен с входом разветвителя 2, два выхода которого соединены с входами направленных ответвителей 4, а третий соединен с входом одного разветвителя 3, выходы которого соединены с входами опорных сигналов фазовых детекторов 6, выходы основных плеч направленных ответвителей 4 соединены с входами своей антенны 5, выходы боковых плеч направленных ответвителей соединены с входами второго и третьего разветвителей 3, один из выходов каждого разветвителя соединен с сигнальным входом фазового детектора 6, а вторые выходы соединены с входами амплитудных детекторов 9, выходы фазовых детекторов 6 соединены по схеме арифметического сложения сигналов через последовательно соединенные резисторы, причем выход схемы сложения является сигнальным выходом датчика, а выходы амплитудных детекторов являются выходами управляющих сигналов датчиков. Путевой датчик работает следующим образом. Что касается фазовой части датчика, то она работает как и в первом варианте исполнения. Амплитудная часть датчика увеличивает надежность его работы и защищенность от путевых помех и сторонних предметов. Эта часть совместно со схемой фиг.4 обеспечивает включение счетчиков только когда амплитуды сигналов, отраженных от колес колесной пары, равны между собой. В момент, когда оба колеса находятся напротив смещенных раскрывов антенн 5 (фиг. 7), их сигналы выравниваются. В этом случае схема вычитания по их разности выдает сигнал на включение третьего разомкнутого контакта схемы И 16 и на управляющие входы счетчиков подаются управляющие сигналы включения того или иного счетчика в зависимости от направления прихода к датчику состава. Таким образом датчики в вариантах исполнения срабатывают только и только от колесной пары и не от каких бы-то ни было посторонних предметов.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Похожие патенты:
Приемник для рельсовой цепи // 2091262
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано в перспективных системах автоблокировки для контроля состояний рельсовых линий
Приемник для рельсовой цепи // 2089428
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в перспективных системах автоблокировки для контроля состояний рельсовых линий
Фазочувствительный путевой приемник // 2089427
Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, а именно к электрическим рельсовым цепям переменного тока и может быть использовано в системах регулирования движения поездов для приема информации о занятости станционных рельсовых цепей
Рельсовая цепь // 2089426
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности, к устройствам регулирования движения поездов, и может быть использовано как на станциях, так и на перегонах
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах
Приемник для рельсовой цепи // 2083410
Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики для обеспечения безопасности функционирования преобразователей
Приемник для рельсовой цепи // 2104199
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам контроля состояний рельсовых линий
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля состояний рельсовых линий в централизованных системах автоблокировки
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно, к устройствам интервального движения поездов на перегонах
Рельсовая цепь тональной частоты // 2116215
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии
Рельсовая цепь // 2120878
Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам рельсовых цепей, и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте и линиях метрополитена
Рельсовая цепь // 2127685
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к системам интервального регулирования движения поездов
Изобретение относится к области автоматики для рельсового транспорта, в частности к устройствам для контроля свободности (занятости) коротких участков рельсового пути, неизолированных от соседних частей пути
Устройство автоматической блокировки с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирующих стыков // 2149785
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах