Способ контроля состояния рельсовой линии и рельсовая цепь повышенной длины
Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают импульс напряжения с широким частотным спектром и по реакции рельсовой линии на поданный сигнал, измеренный на том же конце, судят о состоянии рельсовой линии. Рельсовая цепь повышенной длины содержит генератор сигнала, измерительное устройство, включающее в себя резистор, включенный параллельно аналого-цифровому преобразователю, и подключенное выходом к входу управления генератора сигнала и входу устройства обработки информации и управления, и нагрузочный элемент. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей рельсовой цепи. 2 с.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии.
Известен способ контроля состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал, по реакции рельсовой линии на поданный сигнал, измеренной на том же конце, судят о состоянии рельсовой линии, в том числе о ее свободности (SU, авторское свидетельство N 1832092, B 61 L 23/16, 1989). Недостатком данного способа является невозможность обеспечить контроль за состоянием длинной рельсовой линии и ограниченные функциональные возможности: отсутствие контроля исправности рельсовой линии, отсутствие информации о сопротивлениях балласта и рельсовой нити, отсутствие информации о расстоянии до шунта при условии его наличия. Известна рельсовая цепь повышенной длины, содержащая генератор сигнала, один полюс которого соединен с первой рельсовой нитью на одном конце рельсовой линии, измерительное устройство, выполненное в виде аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к входу устройства обработки информации и управления (RU, патент N 2022855, B 61 L 23/16, 1991). Недостатками данной рельсовой цепи являются малая длина контролируемой рельсовой линии и ограниченные функциональные возможности: отсутствие контроля исправности рельсовой линии и скорости подвижной единицы при занятой рельсовой линии. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в возможности увеличения длины контролируемой рельсовой линии и расширении функциональных возможностей рельсовой цепи, связанных с осуществлением контроля состояния и исправности рельсовой линии. Технический результат достигается тем, что в способе контроля состояния рельсовой линии, заключающемся в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал, по реакции рельсовой линии на поданный сигнал, измеренной на том конце, судят о состоянии рельсовой линии, в том числе о ее свободности, упомянутый сигнал формируют в виде импульса напряжения с широким частотным спектром, определяют сопротивление R рельсовой нити, индуктивность L рельсовой нити и сопротивление Rб балласта по кривой тока переходного процесса путем выбора на упомянутой кривой трех точек I(t1), I(t2) и I(t3) и решения системы нелинейных алгебраических уравнений
где
Lуд - заранее известная удельная индуктивность рельсовой линии,
сравнивают длину X с длиной контролируемой рельсовой линии и при превышении ею длины X свободной части рельсовой линии или наоборот судят о занятом или свободном состоянии рельсовой линии соответственно, определяют зависящие от времени удельное сопротивление рельсовой нити Rуд = R/X и удельное сопротивление балласта Rбуд = Rб


относительно R, L и Rб,
где
Zг - сопротивление генератора;
Zн - сопротивление нагрузки;
R - сопротивление рельсовой нити;
L - индуктивность рельсовой нити;
Rб - сопротивление балласта. Для данного варианта рельсовой цепи в операторном виде

где
s - оператор Лапласа;
U(0) - начальное напряжение на конденсаторе;
C - емкость конденсатора на входе рельсовой линии;
ZГ = l/sC;
ZН = 0. Далее вычисляют
X = L/Lуд,
Rуд = R/X,
RБуд = RБ

где
X - длина свободной рельсовой линии;
Lуд - удельная индуктивность рельсовой нити, заранее известная величина;
Rуд - удельное сопротивление рельсовой нити, зависящая от времени величина;
RБ уд - удельное сопротивление балласта, величина, зависящая от времени. Потом принимают решение о состоянии рельсовой линии:
1. Если величина X больше длины рельсовой линии, то принимается решение о свободности рельсовой линии;
2. Если величина удельного сопротивления рельсовой нити больше предельного или величина удельного сопротивления балласта меньше предельного, то принимается решение о неисправности рельсовой линии. 3. Если рельсовая линия занята, то вычисляется скорость подвижной единицы как разность текущего и предыдущего значения X, деленная на период времени между импульсами. Конкретная реализация рельсовой цепи повышенной длины при использовании данного способа заключается в следующем. Изображенный на фиг. 2 генератор импульсов работает таким образом: через выпрямитель 6 и ключ 7 заряжается конденсатор 8, который по сигналу из устройства обработки информации и управления 4 разряжается через ключ 9 в рельсовую линию 1. Изображенное на фиг. 3 измерительное устройство 3 работает следующим образом: аналого-цифровой преобразователь 11 преобразует снимаемое с резистора 10 напряжение, преобразует его в код и посылает в устройство обработки информации и управления 4, изображенное на фиг. 4, и работающее следующем образом: однокристальная микроЭВМ 12 запоминает кривую тока переходного процесса, проводит ее предварительную обработку и посылает через линию связи 14 в ЭВМ 13, которая проводит окончательную обработку кривой тока переходного процесса и выдает требуемую информацию. Технико-экономические преимущества предлагаемого технического решения заключаются в том, что уменьшается количество используемой аппаратуры как за счет применения импульсного питания рельсовой линии, так и за счет увеличения длины контролируемой рельсовой линии, причем за счет использования современных средств автоматики и вычислительной техники повышается гибкость принятия решения и возможность повысить длину контролируемой рельсовой линии и изменить количество и качество выдаваемой информации о состоянии рельсовой линии, изменяя при этом только математическое обеспечение устройства обработки информации и управления 4.
Формула изобретения
I(t1) = I(t1, Zг, Zн, R, L, Rб),
I(t2) = I(t2, Zг, Zн, R, L, Rб),
I(t3) = I(t3, Zг, Zн, R, L, Rб)
относительно R, L и Rб,
где Zг - сопротивление генератора сигнала;
Zн - сопротивление нагрузки рельсовой линии,
при этом определяют длину свободной рельсовой линии определяют по соотношению
X = L / Lуд,
где Lуд - заранее известная удельная индуктивность рельсовой линии,
сравнивают длину X с длиной контролируемой рельсовой линии и при превышении ею длины X свободной части рельсовой линии или наоборот судят о занятом или свободном состоянии рельсовой линии соответственно, определяют зависящие от времени удельное сопротивление рельсовой нити Rуд = R / X и удельное сопротивление балласта Rбуд = Rб

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5